Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
консультация
Всем известно, что развитие мелкой моторики очень важно для ребенка. Движения рук человека связаны с развитием его речи, упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, также непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_i_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 388.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Всем известно, что развитие мелкой моторики очень важно для ребенка. Движения рук человека связаны с развитием его речи, упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, также непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Все это говорит о том, что просто необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Это не только будет способствовать в дальнейшем хорошему подчерку, но и даст фундамент для развития речи и других высших психических функции. На данный момент существует множество дидактических игр, упражнений и пособии на развитие мелкой моторики рук, которые свободно можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Эти игры и упражнения можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Для того, чтобы работа по развитию тонких движений пальцев проходила эффективно для ребенка, нужно, чтобы упражнения соответствовали индивидуальным особенностям детей и уровнем развития мелкой моторики.
Занятия по развитию мелкой моторики начинаю с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Длительность упражнения 3 — 5 минуты. Массаж рекомендуется проводить в игровой форме, так дети быстрее усваивают этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно. Массаж проводится ежедневно. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).
Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. Выполнение массажа начинается с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости пальцев с помощью обыкновенного карандаша. Лучше, если его поверхность будет ребристая. Предложенные упражнения будут также полезны для самомассажа пальцев, ладоней. На ладони находится много важнейших, биологически активных точек, при массаже которых происходит активизация работы организма в целом. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Картотека упражнений с карандашом.
«Утюжок» | Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу. Карандаш я покачу Вправо-влево – как хочу. |
«Добывание огня» | Прокатывание карандаша между ладонями. Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось? |
«Прятки» | Сжимание карандаша в кулачке. Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке. Карандашик посжимаю И ладошку поменяю. |
«Пианино» | Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! |
«Догонялочка» | Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук. Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга. Пальчики бегут вперёд, И никто не отстаёт. |
«Качели» | Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола. Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша. Покатаю вверх и вниз – Крепче, карандаш, держись! |
«Горка» | Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки. |
«Волчок» | Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю. |
«Вертолёт» | Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами. Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта. Отправляется в полёт Наш красавец-вертолёт. |
«Подъёмный кран» | Поднимание карандаша с поверхности стола одними пальцами. Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками. Карандашик поднимаю, Крепко пальцем прижимаю. |
«Эстафета» | Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно. Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем. |
«Скольжение» | Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол. Держи пальцами длинный карандаш, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз. По карандашу скольжу, Съехать вниз скорей спешу. |
«Качалочка» | Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве. Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить. Карандаш не отдыхает, Между пальцами гуляет. |
«Ладошка» | Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны. Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша. Нарисую я ладошку, Отдохну потом немножко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки звукового ряда. В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия
Данная программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...
Презентация Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкльного и младшего школьного возраста
Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пал...
Развитие мелкой моторики у детей с РАС младшего школьного возраста.
Развитие мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра(РАС) младшего школьного возраста является важным аспектом их общегоразвития и социальной адаптации.Методы развития мелкой мотор...