Некоторые рекомендации родителям и педагогам
методическая разработка по логопедии на тему

Алексеева Елена Александровна

Особенности развития речи у мальчиков и девочек.

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya.docx297.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

 

Мальчики

Девочки

Острота слуха до 8 лет

Выше

Ниже

Чувствительность к шуму

Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

Более чувствительны

Кожная чувствительность

Ниже

Выше

Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление)

Медленное.

С возрастом начинает лидировать

Быстрое

Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга

Медленное

Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

Речевое мышление

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно

Лучше развита речь, но мышление более однотипно

Поисковая деятельность.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи

Лучше выполняют типовые задачи

Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

Лучше

Хуже

Период врабатываемости

Медленно набирают нужный уровень работоспособности

Быстро набирают работоспособность

Развитие памяти

Длится достаточно долго

Завершается рано.

Больше опираются на механическое запоминание

Утомление

Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

Низкое

Высокое

Скорость чтения

Ниже

Выше

Правописание

Хуже

Лучше

Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию

Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение

Добрые слова (которые нравятся самим детям)

Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше

Рисунки  детей

Танки, самолёты, человек – паук

Дом, цветы, животные,  человек!

Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию

Адаптируются хуже, стараются не подчиниться

Адаптируются лучше

Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, невозможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи, часто более утомляемы, чем их нормативные сверстники. В связи с этим, занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться особым образом. На что стоит обратить внимание при организации коррекционной работы дома?

Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к логопедическим занятиям в целом.

Занятия должны осуществляться регулярно, ребенок должен осознавать, что эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки.

Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Это необязательно стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде деятельности, поэтому, стоит убрать все отвлекающие факторы и создать спокойную атмосферу. Некоторые виды работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это различные игры, направленные на развитие речи детей.

Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал.

В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции звуко - произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой, направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт, у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и вышеперечисленные психические функции.
В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой моторки и, как мы все понимаем, не будет лишним.

При работе над звуко- произносительными навыками следует помнить, что мало научить ребенка правильно выговаривать тот или иной звук. Много сил требуется для того, чтобы автоматизировать его, ввести в речь ребенка. Поэтому, родители должны регулярно напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые уже знает. При искаженном произнесении пройденных звуков стоит акцентировать внимание ребенка на ошибке и попросить повторить его.
Одним из основных факторов успешной работы является похвала и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок должен понимать, что   ему следует постараться и хорошо позаниматься, чтобы получить одобрение со стороны родителей.
И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в его силы и успехи.

Коррекция нарушений чтения у младших школьников

Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на насилии: плохо читаешь – читай больше, это приносит издержки, которые мы имеем: в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей, у них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Навык чтения является общеучебным навыком. Ананьев Б.А. указывал, что “Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредствам чтения и письма, остальному”, поэтому нарушения процесса чтения у младших школьников - это одна из самых актуальных проблем логопедии.
Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.
1) создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях;
2) тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.
Сохранить у ребенка положительный настрой помогают таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 18, 13 и 5 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы ребёнок соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками.
Далее следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности.
Логопед М.Лукашенко и психолог Н.Г.Свободина, имеющие большой опыт коррекционно-развивающей работы, предлагают специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.
Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогают превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

Упражнения к таблицам М.Л. Лукашенко

Таблица 1
(1–2 занятия)

Уточнение понятия гласных и согласных звуков.

Уточнение понятия звонких и глухих согласных звуков.

Объяснение необходимости утрированного артикулирования.

Чтение букв в различном порядке с усиленной артикуляцией.

Объяснение необходимости проговаривания при письме.

Письмо с проговариванием гласных букв.

Письмо с проговариванием согласных букв.

Письмо с проговариванием закрытых слогов.

Письмо с проговариванием открытых слогов.

Письмо с проговариванием коротких слов из трёх-четырёх букв.

Таблица 1р

В таблице только звуки, которые можно произносить длительно, интонировано, «петь». Работа аналогичная.

Таблица 2
(1–2 занятия)

Чтение букв из определённой строки или столбика.

Самостоятельное составление слов из трёх-четырёх букв.

Письмо отдельных букв, кроме йотированных.

Письмо букв Я, Е, Ё, Ю.

Письмо закрытых и открытых слогов.

Запись слов.

Таблица 2р

В таблице только звуки, которые можно произносить неинтонировано – произносить чётко, отрывисто, с утрированным артикулированием.

Таблица 3 (контрольная)
(10 – 15 минут)

Чтение букв в любом порядке, усиленно артикулируя.

Написание букв с проговариванием.

Таблица 3р (обобщающая)

Смешанная таблица для закрепления навыков чтения и письма с проговариванием отдельных букв.

Таблица 4
(3–5 занятий)

Чтение слогов по строчкам, столбикам чётко и утрированно проговаривая все звуки.

Отгадывание - от какого слова могли «оторваться» эти буквы.

Письмо под диктовку с проговариванием серии по 7-10 слогов.

Письмо слов, где две буквы стоят в конце, в начале и середине слова.

Таблица 4р

Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением.

Таблица 5
(2–3 занятия)

Чтение слогов по строчкам, столбикам.

Составление слов из данных слогов.

Письмо слов, частью которых являются эти слоги (слова только двусложные).

Таблица 5р

Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением.

Таблица 6 (контрольная)
(10 – 15 минут)

Чтение слогов в любом порядке, усиленно артикулируя.

Написание слогов с проговариванием.

Таблица 6р (обобщающая)

Смешанная таблица для закрепления навыков чтения и письма с проговариванием отдельных слогов.

Таблица 7
(3–5 занятий)

Предварительные упражнения на различение твёрдых и мягких согласных на слух.

Чтение букв и слогов без Ь, а затем с ним.

Письмо слов без мягкого знака, а затем с ним. Работа с объяснением значения слов без мягкого знака и с мягким знаком.

Таблица 7р

Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением.

Таблица 8
(1–2 занятия)

Чтение слогов по строчкам, столбикам,  ступенькам.

Игра «Добавь буквы» (с одной или с двух сторон).

Письмо слогов – под диктовку, списывая.

Письмо слов, которые получились в игре «Добавь буквы».

Таблица 8р

Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением.

Таблица 9
(1–2 занятия)

Чтение слогов по строчкам, столбикам,  ступенькам.

Игра «Добавь буквы» (с одной или с двух сторон).

Письмо слогов – под диктовку, списывая.

Письмо слов, которые получились в игре «Добавь буквы».

Таблица 9р

Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением.

Таблица 10 (контрольная)

Чтение  слов с Ь в конце.

Чтение слов с гласной в конце.

Чтение слов, где  в конце слышится один звук, а пишется другой.

Письмо под диктовку самых сложных слов.

Списывание 15 – 20 слов.

Таблица 11
(3–5 занятий)

Чтение слогов, используя фишки и игральные кости.

Образование слов с добавлением букв.

Письмо слогов – под диктовку, списывая.

Письмо слов, которые получились в игре «Добавь буквы».

Таблица 11р

Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением.

Таблица 12, 13

Чтение слов по столбикам, в порядке усложнения.

Составление предложений со словами.

Письмо с проговариванием под диктовку.

Списывание слов.

Провести  разбор:

указать род и число;

изменить по падежам в ед. и мн. числе;

определить склонение;

подобрать родственные слова;

записать предложение.

Таблица 14

Чтение с утрированной артикуляцией в конце слова.

Составление предложений со словами.

Письмо с проговариванием под диктовку.

Списывание слов.

Провести  разбор:

изменить по лицам;

изменить по временам;

образовать возвратную форму: глагол + ся;

изменить с помощью приставок;

добавить частицу НЕ;

записать предложение.

Примеры таблиц

Таблица 1

А

В

С

Ж

З

И

Л

М

Н

О

Р

С

У

и

Х

Ш

ы

Щ

э

а

о

Ж

З

Ш

З

Л

В

у

О

Э

С

Э

И

Ф

Ж

а

Н

А

Р

ы

У

Ш

Таблица 4

аб

ол

ёг

ок

ог

юз

ув

эж

ар

ык

эн

эщ

од

эр

ёт

уд

ил

ыд

ац

ёв

ущ

уж

ош

ег

эх

ыф

ор

ощ

ал

ом

ём

аз

эф

ёз

ев

юм

иг

ос

эд

эч

ег

ёт

юд

ак

ен

ел

ёс

ож

иш

эк

ус

ум

яр

ед

юс

ез

эп

ук

ащ

эв

ун

ох

яц

ов

оц

ёд

ух

эм

уч

эс

юг

ем

ам

ут

им

ыщ

яд

он

ён

уг

эр

оз

ур

об

ыс

ям

ещ

ик

ад

ёл

оч

яв

юш

эб

ющ

ыт

юц

ас

аш

ёщ

юл

яс

ым

уз

ян

ыз

ел

уф

яз

эг

юр

ив

ех

аг

ер

еф

уп

уц

яц

ич

ыб

еч

ыр

эз

ык

аж

оп

ек

ын

ях

ач

иф

ах

ящ

ир

ёц

ид

ул

ыв

ёш

як

ыж

ец

ес

ип

ет

еш

ют

ыц

юв

яг

юф

ан

ыг

ыл

ёф

эл

ищ

ат

ис

эц

юн

ящ

от

ит

юх

из

ят

ёч

аф

уб

ых

ав

ыч

ин

юк

ыш

ёк

ял

ап

уш

юч

оф

эш

ёх

яф

яч

уз

ад

ус

ел

ос

ор

ён

ав

яв

эп

он

Таблица 10

сон

три

бой

ест

бок

вот

газ

дар

вон

жал

зонт

кит

жил

зуб

жук

код

люк

жар

кот

лук

дал

лом

лак

дар

дым

мак

нос

пар

ныл

стол

стал

стул

мок

рак

сны

сто

стог

мыс

ток

шла

флаг

был

хор

цепь

час

штаб

шум

швы

жук

гол

том

спи

рад

сны

рубль

рви

гром

крот

гриб

град

царь

хлеб

хлоп

бег

бык

пил

бил

хвощ

шов

газ

гул

швы

гнил

дрозд

чуб

трап

лёг

мел

лещ

мял

бот

пот

быль

пыль

щит

моль

мощь

сел

вещь

клён

слон

стон

стан

кран

бор

банк


Используемая литература

  1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – С-Петербург: Издательский Дом «МиМ», 1997.
    2. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - С-Петербург: Лениздат, Издательство «Союз», 2002.
    3. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. - Изд-во: Эксмо, 2004.

 АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

Заборчик

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Лопаточка

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи,
И лопатку подержи.

Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

Змейка

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.

Чашечка

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Вкусное варенье

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье.
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нет других дел

.

Трубочка-желобок

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается,
Желобок не разрушается.

Горка

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

Маляр

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Лошадка

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

Грибок

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

Гармошка

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз,
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.

Пароход

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход:
Ы-Ы-Ы-Ы…
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы…
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы…
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы…

Болтушка – индюк

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки: бл -бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

Барабанщики - дятел

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка.

«КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствую...

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Буклет "Некоторые рекомендации родителям"

Некоторые рекомендации родителям: Рекомендации по  формированию здорового  образа жизни ребенка. Гигиенические требования к спортивной форме на воздухе и в спортивном зале.Подвижны...

Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста. Рекомендации родителям и педагогам

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непоср...

Конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Данные рекомендации будут полезны как родителям, так и педагогам. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его неверба...

Рекомендации родителям и педагогам по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

Данные рекомендации составлены с целью просвещение о значении и необходимости развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материал содержит ос...