Что такое дисграфия и дислексия?
классный час по логопедии (1 класс) по теме
Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.
Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.
Какие механизмы участвуют в процессах письма и чтения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_disgrafiya_i_disleksiya.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дисграфия и дислексия? |
Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме. Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер. Какие механизмы участвуют в процессах письма и чтения? В них участвуют 4 анализатора: 1. Речедвигательный - помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение. 2. Речеслуховой - помогает произвести отбор нужной фонемы. 3. Зрительный - контролирует отбор нужной графемы (написание буквы). 4. Двигательный - с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Как осуществляется регуляция и согласование в работе механизмов письма и чтения? Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 годах жизни. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль за работой всех структур, участвующих в процессе письма и чтения. Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения имеет очень сложную структуру. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения. При каких условиях возможно успешное формирование навыков письма и чтения? 1. Сохранный интеллект, слух и зрение (в случаях грубых нарушений на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии) 2. Сохранность основных психических процессов (восприятие, память, внимание) 3. Сформированность всех сторон устной речи. Сохранное звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи являются базой для нормального формирования навыков письма и чтения. 4. Сформированность пространственно-временных отношений. В процессе письма на этапе перевода фонема - графема - кинема происходит преобразование временной последовательности фонем в пространственную последовательность графем (Звуки произносятся в слове в определенной временной последовательности, один за другим. На письме эта последовательность передается через определенную последовательность букв в слове) 5. Сформированность латерального профиля ( выбор ведущей руки, уха, глаза и проявление доминантности одного из полушарий). При несвоевременном формировании процесса латерализации затрудняется контроль головного мозга за многими видами деятельности, в том числе и за процессами письма и чтения. 6. Готовность общедвигательного анализатора, т.е. мелкой моторики рук. 7. Сформированность функции контроля Участвуют:
8. Благоприятная речевая атмосфера развития ребенка. Двуязычие в семье - неблагоприятный фактор развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей. Что такое дисграфия?
Консультация для учителей, обясняющая отличия "обычных" ошибок в письменной речи детей от ошибок логопедического характера....
Презентация к родительскому собранию "Что такое дисграфия?"
Эта презентация будет полезна учителям-логопедам для выступления на собрании перед родителями учащихся начальных классов....
Что же такое дисграфия?
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения з...
Что такое дисграфия и как с ней бороться? (В помощь родителям от логопеда).
На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения пр...
Что такое дисграфия и способы ее устранения.
Следует отметить резкое увеличение распространенности дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.Это говорит о большой устойчивости данной формы речевой патологии. Возможность предупреждения...
Что такое дисграфия?
Учебное пособие Е.В.Мазановой по коррекции Оптической дисграфииМетодические рекомендации для родителей "Что такое дисрафия?"...
Консультация для родителей: "Что такое дисграфия и дислексия"
консультация для родителей...