Дифференциация звуков [с] -[ш]
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
конспект логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov.docx | 21.73 КБ |
konsultatsiya.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [с]-[ш]
Цели:
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с],[ш];
- Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
- Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической последовательности;
- Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Оборудование:
Предметные картинки на дифференцируемые звуки, игра «Собери цветок», символы-звуки для построения звуковых схем, магнитофон, флажки красные и жёлтые, коробка с сюрпризом.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Встали, сядет тот, кто правильно повторит за мной чистоговорку.
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су- су – не боимся мы осу.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо!
- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости давайте повернемся и подарим им свои улыбки. Хорошо, а теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы!
- Сегодня вашу работу на занятии будет оценивать солнышко и в конце занятия оно решило наградить вас призами-сюрпризами. Но для этого вы должны быть на занятии внимательными. Хотите получить призы? Тогда начинаем нашу работу.
II. Объявление темы занятия
- Отгадайте загадку:
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк Две медали на груди Лучше в дом не заходи. (Собака)
- Назовите 1-й звук в слове собака? ( звук [с] ). Молодцы! А эту загадку угадаете?
Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал. (Шар)
- Назовите 1-й звук в слове шар? ( звук [ш] ). Молодцы!
- Ребята, кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять? [ c ]- [ ш ]. Правильно мы будем учиться правильно произносить их, находить в словах, в предложениях.
III. Произношение изолированных звуков
- Ребята, как льётся вода из крана? ( с-с-с) Как шипит змея? (ш-ш-ш)
IV. Характеристика звуков
- Вспомним, как произносится звук [с] перед зеркалом. Произнесите его правильно.
Как расположены губки? (в улыбке) Что происходит с зубками (они закрыты, образуют «заборчик») Где находится язык? (внизу за нижними зубками) Какой выходит воздух? (холодный)
Что вы еще можете рассказать о этом звуке? (согласный, твёрдый- мягкий, глухой)
- А теперь вспомним, как правильно произносится звук [ш]. Не забудьте проконтролировать себя, глядя в зеркало.
Как расположены губки? (округлены, слегка вытянуты вперёд, напоминают рупор) Где находится язык ? (вверху, «чашечкой»)
Какой выходит воздух? (горячий)
Что ещё вы знаете о звуке [ш]? (он согласный, твёрдый, глухой)
V. Фонематическая зарядка
Звучат звуки, записанные на магнитофон [с] [ш] . Одинаковые это звуки? (разные) Где находится язычок при звуке [с] (внизу),а при звуке [ш] (вверху). Поиграем в игру, я буду произносить звуки, а вы покажите ладошку, опущенную вниз, когда услышите звук [с], поднятую вверх при звуке [ш].
VI. Развитие фонематического слуха
А теперь поиграем в игру «Регулировщик». Возьмите в руки флажки. Услышишь звук [с] – подними синий флажок, а услышишь звук [ш] – подними красный флажок. Вспомни : синий- холодный воздух, а красный- теплый воздух. Будьте внимательны, чтобы не случилось аварии. Логопед произносит:
Ш, с, с, ш, ша, са, со, аш, ас, шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш, сок.
VII. Динамическая пауза.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём.
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
VIII. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.
Назовите картинки:
Сковорода, стакан, стол. Ребята, что здесь лишнее и почему? (Стол, сковорода и стакан- посуда, а стол- мебель). Назовите все звуки в слове стол? (с, т, о, л). Обозначьте их кружочками. (Один ребёнок у доски, остальные, самостоятельно). Молодцы!
А теперь послушайте слова и определите на слух самое короткое слово: шахматы, машинист, шум, кошка (шум). Назовите из каких звуков состоит это слово(ш, у, м). Обозначьте их кружочками, выложив схему слова. Молодцы, солнышко довольно вами. А кто заметил какиезвуки спрятались в слове солнышко? Да, там есть звуки, которые мы сегодня повторяем, назовите где находится звук [с] в слове (в начале слова), а звук [ш] (в середине слова).
IX. Диферринциация в словах
Дидактическая игра «Собери цветок». Дети собирают цветок со звуком [с]. Назовите, что изображено на лепестках. Дети собирают цветок со звуком [ш]. Назовите, что изображено на лепестках.
X. Диферринциация в предложениях
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Логопед читает предложение, а дети внимательно слушают и исправляют ошибку в предложении.
Мама положила в тарелку манную каску. (кашку)
Пожарный взял кашку. (каску)
Писатель писал башню. (басню)
Строитель строит басню. (башню)
В Новый год я надену Машку. (маску)
Кошку зовут маска. (Машка)
Ребята, видите как изменяется смысл слова при замене одного звука другим: была маСка- стала МаШка, каСка- каШка, баСня- баШня.
А теперь солнышко просит составить предложения из слов. Послушайте внимательно слова.
Саня, ехать, машина, на.
Шура, ехать, санки, на
Шура, собака, видеть, под, скамейка.
В, спешит, Саша, школа.
XI. Диферринциация в тексте
И последнее задание, которое просит выполнить солнышко – четко и правильно произнеси скороговорку.
XII. Итог и оценка деятельности детей.
-Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? (с-ш) Одинаковые ли это звуки? (нет). Сегодня солнышко довольно вашей работой на занятии, я думаю, что сегодня все заслужили призы-сюрпризы. (логопед дарит детям солнышко). Пусть это солнышко всегда улыбается вам, а вы не забудьте про звуки (с-ш). До свидания.
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие
или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например: не дифференцируют на слух звуки [с] и [ц], [с] и [ш], [ш] и [ж] и другие.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
1. Выдели слово
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
5. Звуки по кругу (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец).
По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....