Открытое логопедическое занятие с учащимися 2 класса "Полет на планету Словесность"
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме
Занятие на закрепление знаний о речевых единицах (звуке, слове, слоге, слове, предложении), на развитие функций зрительной модальности, повышение речевой активности, развитие творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-kosmos.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие с учащимися 2 класса
Учитель – логопед Щербинина О.Е.
Апрель 2014 г.
«Полет на планету Словесность»
Цели занятия:
- Образовательные:
- Закрепление знаний о речевых единицах (звуке и букве, слоге, слове, предложении, тексте)
- Коррекционно – развивающие:
- Развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия)
- Обогащение и активизация словаря по теме «космос»
- Развитие творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля
- Воспитательные:
- Создание ситуации успеха
- Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи
- Повышение речевой активности
Оснащение
- Для украшения класса: звездочки, шарики, выставка рисунков детей на тему «Космос»
- Для зрителей: сигнальные карточки красного и зеленого цвета
- Атрибуты костюма инопланетянина
- Эмблемы для экипажа космического корабля
- Билеты для экзамена, цифры и буквы, маршрутные листы, карточки со словами, зашифрованная пословица, изографы «аист, страус, курица, сорока», буквы для слова «шоколад», призы участникам
В мероприятии участвуют учащиеся 2 –х классов, посещавшие в течение года логопедические занятия. Они составляют команду космического корабля. Зрители – также ученики 2 классов по желанию представляют на выставку рисунки.
Организационный момент
Л. Дорогие ребята, уважаемые гости! Совсем недавно, 12 апреля, мы говорили о первом полете человека в космос. А сегодня я предлагаю вам совершить космическое путешествие. В начале учебного года к нам пришло письмо (1 слайд): «Дорогие ребята, приглашаем вас на планету Словесность. Обещаем много приятных сюрпризов». Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? Кто живет на планете Словесность?
Дети высказывают предположения
На планете Словесность живут звуки и буквы, слоги, слова, предложения, а также занимательные истории, которые вы можете сочинить сами. Это письмо я отложила до весны, потому что к путешествию надо хорошо подготовиться. Несколько месяцев вы изучали русский язык, учились читать и писать без ошибок, грамотно и красиво выражать свои мысли, а также изобретать, фантазировать, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня вам понадобятся не только знания, но ещё собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Вы согласны отправиться в путешествие?
Д. Да!
Основная часть
Повторение изученного о звуках и буквах.
Л. Для полета нам нужен экипаж. Команда нашего космического корабля готовилась к полету не только на уроках, но и на логопедических занятиях. Чтобы стать космонавтами, вам придется сдать экзамен, ответить на вопросы о звуках и буквах.
Учащиеся по очереди берут билеты, читают вопрос и отвечают на него
- Чем отличается звук от буквы? Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько в русском языке гласных звуков? Назови их. А сколько гласных букв?
- Какие согласные звуки всегда твердые?
- Какие согласные всегда мягкие?
- Какая буква не обозначает звука? Для чего она пишется в словах?
Зрители оценивают ответы с помощью сигнальных карточек. Сдав экзамен, учащиеся вступают в команду космонавтов, получают эмблему, занимают место на космическом корабле, где указана их должность: капитан, штурман, инженер – механик, помощник капитана по хозяйственной части, врач. Каждый ученик коротко рассказывает о своих обязанностях на корабле.
Дети. Капитан принимает важные решения. Инженер – механик устраняет неполадки. И т.д.
Звуковой и слоговой анализ
Л. Ребята, пришла пора узнать, как называется наш корабль. Расставьте буквы так, как показывают цифры. Это задание для капитана.
3 | 5 | 4 | 2 | 6 | 7 | 1 |
р | у | т | о | н | а | ф |
Читаем название хором.
Д. «Фортуна»!
Л. Фортуна – значит удача. Пусть нас в пути всегда сопровождает удача.
Стук в дверь. Входит инопланетянин
И. здравствуйте! Это вы, ребята, собрались в космическое путешествие?
Л. Мы. А вы кто, уважаемый инопланетянин? Как вы попали в школу?
И. Я прилетел с планеты Ошибок. 2 года я учился в школе, умею читать и писать, а моя самая заветная мечта – попасть на планету Словесность и найти друзей. Возьмите меня с собой.
Л. Возьмем, ребята? А ведь мы не знаем твоего имени. Как нам тебя называть?
И. Попробуйте узнать мое имя. Я написал его, да уронил его по дороге, и слово разбилось на части, как метеорит на осколки. (Достает слоги из кармана). Расставьте слоги по местам.
Л. В нашем экипаже есть инженер – механик. Он устранит неполадки в твоем имени.
После выполнения задания дети читают имя инопланетянина.
Д. (хором). Капитошка.
Л. Какое у тебя замечательное доброе имя. А сколько же тебе лет?
И. А вот вам еще загадка. Возьмите мои маршрутные листы. (Раздает каждому космонавту). На них необычные созвездия букв. Сосчитайте все буквы А, отнимите 3, и вы узнаете, сколько мне лет.
Л.Кто же быстрей определит возраст Капитошки.?
Д. Ему 9 лет.
Л. Принимаем тебя на наш космический корабль пассажиром. Занимай свое место.
Слоговой анализ слов
Л. Пора собираться в дорогу.
На доске висят таблички: 1-й отсек, 2-й отсек, 3-й отсек.
Как нам распределить в отсеки слова сок, вилка, фонарик. Учащиеся предлагают свои версии. Подводим итог: в 1-м отсеке слова в 1 слог, во втором – в 2 слога, в 3-м – в 3 слога. Кто отвечает за хозяйство на корабле. Помощник капитана по хозяйственной части распределяет по отсекам слова на доске. Зрители оценивают работу сигналами, называют какие еще предметы можно поместить в отсеки.
1 отсек | 2 отсек | 3 отсек |
сок | вилка | фонарик |
соль | кружка | календарь |
хлеб | стакан | тренажер |
Как можно назвать одним слова из первого отсека, 2-го, 3-го?
Л. Чтобы корабль мог взлететь, нужно знать пароль. Найдите общее окончание всех слов и впишите слово в клетки. Вписываем в клетки пароль и читаем слово. Приготовьтесь к взлету. Отсчет: 9,8,……1. Полетели.
Релаксация. Проводится под музыкальное сопровождение.
Л. Закроем глаза, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представим нашу Землю, бело – голубой шар, который становится все меньше и меньше. Внимание, приближаемся к спутнику Земли. Как он называется? Прочитайте. На какое слово нельзя держать курс? Какое слово лишнее? (Луна, лунка, лунный, прилунился, полнолуние)
В нашем экипаже есть человек, который отвечает за курс корабля. Это штурман. Предлагаем ему найти лишнее слово и объяснить выбор. Что общего у остальных слов? (Они связаны по смыслу; как они называются - однокоренные). Штурман называет и выделяет корни однокоренных слов.
Л. Что означает прилуниться? Дети отвечают.
Развитие межполушарного взаимодействия
Л. Ребята, мы справились с трудностями, теперь можно и поиграть. А вы знаете, как инопланетяне здороваются?
Упражнение «Буратино»
Ладонь левой руки вертикально приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигать всеми пальцами, кроме больших и мизинца. Затем руки поменять.
Л. А так инопланетяне играют
Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за нос – «раз», «два» - поменять положение рук. Каждое упражнение выполняется 8-10 раз
Работа с деформированными словами
Звучит сигнал сирены.
Л. Пока мы отдыхали, со словами случилась неприятность, буквы поменялись местами и слова заболели. Кто вылечит слова?
Д. Врач.
Л. Чтобы слова выздоровели, нужно подчеркнуть буквы, которые перепутали свои места
Врач экипажа выполняет задание у доски зрители оценивают его работу с помощью сигналов
скафаднр |
спунтик |
палнета |
пирборы |
Работа над предложением
Л. Слова спасены. Мы идем на посадку. Перед нами планете Словесность. Здесь нас встречает пословица. Но она зашифрована, попробуйте её расшифровать (Не имей сто рублей, а имей сто друзей) Является ли пословица предложением? Докажите.
Д. Она выражает законченную мысль.
Л. О чем эта пословица? Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?
Развитие зрительного восприятия, мышления, звукового и слогового анализа слов
Л. Жители планеты словесность весьма необычны. Они собраны из букв, расположенных определенным образом (на доску прикрепляются изографы: страус, сорока, курица, аист). Назовите их. Как одним словом можно их назвать?
Д. Птицы.
Л. Кто из них лишний? (Курица – домашняя птица)
Л. Если убрать курицу, то одна птица опять оказывается лишней, подумайте, кто это. (В случае затруднения обратить внимание на количество слогов, лишней будет сорока – 3 слога)
Звуко – буквенный синтез слова
Л. Ребята, хотите узнать, какое любимое лакомство жителей планета Словесность? Вот буквы для этого слова. Возьмите по одной и встаньте так, чтобы получилось слово. (В игре кроме экипажа принимают участие желающие, складывают слово шоколад)
Внимание! Экипажу вернуться на космический корабль. Шоколад весь полет был рядом с вами, ищите его (шоколадки прикреплены к нижней части сидений стульев). В какой из отсеков корабля вы бы его прикрепили?
Подведение итогов
Л. Наше путешествие закончено. Я надеюсь, что вы будете не только жителями планеты Земля, но и жителями планеты Словесность. Сегодня вы ещё раз убедились, как важно дружить с буквами и звуками, со словами и слогами. Как важно уметь не только думать, но и выражать свои мысли в речи. Желаю вам успехов и новых открытий каждый день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие родственных слов по зимнему лесу».
Предлагается план-конспект логопедического занятия как заключительного этапа в работе с родственными словами с учащимися 2 класса....
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителе...
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлагается материал для логопедов и учителей начальных классов для работы над предлогами....
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 2 класса на тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»
Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 2 классана тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»
Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...