Комплексная помощь детям с ОВЗ
методическая разработка по логопедии по теме
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и сроки коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya-defektologa_v_sisteme_kompleksnoy_pomoshchi_detyam_s_ovz.rar | 170.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-дефектолога в системе комплексной помощи детям с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Слайд 1
Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Слайд 2
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и сроки коррекционной работы.
Слайд 3
В настоящее время ряд образовательных учреждений создает на своей базе специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги. Родителям предоставляется право выбора образовательного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения образования. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение. Процессы интеграции предполагают разнообразные вариативные формы включения детей с ОВЗ в среду сверстников. В общеобразовательной школе предусматриваются следующие виды и формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, выделенные на основании имеющихся разработок в научно-теоретическом и практическом плане (Л.М. Шипицына, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Е.А. Екжанова и др.).
По виду – это образовательная (педагогическая) и социальная интеграция.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая (образовательная) интеграция – формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом.
Опираясь на современные научно-методические разработки ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко Н.Д., 2008 и др) следует выделить следующие вариативные формы интегрированного обучения учащихся в соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции: постоянная, комбинированная, частичная, временная.
Полная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, которые в условиях ДОУ компенсирующего или других специализированных условиях достигли уровня психофизического развития возрастной нормы. При этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь специалистов.
Частичная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, и получающих образование в условиях специального (коррекционного) класса или класса компенсирующего обучения. При этой форме интеграции учащиеся включены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками, они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.
Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).
Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создания специализированных условий обучения в соответствии с его особенностями. При этой форме интеграции учебный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуализируется в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В настоящее время эта форма интеграции рассматривается чаще как инклюзия.
Слайд 5
Основная деятельность дефектолога в общеобразовательной школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специальных условиях обучения, в том числе и в коррекционных классах. Я работаю с обучающимися, которым рекомендовано обучение по программе 7 и 8 вида. Часть детей обучается в общеобразовательных классах и получает специализированную помощь учителя - дефектолога (полная интеграция). Большая часть детей обучается в классах компенсирующего обучения и с ними работает психолог и учитель - дефектолог (частичная интеграция). Часть детей находится на индивидуальном обучении и получают специализированную помощь учителя – дефектолога и логопеда (временная интеграция).
Слайд 6.
Цель и направления работы учителя – дефектолога представлены на слайде. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся специальных (коррекционных) классов, которые не нуждается в систематических занятиях дефектолога.
Слайд 7.
Детям с ЗПР требуется комплексная помощь с разной долей участия специалистов различного профиля. Степень участия специалистов и разработка программы комплексной помощи учащимся осуществляется на школьном ПМПк.
Слайд 8.
Организация работы осуществляется в три этапа: диагностико-прогнастический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.
На диагностико – прогностическиом этапе по результатам комплексной диагностики разрабатывается индивидуальная коррекционно – развивающая программа
Слайд 9.
Индивидуальные коррекционно - развивающие программы могут схематично выглядеть следующим образом:
Особенности учебной деят-ти, умственного развития, поведения и общения которые необходимо корригировать | Прогнозируемый результат | Деятельность учителя по коррекции | Деятельность педагога - психолога , учителя –дефектолога, учителя - логопеда и т.д. | Достигнутый результат |
Первое полугодие | ||||
Слайд 8
Коррекционно – формирующий этап деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.
Оценочно – проективный этап деятельности заключается в анализе результатов проведённой работы всех участников образовательного процесса: учителя, психолога, дефектолога, логопеда. Полученная информация используется не только для оценки эффективности проделанной работы, но и для построения плана последующей коррекционно–развивающей работы.
Вывод: При организации интегрированного обучения, оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, каждый ребёнок имеет возможность реализовать своё право на образование в любом типе образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.
Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни....
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «Филиппок»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Применение новых технологий в комплексном обучении детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по РСВ и ФП
Концепция предполагает дифференцированное обучение и индивидуальный подход, учитывая особенности, возможности, а также интересы и способности детей, и создания для них специальных условий для об...
Организация комплексной помощи обучающихся с ЗПР. Деление с остатком на 10, 100, 1000
Презентация " Деление с остатком на 10, 100, 1000"...
Комплексное сопровождение детей младшего школьного возраста детей с РАС
Сборник материалов областной практико-ориентированной конференции...
Программа коррекционной работы, направленая на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательно...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
Особенности организации образовательного процесса для слабовидящих детей...