"Дифференциация звуков д-т"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Александрова Наталья Валерьевна

конспект урока произношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_proiznosheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок произношения во 2  классе.

  Тема урока: «Дифференциация звуков  д-т».

  Цели урока:

Произносительные задачи.

1.тренировать детей в дифференциации звуков д-т в слогах, словах, предложениях, связной речи (на слух и в собственном произношении);

2. развивать умения менять силу голоса, делать ударение;

3. тренировать детей в воспроизведении вопросительных интонаций;

4.формировать навыки звуко-буквенного анализа;

5. обогащать словарь.

Развивающие задачи.

6. развивать фонематическое восприятие;

7. развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление - при обобщении.                    

Воспитательные задачи.

8. воспитывать положительную мотивацию к учению;

9. воспитывать мужество, умение защитить слабого.

Оборудование:

Картинки  с изображением профессий людей, карточки с названиями профессий, предметные картинки, книга В.В. Маяковского «Кем быть?».

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

    Упражнение на внимание.

 Игра «Сделай наоборот»:

-руки вверх…..руки вниз,

-правая вверх…левая вниз  и т.д.

 2.Введение в тему урока.

             

                       к о д ч а               ч т о к а

                         дочка                       точка

 -Определить значение этих слов.

-Чем отличаются слова в произношении и написании?

-Сообщение темы урока:

    « Дифференциация звуков д-т».

 Сегодня мы будем тренироваться различать звуки д-т на слух и в произношении. 3.Артикуляционная гимнастика.

-дыхательные упражнения

а) произнесение на выдохе гласных 1-го ряда: а  о  у  э  ы

б) а --------------

    о-----------

     у------------------

в) а-а ?

    о- о ?- о

    у ? – у- у

- упражнение для губ: « улыбка» (счёт до 5)

-упражнения для языка

а) покусали язычок

б) «лопатка»

в) «молоточек»- стучим кончиком языка за верхними зубами без голоса ( т-т-т), с голосом (д-д-д).

 4.Характеристика звуков д-т, их сходство и отличие.

( губы растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка прижат к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, при произнесении звука «д» голосовые складки вибрируют, а при произнесении звук «т» голосовые складки не вибрируют)

«д»- согласный, звонкий, твёрдый, парный.

«т»- согласный, глухой, твёрдый, парный.

5.Диффференцированное  определение звуков «д»- «т» на слух.

Игра «Навостри-ка ушки, да послушай».

а) т л д н т д к т

б) до та но ты лу ду

в) Игра «Шифровальщик»

  пилот  продавец  ткачиха  художник  контролёр

                 ( 5т, 4д, 1т, 3д, 4т)

Индивидуальная работа ( 2чел.- указать место звука: начало, середина, конец)

- Как  можно одним словом  назвать эти слова?

Профессия – работа

                труд

                дело

                школа

-Выберите слова, которыми можно заменить слово профессия.

6. Сегодня мы отправимся в мир профессий, а чтобы правильно произносить их названия, поработаем над слогами.

1) чтение слогов с доски

а) да –  да -  та

    та -  да -    да     (прочитать с ударением)

    да – та -  та

б) ата - ота - уто

    ода - адо - удо     1 и 3 строчку – тихо

  там – том – тум      2 и 4 строчку - громко

   дым – дом - дам

2). Игра « Телефон» (послушать и повторить)

     да – та – та     ду – ду – ту     ды – ты – ды     до – то – то    там – там – дам  

    тук -  тук – дук

3).Игра с мячом. Замени первый звук («д» на «т» и наоборот)

   Там - дам, дон-тон, доска-тоска, тушь - душь, дочка – точка, творец – дворец, доля -Толя.

7. Послушайте отрывок из стихотворения Маяковского «Кем быть».

           «Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

              Здравствуйте, дети! Кто из вас болен?

              Как живёте? Как животик?

              Погляжу из очков кончики язычков …..»

-О ком говорится в этом стихотворении?

-Составьте схему слова  доктор.

-Какой 1 звук в слове? 4 звук?

-Какие профессии вы ещё знаете, в названии которых есть звуки «д-т»?

              ( ответы детей)

-А кто такой скульптор?

-Вставьте  пропущенные буквы.  (Слова на доске)

-По названию  действия назовите профессию:   лечит, шьёт, рисует, ведёт, разносит, продаёт, проверяет.

 

8.А какими чертами характера должны обладать люди этих профессий?   (добрый, трудолюбивый, ответственный и др.)

                 Мужественный - смелый, храбрый, отважный.

Мужественная лётчица, мужественный лётчик.

-Объясните смысл пословицы:

Ростом мал, да мужеством богат.

-В каких словах вы услышали звуки «д-т»?

-Назовите предлоги, в которых есть наши звуки.

         От, над, под, до.

- Вставить пропущенный предлог в предложениях.

           Доктор лечит нас …. кори.

           Машинист ведёт поезд … станции.

            Почтальон принёс письмо … друга.

           Художник нарисовал лису … сосной.

        Водолаз работает … водой.

 9.Связная речь. Составить рассказ по плану:

-Кто это?  Это художник.

-Что он делает? Он рисует.

-Что ему нужно для работы? Ему нужны для работы кисточки, краски, карандаши.

( Каждый ребёнок работает по своей карточке).

_ В названии каких предметов есть звуки «д-т»?

10.Подведение итогов работы.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....