Применение интеллектуальных карт при обучении учащихся с нарушениями речи последовательному пересказу.
опыты и эксперименты (логопедия) по теме
Использование интеллектуальных карт при обучении пересказу детей с нарушениями речи- один из эффективных методов развития речи ребенка. Возможности, которые предоставляют Использование карт памяти на логопедических занятиях создают дополнительные возможности по улучшению связной речи детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. Кроме того, развитие связной речи детей при применении данного метода опирается на формирование познавательных процессов, способствует формированию мотивации. В коррекционной работе очень важно при формировании речевых умений, не допускать механических тренировок для осознания связей, смысла, больше внимания уделять анализу, учить наблюдать и обобщать языковой материал разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt_-_karty.ppt | 2.92 МБ |
intellekt_-karty.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Применение интеллектуальных карт при обучении учащихся с нарушениями речи последовательному пересказу.
Формирование связной речи у детей с речевой патологией имеет большое значение в общем комплексе коррекционных мероприятий, поскольку это одно из важнейших условий полноценного усвоения знаний.
Младшие школьники с нарушениями речи нуждаются в дополнительных вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи, поскольку самостоятельная связная речь их несовершенна и в силу особенностей понимания ими смысла прочитанного. К эффективным средствам развития связной речи у учащихся можно отнести использование на логопедических занятиях интеллектуальных карт. Интеллект - карты или карты памяти — способ запоминания информации с привлечением в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, информация сохраняется как в виде зрительного образа, так и в словесной форме (ключевые слова).
Использование интеллектуальных карт при обучении детей пересказу представляет собой совместную коллективную форму работы по наглядному моделированию смыслового содержания текста. В процессе которой выделяется основной «образ-факт», являющейся единицей информации. Затем последовательно выделяются ключевые понятия, которые выстраиваются в определенную систему по отношению к теме (образу-факту). Таким образом, мы помогаем детям структурировать информацию, которую предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией в целостную систему. Следовательно, мы достигаем того, что идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними.
При составлении интеллект - карт используются различные графические средства: рисунки, схемы, стрелочки, надписи. Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Существует определенный порядок работы, который построен в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных действий»).
Применение данного метода особенно эффективно еще и потому, что развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметы, учится различать видовые понятия.
Кроме того, такая коллективная работа способствует формированию мотивации, т. е. желанию высказаться, поделиться своими мыслями, что также имеет большое значение для детей с речевыми нарушениями. Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения детей пересказу текста действительно оказывается очень эффективной методикой для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок не только учится усваивать информацию, он учится оперативно с ней работать, следовательно, он развивается. Создавая тем самым благоприятные условия для того, чтобы связное устное высказывание у ребенка состоялось: он видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания и желание сказать о том, что наглядно и понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...
Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.
В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....
Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нар...
Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи
Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении. ...
Методика обучения детей с нарушениями речи
Презентация для интерактивной доски...
Памятка с рекомендациями по обучению детей с нарушениями речи
Памятка с рекомендациями по обучению детей с нарушениями речи...
Интегрированное обучение детей с нарушениями речи.
Интегрированное обучение детей с нарушениями речи. ...