Занятие кружка "Художественное слово"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Щетинина Елена Васильевна

План-конспект первого занятия кружка "Художественное слово" в рамках  внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khud.slovo_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Занятие №1

Тема. Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос. Громко-тихо

Задача: познакомить с основными требованиями к дыханию и голосу, разучить тренировочные упражнения для дыхания и голоса; познакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания

                                              Ход занятия

1.Организация класса. Задачи кружка – мотивация к деятельности

2.Артикуляционная разминка (проводится стоя, с использованием шагового ритма)

     Кто хочет разговаривать,/

     Тот должен выговаривать,

      Всё правильно/ и внятно,/

     Чтоб было/всем понятно.//

 Вспомните сказку о язычке, который живёт в домике за заборчиком, совершает прогулки и получаются звуки речи.

 Язык кверху — ша-ша-ша.

Наша Маша хороша.

Язык книзу — са-са-са,

Укусила в нос оса.

Язык кверху — ши-ши-ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу — сы-сы-сы,

У осы усы, усы.

3.Работа по теме (можно в форме театрализации – вбежал клоун, который, задыхаясь, пытается сообщить какую-то информацию)

Почему вы ничего не поняли? (ответы детей) Какой мы делаем вывод?

Чтобы речь была понятной, нужно правильно дышать.

Правильно дышать – это значит:

а) незаметно для окружающих делать вдох (плечи неподвижны);

б) вовремя «запасаться» воздухом;

в) постепенно, плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух

4.Дыхательные упражнения.

1)-Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите  головы. Правую руку положите на живот. Вдохните ртом – животики  становятся  круглыми  (на счёт « раз»). Выдохнули  медленно носом – животики стали  маленькими (на счёт « два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

2) Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки. Повторяем 2-3 раза

3) Дровосек. Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

4) Гуси шипят. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

 5) Развитие слухоречевой  памяти  

 - Вдохнули. Произносите на одном выдохе:

  Учебник, пенал.

  Учебник, пенал, карандаш.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь.

Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

-Как  нужно дышать во время речи?

5. Физминутка с инсценированием

 Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать;
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!

                       

6. Работа  над голосом

     Вы часто слышите: «Какой красивый голос, низкий голос, высокий голос…»

 Очень важно научиться  им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким,  средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

-Какой голос называют умеренным?

-Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

Когда нужно говорить тихо, громко, умеренно?

А) Девочка заблудилась в лесу. Как она должна звать на помощь?

Б) Спортивные соревнования. Как подбадривают болельщики любимого спортсмена?

В) Мама укладывает спать ребёнка. Как она поёт песенку? Во время пения важно правильно дышать. Давайте вспомним ваши любимые колыбельные. Для чего мы будем исполнять песни на занятиях кружка (тренировать дыхание и дикцию)

Спят усталые игрушки, книжки спят,                  
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни!

«Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»)

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.

Усни!

7. Практические упражнения ( запись в тетради любого из предложенных четверостиший для использования различных средств выразительности)

                                Гром и тишина

         Гром грохочет – бух! Трах!

        Словно горы рушит.

        Тишина в испуге – ах!

        Затыкает уши.                                                            (А. Шлыгин)

          -О чём это стихотворение?

           - Прочитайте строки, в которых говорится о громе

           - Какой звук в них повторяется? Для чего?

            - Как нужно прочитать эти строчки, громким или тихим, высоким или низким голосом? Какой звук и какие слова нужно выделить при чтении?

(Звук р, слова «бух!», «трах!»)

                           Осенние стихи

            В лесу такая тишина,

            Как будто лес пустой.

           Чтоб тишина была слышна,

           Тихонечко постой.                                             (А. Кондратьев)

                         Слониха

          Стало тихо, тихо, тихо.

          Спит в углу моя слониха.

         Двое маленьких слонят

        Спать давным-давно хотят                                 (А.Барто)

А теперь послушайте стихотворение и скажите, в чём ошибка мальчиков, кого они вам напоминают? Всегда ли вы правильно используете силу голоса?

Сапгир Генрих – Оруны

Мы играли в игру.
Вовка крикнул: – Не ори!
Мне обидно: – Я ору?
Сам потише говори!
Мы забросили игру.
Он орет,
и я ору.
Он вопит,
а я – сильней:
– Иго-го! Иа! Эгей!

Всполошили весь двор:
– Это что за страшный ор?
– Цирк приехал?
– Где пожар?
– Безобразие!
– Кошмар!

Вовка смолк – и ни гугу.
Я ответить им хочу,
но сдержаться не могу,
на всю улицу кричу!

Привели меня домой.
Мама шепчет: – Что с тобой?
Бедный мальчик, ты в жару!
– Я не болен! Я ору!
Папа рявкнул: – Не орать!
Я свалился на кровать
я заткнул подушкой рот,
но во мне
всё
орёт!..

Изо рта – не крик,
а хрип.
Наконец-то я охрип...

Хорошо, что я охрип
и от крика не погиб.

8. Подведение итогов первого занятия.

-Итак, какую же речь приятно слушать?

-Что значит правильно дышать во время речи?

-От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

-Что нужно, чтобы тебя слушали и понимали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Логопедическое занятие "Образование слов при помощи суффиксов

Фронтальное занятие для учащихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи....

План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"

Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».

Учить определять корень слова, однокоренные слова.Задачи:Обучающие: 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова. 2. Учить определять корень слова. 3. Учить детей работать ...