Компьютерные технологии в логопедии.
статья по логопедии по теме

Ведякова Елена Викторовна

Если, мы не хотим отставать от времени и учитываем интересы детей, то нам - логопедам не обойтись в своей работе без компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопед и компьютер15.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Если, мы не хотим отставать от времени и учитываем интересы детей, то нам - логопедам не обойтись в своей работе без компьютерных технологий. Компьютерные технологии значительно повышают эффективность коррекционного процесса.   Компьютеризация возможна на всех этапах коррекционного воздействия: на подготовительном этапе (артикуляционная гимнастика, уточнение артикуляционных укладов) фото, картинки. Обычно работа ведется длительный период и отмечается снижением интереса или полное не желание выполнять действия, артикуляционные уклады наглядно детьми воспринимаются не точно, не верно, долгосрочная память не удерживает образы. В специально разработанных программах гимнастика представлена динамично, интересно и красочно, сюрпризные моменты и мотивирующие персонажи, использование специальных цветов повышает восприятие предлагаемого материала, шрифты, расположение на экране рабочего материала, звуковые сигналы и мелодии (активирующее работу мозга) позволяют длительное время поддерживать интерес дошкольника.

На этапе автоматизации полученных навыков и умений использование специально разработанной компьютерной программы стимулируют возникает непроизвольного восприятия и запоминания материала.

Компьютерные программы реализуют следующие:

1. Повышение мотивации детей

2. Возможность самореализации детей с наиболее тяжёлой речевой патологией (сенсомоторная алалия, тяжёлая степень дизартрии).

3. Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).

4. Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.

5. Сокращение сроков реабилитации.

6. Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала).

      Информационные технологии в логопедической коррекции могут использоваться в любой части индивидуального занятия: в начале – для включения в работу; в середине для подачи базового материала; в конце – для закрепления полученных знаний.

С помощью компьютерных программ  решаются следующие задачи логопедической работы:

1.коррекция речевого дыхания, силы голоса, устранение назального оттенка;

       2.коррекция произношения гласных и согласных звуков;

3.работа над звукобуквенным составом, слоговой структурой, морфологическим

   значением слов;

4.отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных, согласных по  

   твёрдости – мягкости;

5.формирование обобщённого лексического значения слова, лексико–грамматической  

   стороны речи и расширение словарного запаса в рамках различных морфологических

   категорий.

В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции.

   Известна программа «Видимая речь 3» Комплекс построен на базе четырнадцати модульной системы. Модули адаптируются в зависимости от возрастного параметра. Комплекс активно используется в логопедии, сурдопедагогике, афазиологии.  

   Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Программа красочно и интересно может дополнить коррекционный процесс.    

   Абсолютно простая в использовании коррекционно-логопедическая программа «Игры для Тигры». Программа представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференциальный подход к обучению.

   Программа «Домашний логопед», красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют,  легко и доступно дают знания ребенку.

   Программа Профессор Хиггинс - это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.

Особенности программы:

  1. Система распознавания речи.
  2. Наглядные графики произношения звуков.
  3. Уроки фонетики (гласные, согласные, сочетания, ударения).
  4. Тренировка на слух: поиск слов.
  5. Диалоги, пословицы, скороговорки.
  6. Словарь с примерами произношения и функцией автопроигрывания в фоновом режиме.

Принципиальное отличие данного пособия от других возможность максимально точно выявить и устранить ошибки произношения в процессе тренировки. Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова - фонем. Программа составлена по принципу «от простого - к сложному» (звуки, слова, фразы, аудиотренинг, пословицы, скороговорки, стихи и рассказы), словари (общий словарь и словарь омонимов) и руководство пользователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда

В последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи и возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории обучающихся. Как способ оптимизац...

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха

В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда.

 Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной логопедической работы с опорой на сохранные виды восприятия. Чтобы заинтересовать учащихся, с...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....

Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.

В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях....