Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind-orientirov._programma.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТА РАССМОТРЕНА
Директор школы на заседании МС на заседании МО
___________ А.А.Крюкова протокол № ________ протокол______
Приказ № ______________ от ___________ 2014 г. от_______ 2014 г.
от _______________ 2014 г Председатель МС Руководитель МО
/З.П.Докукина/ /О.В.Широких/
Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения, воспитанника 3-Б класса
Разработала
учитель-логопед
Пашкова А.М.
с. Верхний Любаж 2014 г.
Логопедическое заключение: «Нарушения письма и чтения, обусловленные недоразвитием речи при ЗПР».
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для логопедической работы с воспитанником с (3-б класс).
Логопедическое заключение: « Нарушение письма и чтения, обусловленные недоразвитием речи легкой степени у ребенка с ЗПР с минимальными дизартрическими расстройствами». Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи применяется на индивидуальных занятиях. Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи.
Результаты обследования показали, звукопроизношение характеризуется искажениями, заменами, недостаточной автоматизированностью звуков в речи.
У воспитанника наблюдаются затруднения в произношении слов со сложной слоговой структурой (пропуски слогов, неточное воспроизведение слова), голос тихий, слабо модулированный.
При обследовании фонематического слуха у воспитанника наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова. При выполнении заданий ( придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) воспитанник требует помощи. При выполнении задания на воспроизведение слогов, слов с оппозиционными звуками допускает неточности ( звуки к=г; т=д; п=б; ш=ж)
Словарный запас бедный. Не знает названия многих общеупотребительных слов (слова-названий цветов, деревьев, животных, птиц, транспорт). Не знает названий месяцев и смешивает понятия «времена года» и «месяцы». Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами образует по образцу, приставочные глаголы не использует. В речи ребенка мало прилагательных, даже прилагательные, обозначающие цвет, представлены несколькими словами: белый, черный, красный, зеленый, синий. Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные ограничиваются парой «большой - маленький».
В устной речи ребенка наблюдается большое количество аграмматизмов, речь ограничивается бытовой тематикой. Пользуется простыми предложениями.часто встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов, словоизменении («был в лесе»); («пришел со школы»). При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм.
Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения.
При написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
пропуски гласных букв в середине слова;
недописывание гласных букв на конце слова;
пропуски слогов;
перестановки букв;
вставка лишних букв;
персеверации.
В письменных работах Константина встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв.
При чтении вслух отмечается большое количество замен, создается впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У воспитанника быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.
Перечисленные выше особенности устной речи воспитанника с нарушением письма и чтения, обусловленным недоразвитием речи при ЗПР свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков и развитии всех компонентов речи воспитаннику будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у него могут возникнуть трудности в учебе.
Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в развитии речи ребенка создана настоящая индивидуально-ориентированная логопедическая программа.
Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения воспитанником основной образовательной программы начального общего образования, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у недостатков устной и письменной речи. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: во 3 классе – по 90 часов (3 часа в неделю).
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
Цель:
Своевременное преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по ликвидации всех видов дисграфии и дислексии у детей.
Задачи:
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :
на фонетическом уровне;
на лексико- грамматическом уровне;
на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
- уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
-уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Предполагаемый результат.
Правильная организация комплексного коррекционного воздействия на воспитанника с речевой патологией позволяет вовремя устранить нарушения письма и чтения (как вторичного дефекта) и не допустить отставания в усвоении программы обучения по русскому языку. Программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов).
Ребёнок принимает активное участие в коллективном устном общении, использует в речи различные конструкции предложений;
строит связное высказывание, устанавливает логику (связность, последовательность);
точно и четко формулирует мысли в процессе подготовки связного высказывания.
вступает в диалог. Правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи.
Настоящая программа разработана на основе перспективного планирования, использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, автор Рамзаева Т.Г.
Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.
№ п/п | Содержание программы. | Количество часов. |
1 | Речь и предложение. | 2 |
2 | Слоговой анализ и синтез. | 8 |
3 | Звуки и буквы. | 4 |
4 | Обозначение мягкости с помощью буквы ь | 4 |
5 | Обозначение мягкости с помощью гласных | 10 |
6 | Парные звонкие и глухие согласные. | 8 |
7 | Дифференциация парных свистящих и шипящих согласных. | 12 |
8 | Дифференциация сонорных звуков. | 2 |
9 | Предложения. | 5 |
10 | Морфологический состав слова. | 14 |
11 | Безударные гласные | 5 |
12 | Предлоги и приставки. | 8 |
13 | Связная речь. | 5 |
14 | Контрольный диктант | 3 |
14 | Итого | 90 |
№ | Тема учебного занятия. | Кол-во часов. | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Предложение и слово. Речь и предложение | 1 | ||
2 | Предложение и слово. Развитие общей и речевой моторики. | 1 | ||
3 | Слоговой анализ и синтез слова. | 1 | ||
4 | Слово и слог. Уточнение понятий. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев. | 1 | ||
5 | Выделение первого слога в слове. Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания, памяти. | 1 | ||
6 | Слогообразующая роль гласных. Знакомство с артикуляцией звука «р». | 1 | ||
7 | Определение количества слогов в слове. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. | 1 | ||
8 | Составление слов из слогов. Развитие подвижности кончика языка с механической помощью и без нее. | 1 | ||
9 | Составление слов из слогов. Коррекция изолированного звука «р». | 1 | ||
10 | Деление слов на слоги. Автоматизация звука «р» в открытом слоге. | 1 | ||
11 | Звуки и буквы. Уточнение понятий. Автоматизация звука «р» в закрытом слоге . | 1 | ||
12 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Автоматизация звука «р» в звукосочетаниях. | 1 | ||
13 | Согласные звуки и буквы. Автоматизация звука «р» в начале слова. | 1 | ||
14 | Твердые и мягкие согласные. Автоматизация звука «р» в середине слова. | 1 | ||
15 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. | 1 | ||
16 | Мягкий знак в конце слова. Автоматизация звука «р» в конце слова. | 1 | ||
17 | Мягкий знак в середине слова. Автоматизация звука «р» в предложениях. | 1 | ||
18 | Разделительный мягкий знак. Автоматизация звука «р» в тексте. | 1 | ||
Обозначение мягкости с помощью гласных. | ||||
19 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а-я. | 1 | ||
20 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а-я. | 1 | ||
21 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными о-е | 1 | ||
22 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными о-е | 1 | ||
23 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у-ю | 1 | ||
24 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у-ю | 1 | ||
25 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ы-и. | 1 | ||
26 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ы-и. | 1 | ||
27 | Твердые и мягкие согласные звуки перед е | 1 | ||
28 | Твердые и мягкие согласные звуки перед е | 1 | ||
Парные звонкие и глухие согласные. | ||||
29 | Дифференциация П-Б в словах, предложениях | 1 | ||
30 | Дифференциация П-Б в связном тексте. | 1 | ||
31 | Дифференциация Д-Т в словах, предложениях. | 1 | ||
32 | Дифференциация Т-Д в связном тексте. | 1 | ||
33 | Дифференциация В-Ф в словах, предложениях. | 1 | ||
34 | Дифференциация В-Ф в связном тексте. | 1 | ||
35 | Дифференциация Г-К в словах, предложениях. | 1 | ||
36 | Дифференциация Г-К в связном тексте. | 1 | ||
Дифференциация парных свистящих и шипящих согласных. | ||||
37 | Дифференциация С-З в словах, предложениях. | 1 | ||
38 | Дифференциация С-З в связном тексте. | 1 | ||
39 | Дифференциация Ш-Ж в словах, предложениях. | 1 | ||
40 | Дифференциация Ш-Ж в словах, предложениях. | 1 | ||
41 | Дифференциация С-Ш в словах, предложениях. | 1 | ||
42 | Дифференциация С-Ш в связном тексте. | 1 | ||
43 | Дифференциация С-Ц в словах, предложениях. | 1 | ||
44 | Дифференциация С-Ц в связном тексте. | 1 | ||
45 | Дифференциация Ч-Щ в словах, предложениях. | 1 | ||
46 | Дифференциация Ч-Щ в связном тексте. | 1 | ||
47 | Дифференциация Ч-Ц в слова, предложениях. | 1 | ||
48 | Дифференциация Ч-Ц в связном тексте. | 1 | ||
Дифференциация сонорных звуков. | ||||
49 | Дифференциация Р-Л в словах, предложениях. | 1 | ||
50 | Дифференциация Р-Л в связном тексте. | 1 | ||
51 | Контрольный диктант | 1 | ||
52 | Предложения. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. | 1 | ||
53 | Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. | 1 | ||
54 | Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных | 1 | ||
55 | Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. | 1 | ||
56 | Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. | 1 | ||
57 | Морфологический состав слова. Корень как главная часть слова. | 1 | ||
58 | Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. | 1 | ||
59 | Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. | 1 | ||
60 | Однокоренные слова, не являющиеся родственными. | 1 | ||
61 | Однокоренные слова, не являющиеся родственными. | 1 | ||
62 | Дифференциация однокоренных и родственных слов. | 1 | ||
63 | Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. | 1 | ||
64 | Приставка. Префиксальный способ образования слов. | 1 | ||
65 | Приставка. Префиксальный способ образования слов. | 1 | ||
66 | Приставка. Префиксальный способ образования слов. | 1 | ||
67 | Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. | 1 | ||
68 | Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. | 1 | ||
69 | Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. | 1 | ||
70 | Окончание. | 1 | ||
71 | Безударные гласные в корне . | 1 | ||
72 | Безударные гласные в корне. | 1 | ||
73 | Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | ||
74 | Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | ||
75 | Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | ||
76 | Контрольный диктант | 1 | ||
77 | Предлоги и приставки. Соотнесение слов и глагольных приставок. | 1 | ||
78 | Слова-синонимы. | 1 | ||
79 | Слова-синонимы | 1 | ||
80 | Слитное написание слов с приставками. | 1 | ||
81 | Слитное написание слов с приставками. | 1 | ||
82 | Раздельное написание слов с предлогами. | 1 | ||
83 | Раздельное написание слов с предлогами. | 1 | ||
84 | Соотнесение слов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. | 1 | ||
85 | Связная речь. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. | 1 | ||
86 | Пересказ с опорой на сюжетную картинку. | 1 | ||
87 | Пересказ текста по вопросам. | 1 | ||
88 | Пересказ текста по опорным словам. | 1 | ||
89 | Пересказ текста по предметным картинкам. | 1 | ||
90 | Закрепление. | 1 | ||
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.
Литература
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. –М..,Владос, 1998.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,ТЦ Сфера, 2006-192с. (Логопед в школе).
- Парамонова Л.Г.Предупреждение преодоление дисграфии у детей. –СПб., 2001, 2004.
- Поваляева М.Л. Справочник логопеда. Ростов на –Дону, Феникс 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.
В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении...
Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников. Часть вторая
Игры и задания, направленные на преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников....
"Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников."
Консультация для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников"Цель: помочь родителям, вовремя исправить дефект речи ребёнка, направить в правильное русло развитие речи, на...
Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.
За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...
Работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения
Данная презентация знакомит учителей с нарушениями устной и письменной речи обучающихся, влиянием этих нарушений на дальнейшее обучение....
Буклет "Профилактика нарушений письма и чтения"
Буклет для родителей...