Обследование письменной речи младших школьников.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Зайцева Наталья Владимировна

Цель данного исследования является выявление специфических ошибок в письменной речи младших школьников и создание групп по исправлению имеющихся нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie_disleksii_po_kornevu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Методика раннего выявления дислексии (по А.Н.Корневу, 1982г.)

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения” - Р.И. Лалаева.

Цель: выявить детей, предрасположенных к дислексии.

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

I.“Рядоговорение”. Инструкция ребенку: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):

правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

II. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания – 0 баллов; 2) выполнены только простые ритмы – 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Ш. Тест Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”.

Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после первой демонстрации – 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки – 2 балла; 3) правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток – 3 балла.

IV. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!”. После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу1-2, то ты должен сказать 2-1”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

Цифровые ряды.

Прямой счет:

№ 3

3-8-6

6-1-2

№ 4

3-4-1-7

6-1-5-8

№ 5

8-4-2-3-9

5-2-1-8-6

Обратный счет:

№ 2

2-5

6-3

№ 3

5-7-4

2-5-9

№ 4

7-2-9-6

8-4-9-3

Оценка: 1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов, 2) итоговый результат равен 6 – 2 балла; 3) итоговый результат меньше шести – 3 балла.

Составление окончательного заключения:

При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Обследование письменной речи у школьников с ФФН.

Практический материал для обследования письменной речи младших школьников....

Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).

Обследование устной и письменной речи младших школьников  (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования  звукового анализа, слова...