Дифференциация звуков [с] -[ш]
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Митусова Людмила Алексеевна

конспект логопедического занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov.docx21.73 КБ
Файл konsultatsiya.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Цели:

  1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с],[ш];
  2. Учить внимательно вслушиваться  в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
  3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической последовательности;
  4. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.

Оборудование:

Предметные картинки на дифференцируемые звуки, игра «Собери цветок», символы-звуки для построения звуковых схем, магнитофон, флажки красные и жёлтые, коробка с сюрпризом.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Встали, сядет тот, кто правильно повторит за мной чистоговорку.

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су- су – не боимся мы осу.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо!

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости давайте повернемся и подарим им свои улыбки. Хорошо, а теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы!

- Сегодня вашу работу на занятии будет оценивать солнышко и в конце занятия оно решило наградить вас призами-сюрпризами. Но для этого вы должны быть на занятии внимательными. Хотите получить  призы? Тогда начинаем нашу работу.

II. Объявление темы занятия

- Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,                                                                                               Лёг у двери поперёк                                                                                                 Две медали на груди                                                                                                Лучше в дом не заходи.            (Собака)

- Назовите 1-й звук в слове собака? ( звук [с] ).  Молодцы! А эту загадку угадаете?

Твой хвостик я в руке держал,                                                                                               ты полетел, я побежал.  (Шар)

- Назовите 1-й звук в слове шар? ( звук [ш] ).  Молодцы!

- Ребята, кто догадался,  какие звуки мы сегодня будем повторять? [ c ]- [ ш ]. Правильно мы будем учиться правильно произносить их, находить в словах, в предложениях.

III. Произношение изолированных звуков

- Ребята, как льётся вода из крана? ( с-с-с) Как шипит змея? (ш-ш-ш)

IV. Характеристика звуков

- Вспомним, как произносится звук [с] перед зеркалом. Произнесите его правильно.

 Как расположены губки? (в улыбке)                                                             Что происходит с зубками (они закрыты, образуют «заборчик»)                        Где находится язык? (внизу за нижними зубками)                                         Какой выходит воздух? (холодный)

Что вы еще можете рассказать о этом звуке? (согласный, твёрдый- мягкий, глухой)

- А теперь вспомним, как правильно произносится звук [ш]. Не забудьте проконтролировать себя, глядя  в зеркало.

Как расположены губки? (округлены, слегка вытянуты вперёд, напоминают рупор)                                                                                             Где находится язык ? (вверху, «чашечкой»)

Какой выходит воздух? (горячий)

Что ещё вы знаете о звуке [ш]? (он согласный, твёрдый, глухой)

V. Фонематическая зарядка

Звучат звуки, записанные на магнитофон  [с] [ш] . Одинаковые это звуки? (разные) Где находится язычок при звуке [с] (внизу),а при звуке [ш] (вверху). Поиграем в игру, я буду произносить звуки, а вы покажите ладошку, опущенную вниз, когда услышите звук [с], поднятую вверх при звуке [ш].

VI. Развитие фонематического слуха 

А теперь поиграем в игру «Регулировщик». Возьмите в руки флажки. Услышишь звук [с] – подними синий флажок, а услышишь звук [ш] – подними красный флажок. Вспомни : синий- холодный воздух, а красный- теплый воздух. Будьте внимательны, чтобы не случилось аварии. Логопед произносит:

Ш,  с,  с,  ш,  ша,  са,  со,  аш,   ас,  шапка,   машина,   сапоги,  усы,   лес,  малыш, сок.

VII. Динамическая пауза.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём.

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

VIII. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

Назовите картинки:

Сковорода, стакан, стол. Ребята, что здесь лишнее и почему? (Стол, сковорода и стакан- посуда, а стол- мебель). Назовите все звуки в слове стол? (с, т, о, л). Обозначьте их кружочками. (Один ребёнок у доски, остальные, самостоятельно). Молодцы!

А теперь послушайте слова и определите на слух самое короткое слово: шахматы, машинист, шум, кошка (шум). Назовите из каких звуков состоит это слово(ш, у, м). Обозначьте их кружочками, выложив схему слова. Молодцы, солнышко довольно вами. А кто заметил какиезвуки спрятались в слове солнышко? Да, там есть звуки, которые мы сегодня повторяем, назовите где находится звук [с] в слове (в начале слова), а звук [ш] (в середине слова).

IX. Диферринциация в словах

Дидактическая игра «Собери цветок». Дети собирают цветок со звуком [с]. Назовите, что изображено на лепестках. Дети собирают цветок со звуком [ш]. Назовите, что изображено на лепестках.

X. Диферринциация в предложениях

Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Логопед читает предложение, а дети  внимательно слушают и исправляют ошибку в предложении.

Мама положила в тарелку манную каску. (кашку)

Пожарный взял кашку. (каску)

Писатель писал башню. (басню)

Строитель строит басню. (башню)

В Новый год я надену Машку. (маску)

Кошку зовут маска.  (Машка)

Ребята, видите как изменяется смысл слова при замене одного звука другим: была маСка- стала МаШка, каСка- каШка, баСня- баШня.

А теперь солнышко просит составить  предложения из слов. Послушайте внимательно слова.

Саня, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на

Шура, собака, видеть, под, скамейка.

В, спешит, Саша, школа.

XI. Диферринциация в тексте

И последнее задание, которое просит выполнить солнышко – четко и правильно произнеси скороговорку.

XII. Итог и оценка деятельности детей.

-Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? (с-ш) Одинаковые ли это звуки? (нет). Сегодня солнышко довольно вашей работой на занятии, я думаю, что сегодня все заслужили призы-сюрпризы. (логопед дарит детям солнышко). Пусть это солнышко всегда улыбается вам, а вы не забудьте про звуки  (с-ш). До свидания.



Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха
 

 К пяти годам дети способны определять на слух наличие

или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

      Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например:  не дифференцируют на слух звуки [с] и [ц], [с] и [ш], [ш] и [ж] и другие.

 Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

1. Выдели слово

     Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

      Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись

     Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

4. Шутки - минутки

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.

5. Звуки по кругу (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

      Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.


     В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.
     Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
     Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

6. Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец).

По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....