Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи
статья по логопедии по теме

Гусарова Светлана Григорьевна

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости».

Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит совершенно поразному артикулируемые звуки — какому образцу при этом он должен следовать?

Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его неправильное произношение. Благодаря этому ребёнок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивает стимул для совершенствования своей речи — ведь она так нравится взрослым! Это обычно приводит к длительной задержке у детей «возрастного косноязычия», для устранения которого потребуется логопедическая помощь.

Состояние звукопроизношения у детей. Норма и патология

Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, когда они не обращают внимания на неправильное произношение, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о семейно-педагогической запущенности, которая нередко встречается даже при наличии у родителей высшего образования.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи.

Эту последнюю группу причин (неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, двуязычие в семье, подлаживание под детскую речь, безразличное отношение взрослых к речи ребёнка, длительное пребывание его в среде неправильно говорящих сверстников) принято относить к социальным причинам. В этих случаях ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением, однако этому мешает окружающая социальная среда.

Нередко у одного и того же ребёнка наблюдается взаимодействие сразу нескольких причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением. И в этих сложных случаях особенно благотворной бывает роль правильно организованной социальной среды — именно на неё здесь и нужно возлагать основные надежды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люди стали жить богаче, но беднее стала речь"

Эссе о проблеме изменения речевого стиля современных детей в век развитых компьютерных технологий. Прослеживается связь между материальным благополучием детей и оскуднением их словарного запаса....

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Консультация для родителей "Как влияет неправильная речь окружающих на звукопроизношение ребенка?"

Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребенка...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»"

В работе раскрываются вопросы типичных нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и  особенности коррекционной вопросы дисграфии и дислексии....

Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практические рекомендации для учителей)

Материал знакомит с особенностями состояния речи детей с умственной отсталостью и дает рекомендации по комплексному развитию речи и познавательных процессов....

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...