Использование пословиц для развития речи.
методическая разработка по логопедии по теме

Лилия Викторовна Выжанова

Работа с пословицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем.  Они учат людей правилам поведения, моральным нормам. В краткой, образной форме пословицы отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое значение придается пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла.

Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это
житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
( В. И. Даль)

Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а
чувства много. ( Л. Н. Толстой).

Работа с пословицами:


1.Подбор слов-антонимов:   
-  Много пословиц придумал народ. Есть пословицы: о добре и зле, о правде и…
- О правде и                                                                                                                                             - Лжи.
О труде и…
-  Лени.
-  О войне и…
-  Мире.
-  О счастье и…
-  Горе.
-  О родителях и…
-  Детях.
-  О знании, уме и…
-  Глупости.
-  О совести, чести и…
-  Бесчестии
 

  2. Выясняем  в чём смысл пословицы, как их понимают дети:
Вопросы:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с
содержанием пословицы?
- Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно
поступать в той или иной ситуации?
- Как бы поступили вы?
- Почему?
3. Развиваем наглядно-образное мышление.                                                                                      

К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его
деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор
урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных
по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.
Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.

4.Развиваем зрительное представление детей и  образы творческого мышления.                             Берём пословицу и к ней подбираем несколько иллюстраций,
раскрывающих её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежъ.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.


5.Работа над сравнением в пословицах:

Задание: восстанови пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Умная книга – лучший …
2. Дурную славу нажить, как...
3. Рубашка беленька, да…
4. Крепкую дружбу и топором …
5. Ласковое слово, что...

слова для справок: друг; да душа чёрненька;
как пить попросить;  что весенний день, не разрубишь.                                                                                                                                          

Задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные
прилагательные:
1. Рубашка (какая?) да душа чёрненька.
2. (Какое?) слово, что весенний день.
3. (Какая?) книга - лучший друг.
4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
5. (Какую?) славу нажить, как пить попросить.

                                                                                                                                                               Пословицы на разные темы.

   Пословицы о труде:

- Дело мастера боится.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- У лентяя  Федорки всегда отговорки.

- Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

- Делу время – потехи час.                

                                                       Пословицы о Родине:

                                            - Всякому мила своя сторона.

                                            - Человек без родины - соловей без песни.

                                            - Тот герой – кто за родину горой.

Пословицы о хлебе:

- Хлеб – батюшка, вода матушка.

- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

- Худ обед, когда хлеба нет.

                             Пословицы о дружбе:

                         - Все за одного и один за всех.

                         - Нет друга – ищи, а нашёл береги.

                                      Пословицы о смелости и трусости:

                                               - Трусливому зайке и пенёк – волк.

                                  - На смелого собака лает, а трусливого – кусает.

              Пословицы о грамоте:

- Грамоте учиться – всегда пригодиться.

- Слушай больше – говори меньше.

- Красна птица перьем, а человек ученьем.

Развитие звукопроизношения:

Звук и буква «С»

Дело мастера боится.

Всему своё время.

Береги нос в сильный мороз.

Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.

Звук и буква «З»

Золото и в грязи блестит.

Одной рукой узел не завязать.

Дифференциация звуков «С - З», «С – Ц»

У страха глаза велики.

Сказал как узлом завязал.

Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё рот разевает.

Все за одного, один за всех.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кто любит трудится, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орёл – царь-птица, а сокола боится.

Где тонко, там и рвётся.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Пословица вовек не сломится.

Дифференциация звуков «Ш – Ж»

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Раз обожжёшься, второй остережёшься.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Лёжа хлеба не добудешь.

Как поживёшь, так и прослывёшь.  

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дифференциация звуков « С – Ш»

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Шило в мешке не утаишь.

Говори меньше, думай больше.

Дифференциация звуков « З – Ж»

Не тот друг, который мажет, а тот, который правду в глаза скажет.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Дифференциация звуков «С – Ч»

Одна пчела много мёду не нанесёт.

Не велик сверчок, а громко поёт.

Птичка невеличка,  да коготок остёр.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Не место красит человека, а человек место.

От умного научишься, от глупого разучишься!

Дифференциация звуков «Ц – Ч»

Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком встретятся.

Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование словаря для развития речи учащихся.

Словарь- это Вселенная в алфавитном порядке. ...

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...

Статья.«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,Статья будет полезна педагогам (логопедам, воспитателям),студентам, родителям желающим заняться развитием речи свое...

Конспект урока "Дикие животные (волк и медведь)" с использованием ЭОР (предмет "Развитие речи и окружающий мир")

В конспекте дается сравнение диких животных (волка и медведя). Использован занимательный материал....

Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...

«Использование мнемотехники в развитии речи детей с ОВЗ»

Мнемотехника на уроках в начальной школе.Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное кол...