Использование пословиц для развития речи.
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Пословицы – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Они учат людей правилам поведения, моральным нормам. В краткой, образной форме пословицы отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое значение придается пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла.
Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это
житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
( В. И. Даль)
Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а
чувства много. ( Л. Н. Толстой).
Работа с пословицами:
1.Подбор слов-антонимов:
- Много пословиц придумал народ. Есть пословицы: о добре и зле, о правде и…
- О правде и - Лжи.
О труде и…
- Лени.
- О войне и…
- Мире.
- О счастье и…
- Горе.
- О родителях и…
- Детях.
- О знании, уме и…
- Глупости.
- О совести, чести и…
- Бесчестии
2. Выясняем в чём смысл пословицы, как их понимают дети:
Вопросы:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с
содержанием пословицы?
- Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно
поступать в той или иной ситуации?
- Как бы поступили вы?
- Почему?
3. Развиваем наглядно-образное мышление.
К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его
деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор
урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных
по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.
Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.
4.Развиваем зрительное представление детей и образы творческого мышления. Берём пословицу и к ней подбираем несколько иллюстраций,
раскрывающих её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежъ.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
5.Работа над сравнением в пословицах:
Задание: восстанови пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Умная книга – лучший …
2. Дурную славу нажить, как...
3. Рубашка беленька, да…
4. Крепкую дружбу и топором …
5. Ласковое слово, что...
слова для справок: друг; да душа чёрненька;
как пить попросить; что весенний день, не разрубишь.
Задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные
прилагательные:
1. Рубашка (какая?) да душа чёрненька.
2. (Какое?) слово, что весенний день.
3. (Какая?) книга - лучший друг.
4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
5. (Какую?) славу нажить, как пить попросить.
Пословицы на разные темы.
Пословицы о труде:
- Дело мастера боится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- У лентяя Федорки всегда отговорки.
- Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
- Делу время – потехи час.
Пословицы о Родине:
- Всякому мила своя сторона.
- Человек без родины - соловей без песни.
- Тот герой – кто за родину горой.
Пословицы о хлебе:
- Хлеб – батюшка, вода матушка.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
- Худ обед, когда хлеба нет.
Пословицы о дружбе:
- Все за одного и один за всех.
- Нет друга – ищи, а нашёл береги.
Пословицы о смелости и трусости:
- Трусливому зайке и пенёк – волк.
- На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
Пословицы о грамоте:
- Грамоте учиться – всегда пригодиться.
- Слушай больше – говори меньше.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
Развитие звукопроизношения:
Звук и буква «С»
Дело мастера боится.
Всему своё время.
Береги нос в сильный мороз.
Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Звук и буква «З»
Золото и в грязи блестит.
Одной рукой узел не завязать.
Дифференциация звуков «С - З», «С – Ц»
У страха глаза велики.
Сказал как узлом завязал.
Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё рот разевает.
Все за одного, один за всех.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Кто любит трудится, тому без дела не сидится.
Весна красна цветами, осень – снопами.
Орёл – царь-птица, а сокола боится.
Где тонко, там и рвётся.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Пословица вовек не сломится.
Дифференциация звуков «Ш – Ж»
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Раз обожжёшься, второй остережёшься.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Лёжа хлеба не добудешь.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Дифференциация звуков « С – Ш»
Как постелешь, так и поспишь.
Руки не протянешь, с полки не достанешь.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шило в мешке не утаишь.
Говори меньше, думай больше.
Дифференциация звуков « З – Ж»
Не тот друг, который мажет, а тот, который правду в глаза скажет.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Дифференциация звуков «С – Ч»
Одна пчела много мёду не нанесёт.
Не велик сверчок, а громко поёт.
Птичка невеличка, да коготок остёр.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Не место красит человека, а человек место.
От умного научишься, от глупого разучишься!
Дифференциация звуков «Ц – Ч»
Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.
Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком встретятся.
Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование словаря для развития речи учащихся.
Словарь- это Вселенная в алфавитном порядке. ...
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...
Статья.«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,Статья будет полезна педагогам (логопедам, воспитателям),студентам, родителям желающим заняться развитием речи свое...
Конспект урока "Дикие животные (волк и медведь)" с использованием ЭОР (предмет "Развитие речи и окружающий мир")
В конспекте дается сравнение диких животных (волка и медведя). Использован занимательный материал....
Конспект урока Дикие животные (волк и медведь) с использованием ЭОР (предмет Развитие речи и окружающий мир)
Коррекционная педагогика...
Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...
«Использование мнемотехники в развитии речи детей с ОВЗ»
Мнемотехника на уроках в начальной школе.Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное кол...