"Дифференциация звуков д-т"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок произношения во 2 классе.
Тема урока: «Дифференциация звуков д-т».
Цели урока:
Произносительные задачи.
1.тренировать детей в дифференциации звуков д-т в слогах, словах, предложениях, связной речи (на слух и в собственном произношении);
2. развивать умения менять силу голоса, делать ударение;
3. тренировать детей в воспроизведении вопросительных интонаций;
4.формировать навыки звуко-буквенного анализа;
5. обогащать словарь.
Развивающие задачи.
6. развивать фонематическое восприятие;
7. развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление - при обобщении.
Воспитательные задачи.
8. воспитывать положительную мотивацию к учению;
9. воспитывать мужество, умение защитить слабого.
Оборудование:
Картинки с изображением профессий людей, карточки с названиями профессий, предметные картинки, книга В.В. Маяковского «Кем быть?».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Упражнение на внимание.
Игра «Сделай наоборот»:
-руки вверх…..руки вниз,
-правая вверх…левая вниз и т.д.
2.Введение в тему урока.
к о д ч а ч т о к а
дочка точка
-Определить значение этих слов.
-Чем отличаются слова в произношении и написании?
-Сообщение темы урока:
« Дифференциация звуков д-т».
Сегодня мы будем тренироваться различать звуки д-т на слух и в произношении. 3.Артикуляционная гимнастика.
-дыхательные упражнения
а) произнесение на выдохе гласных 1-го ряда: а о у э ы
б) а --------------
о-----------
у------------------
в) а-а ?
о- о ?- о
у ? – у- у
- упражнение для губ: « улыбка» (счёт до 5)
-упражнения для языка
а) покусали язычок
б) «лопатка»
в) «молоточек»- стучим кончиком языка за верхними зубами без голоса ( т-т-т), с голосом (д-д-д).
4.Характеристика звуков д-т, их сходство и отличие.
( губы растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка прижат к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, при произнесении звука «д» голосовые складки вибрируют, а при произнесении звук «т» голосовые складки не вибрируют)
«д»- согласный, звонкий, твёрдый, парный.
«т»- согласный, глухой, твёрдый, парный.
5.Диффференцированное определение звуков «д»- «т» на слух.
Игра «Навостри-ка ушки, да послушай».
а) т л д н т д к т
б) до та но ты лу ду
в) Игра «Шифровальщик»
пилот продавец ткачиха художник контролёр
( 5т, 4д, 1т, 3д, 4т)
Индивидуальная работа ( 2чел.- указать место звука: начало, середина, конец)
- Как можно одним словом назвать эти слова?
Профессия – работа
труд
дело
школа
-Выберите слова, которыми можно заменить слово профессия.
6. Сегодня мы отправимся в мир профессий, а чтобы правильно произносить их названия, поработаем над слогами.
1) чтение слогов с доски
а) да – да - та
та - да - да (прочитать с ударением)
да – та - та
б) ата - ота - уто
ода - адо - удо 1 и 3 строчку – тихо
там – том – тум 2 и 4 строчку - громко
дым – дом - дам
2). Игра « Телефон» (послушать и повторить)
да – та – та ду – ду – ту ды – ты – ды до – то – то там – там – дам
тук - тук – дук
3).Игра с мячом. Замени первый звук («д» на «т» и наоборот)
Там - дам, дон-тон, доска-тоска, тушь - душь, дочка – точка, творец – дворец, доля -Толя.
7. Послушайте отрывок из стихотворения Маяковского «Кем быть».
«Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
Здравствуйте, дети! Кто из вас болен?
Как живёте? Как животик?
Погляжу из очков кончики язычков …..»
-О ком говорится в этом стихотворении?
-Составьте схему слова доктор.
-Какой 1 звук в слове? 4 звук?
-Какие профессии вы ещё знаете, в названии которых есть звуки «д-т»?
( ответы детей)
-А кто такой скульптор?
-Вставьте пропущенные буквы. (Слова на доске)
-По названию действия назовите профессию: лечит, шьёт, рисует, ведёт, разносит, продаёт, проверяет.
8.А какими чертами характера должны обладать люди этих профессий? (добрый, трудолюбивый, ответственный и др.)
Мужественный - смелый, храбрый, отважный.
Мужественная лётчица, мужественный лётчик.
-Объясните смысл пословицы:
Ростом мал, да мужеством богат.
-В каких словах вы услышали звуки «д-т»?
-Назовите предлоги, в которых есть наши звуки.
От, над, под, до.
- Вставить пропущенный предлог в предложениях.
Доктор лечит нас …. кори.
Машинист ведёт поезд … станции.
Почтальон принёс письмо … друга.
Художник нарисовал лису … сосной.
Водолаз работает … водой.
9.Связная речь. Составить рассказ по плану:
-Кто это? Это художник.
-Что он делает? Он рисует.
-Что ему нужно для работы? Ему нужны для работы кисточки, краски, карандаши.
( Каждый ребёнок работает по своей карточке).
_ В названии каких предметов есть звуки «д-т»?
10.Подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....