Программа «Коррекция дисграфии и дизорфографии» ( в условиях ЦВЛ "Детская психиатрия")
учебно-методический материал (логопедия) на тему
Программа адресована логопедам-дефектологам ЦВЛ " Детская психиатрия", школьных логопунктов и ПМЦС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma1.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
« Коррекция дисграфии и дизорфографии»
(в условиях ЦВЛ « Детская психиатрия»)
Program
« The correction of disgraphia and dizorfographia»
(in the conditions of CRT « Children's psychiatry»)
Программа адресована учителям-логопедам ЦВЛ «Детская психиатрия», школьных логопунктов и ПМСЦ. Она включает в себя тематическое планирование систематических коррекционных занятий с учащимися 2 – 4 –х классов с нарушениями письменной речи на учебный год и составлена с учётом ограниченности времени на проведение коррекционных систематических занятий.
The program is addressed to the teachers-speech therapists CRT «Children's psychiatry». It includes thematic planning systematic correction lessons with pupils of 2 - 4 classes with the violations of speech in writing for an academic year and have been prepared taking into account the limited time for the correction of systematic training.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
С каждым годом увеличивается количество учащихся начальной школы, испытывающих значительные трудности в овладении навыком грамотного письма. По данным специальных исследований, нарушения письменной речи отмечаются у 80% школьников – учащихся начальных классов (27% - с лёгкой степенью выраженности; 40% - со средней; 33% - с тяжёлой). Выявлено, что симптоматика нарушений письменной речи носит полиморфный характер: учащиеся с данными проблемами нечётко владеют специальной терминологией («звук», «гласный», «согласный», «слог» и т.д.); не умеют формулировать своими словами правила правописания и применять их на письме; затрудняются при распознавании «ошибкоопасных» мест; у них также значительно снижены навыки предварительного и текущего видов самоконтроля, что отрицательно сказывается на формировании «орфографического чутья».
Следует отметить, что у большинства учащихся с нарушениями письменной речи данные нарушения имеют комбинированный характер; наблюдается также определённая зависимость между характером, степенью выраженности и видом нарушений письма. Так, смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза с элементами оптической и аграмматической дисграфии) сочетается с более выраженной дизорфографией. При этом отмечается значительное количество ошибок в словах при использовании морфологического и традиционного принципов написания. Наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в таких орфограммах, как правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне, с безударными проверяемыми гласными в корне, с парными согласными в корне слова. При смешанной дисграфии (оптической дисграфии с элементами дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза и артикуляторно-акустической дисграфии) преобладающее количество ошибок отмечается в процессе применения правил традиционного принципа написания и правил графики. Учащиеся данной группы не усваивают написание сочетаний «чк», «чн», «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу», слов с непроизносимыми согласными и т.д.
Учитывая вышесказанное, коррекция нарушений письменной речи должна иметь комплексный характер. Логопедическая работа строится с учётом психологической структуры процесса овладения орфографией. Сформированные в ходе коррекционных занятий фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются учащимися с нарушениями письменной речи сначала на практическом уровне, а в дальнейшем – на уровне осознания. Коррекция дисграфии и дизорфографии у младших школьников включает формирование у них различных звеньев речевой функциональной системы, их взаимосвязь и взаимодействие.
Следует особо отметить немаловажный факт, что неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, ведёт к школьной, а в дальнейшем, и социальной дезадаптации, а отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики нарушений письменной речи.
Таким образом, поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений письменной речи (дисграфии, дизорфографии) учащихся начальных классов общеобразовательных школ является актуальной теоретической и практически значимой проблемой, решением которой занимаются специалисты ЦВЛ.
Данная программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обращающимися за помощью в ЦВЛ «Детская психиатрия», и с учётом ограниченности времени на проведение коррекционно-логопедических занятий.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЭТАПЫ).
Сроки реализации программы – с 1 октября по 30 апреля.
1 ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
Уточнение предварительного диагноза. Обследование неречевых психических функций. Обследование фонематического восприятия, состояние фонематического анализа и синтеза. Обследование слогового анализа и синтеза. Обследование лексико-грамматической стороны речи, состояния связной речи. Обследование процесса письма. Логопедическое заключение. (3 часа)
2 ЭТАП – КОРРЕКЦИОННЫЙ.
Коррекционные систематические занятия по тематическому плану, с учётом специфики нарушений письменной речи и особенностей психофизического развития.(2 класс – 51 час, 3 - 4 класс -23 часа)
3 ЭТАП – ОЦЕНОЧНЫЙ.
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики в формировании навыков грамотного письма. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. (2 часа)
ФОРМА И РЕЖИМ КОРРЕКЦИОННЫХ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий – индивидуальная.
Режим занятий:
- 2 занятия в неделю с учащимися 2-х классов, имеющими более выраженные нарушения письменной речи (дисграфию, среднюю степень дизорфографии);
- 1 занятие в неделю с учащимися 3 – 4-х классов, имеющими менее выраженные нарушения письменной речи (элементы смешанной дисграфии, лёгкую форму дизорфографии).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости произвольного внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию (преимущественно вербального материала);
- способности к переключению с одного вида деятельности на другой);
- навыков и приёмов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
2. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
3. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- обращение к логопеду за разъяснением;
- развёрнутый отчёт о последовательности выполнения задания.
4. Формирование лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся в словарном запасе слов и его дальнейшее обогащение как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
5. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла высказывания;
- установление логики, точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств; оформление речевого высказывания.
6. Развитие сенсомоторных функций:
- развитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза;
- развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса;
- развитие восприятия и воспроизведения ритма;
- развитие зрительной и речедвигательной памяти.
7. Развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне:
- развитие слухового восприятия
- дифференциация фонем;
- логопедическая работа над ударением.
8. Формирование языкового анализа, синтеза, представлений:
- анализ и синтез предложений;
- формирование слогового анализа и синтеза;
- формирование фонематического анализа (количественного, позиционного, порядкового) и синтеза.
9. Создание базы для успешного овладения орфографическими навыками, формирование языкового чутья, выработка устойчивых навыков грамотного письма.
2 – е КЛАССЫ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 56 часов.
- Диагностические письменные работы (списывание, диктанты, письмо по памяти, обследование языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи) -3 часа.
- Дифференциация понятий «слово» - «слог» - 2 часа.
- Предложение. Уточнение представлений о предложении (выделение предложений из текста, семантический анализ предложений). Виды предложений по интонации. Порядок слов в предложении. Конструирование предложений, графические схемы.
- Правила правописания. 2 часа.
- Дифференциация понятий «звук» - «буква», «гласный» - «согласный». Слогообразующая роль гласных. 2 часа.
- Дифференциация понятий «звонкие» - «глухие» согласные звуки (буквы). 2 часа.
- Дифференциация понятий «твёрдые» - «мягкие» согласные звуки (буквы). 2 часа.
- Дифференциация букв «а – я» в начале слога, слова. 1 час.
- Дифференциация букв «о – ё» в начале слога, слова. 1 час.
- Дифференциация букв «у – ю» в начале слога, слова. 1 час.
- Дифференциация букв «э – е» в начале слога, слова. 1 час.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначаемых гласными буквами «а – я». 1 час.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначаемых гласными буквами «о – ё». 1 час.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначаемых гласными буквами «у – ю». 1 час.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначаемых гласными буквами «ы – и». 1 час.
- Дифференциация букв «ё – ю». 1 час.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначаемых мягким знаком в конце слова. 2 часа.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначаемых мягким знаком в середине слова. 2 часа.
- Разделительный мягкий знак. 2 часа.
- Ударение. Фонетическая, смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. 2 часа.
- Родственные слова. Практическое овладение подбором родственных слов с выделением корня. Сходство и различие родственных и однокоренных слов. 3 часа.
- Образование слов с помощью приставок. Правописание приставок. 2 часа.
- Образование слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов. 2 часа.
- Состав слова. Конструирование слов из морфем. Морфемный разбор. 2 часа.
- Правописание предлогов. 2 часа.
- Дифференциация предлогов и приставок. 2 часа.
- Правописание безударных гласных в корне слова. Уточнение понятия об ударных и безударных гласных в корне слова. Упражнения в подборе проверочных слов. 3 часа.
- Правописание гласных после шипящих (сочетания «жи – ши»). 1 час.
- Правописание гласных после шипящих (сочетания «ча – ща», «чу – щу»). 1 час.
- Правописание слов с сочетаниями «чк –чн». 1 час.
- Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. 2 часа.
- Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. 2 часа.
- Правописание имён собственных. 1 час.
- Проверочные итоговые работы за год. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики в формировании орфографических навыков. Количественный и качественный анализ ошибок. 2 часа.
3 КЛАССЫ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Углублённая диагностика специфических нарушений письменной речи, определение степени выраженности дизорфографии.
2. Коррекция сенсомоторных функций.
3. Коррекция сенсорно-перцептивных функций.
4. Формирование и автоматизация навыков языкового анализа и синтеза.
5. Коррекция грамматического строя речи, формирование навыков словоизменения и словообразования.
6. Обогащение, уточнение, активизация словарного запаса.
7. Коррекция связной письменной речи, формирование навыков языкового оформления речевых высказываний.
8. Формирование орфографических навыков.
9. Формирование навыков самоконтроля на письме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 28 часов.
- Диагностические письменные работы (списывание, диктанты, письмо по памяти, изложение, обследование навыков языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи). 3 часа.
- Предложение. Правила правописания. Главные члены предложения. Согласование слов в предложении. 1 час.
- Дифференциация понятий «звук» - «буква», «гласный» - «согласный» звук (буква). 1 час.
- Дифференциация понятий «звонкий» - «глухой», «мягкий» - «твёрдый» согласный звук (буква). 1 час.
- Разделительный мягкий знак. 1 час.
- Ударение (фонетическая, смыслоразличительная, форморазличительная роль). 1 час.
- Правописание безударных гласных в корне слова. 2 часа.
- Правописание парных звонких и глухих согласных в конце и в середине слова. 2 часа.
- Правописание непроизносимых согласных. 2 часа.
- Правописание слов с удвоенными согласными. 2 часа.
- Разделительный твёрдый знак. 2 часа.
- Правописание приставок (гласные и согласные буквы в приставках). 2 часа.
- Дифференциация предлогов и приставок. Построение предложно-падежных конструкций. 2 часа.
- Правописание существительных с шипящими на конце. 2 часа.
- Дифференциация имён существительных, имён прилагательных и глаголов. 1 час.
- Слова – синонимы и антонимы. 1 час.
- Итоговые проверочные работы. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики в формировании орфографических навыков. Количественный и качественный анализ ошибок. 2 часа.
4 КЛАССЫ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Дополнительная углублённая диагностика специфических нарушений письменной речи, определение степени выраженности дизорфографии.
2. Интеграция знаний, умений и навыков в процессе применения орфографических правил на письме.
3. Выработка автоматизма полученных навыков во время выполнения письменных работ.
4. Актуализация алгоритмов орфографических действий в процессе письма.
5. Коррекция элементов дисграфии (оптической, акустической, аграмматической, на почве нарушений языкового анализа и синтеза).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 28 часов.
- Диагностические письменные работы (списывание, диктанты, письмо по памяти, изложение, обследование навыков языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи). 3 часа.
- Фонетика. Фонетический разбор слов. 2 часа.
- Разделительный мягкий знак. 1 час.
- Разделительный твёрдый знак. 1 час.
- Дифференцированное употребление на письме разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков. 1 час.
- Правописание безударных гласных в корне слова. 1 час.
- Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 1 час.
- Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 1 час.
- Правописание слов с удвоенными согласными. 1 час.
- Правописание гласных и согласных в приставках. 1 час.
- Правописание предлогов. Построение предложно-падежных конструкций. 1 час.
- Образование и правописание сложных слов. 1 час.
- Правописание суффиксов «ек», «ик».
- Правописание безударных окончаний имён существительных. 1 час.
- Состав слова. Морфемный разбор. 1 час.
- Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными. 1 час.
- Правописание «тся» - «ться» в глаголах. 1 час.
- Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. 1 час.
- Закрепление знаний об имени существительном. Морфологический разбор. 1 час.
- Закрепление знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор. 1 час.
- Закрепление знаний о глаголе. Морфологический разбор. 1 час.
- Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. 1 час.
- Текст. Программирование и языковое оформление речевого высказывания. 1 час.
- Итоговые проверочные работы. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики в формировании орфографических навыков. Количественный и качественный анализ ошибок. 2 часа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков» Москва 1987г.
Бурина Е.Д. «Такие похожие разные буквы». Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. Санкт-Петербург «Каро» 2006г.
Городилова В.И. Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо» (обучение, развитие и исправление недостатков). Санкт-Петербург «Дельта» 1995г.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе» Москва «Сфера» 2005г.
Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. «организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Москва «Просвещение» 1991г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия» Москва «Книголюб» 2003г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха (дифференциация гласных) Москва «Книголюб» 2004г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха (дифференциация звонких и глухих согласных) Москва «Книголюб» 2004г.
Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей» Санкт-Петербург Изд.дом «МиМ» 1997г.
Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. «диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» Санкт-Петербург «Союз» 2001г.
Лебедева Л.А. Мирошниченко С.Б. Родченкова Н.В. «Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков» Кингисепп 1998г.
Лукашенко М.Л. Свободина Н.Г. «Дисграфия . Исправление ошибок при письме» (Практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов) Москва «ЭКСМО» 2004г.
Макаров И. «Если ваш ребёнок – левша» Санкт-Петербург «МИК» 1995г.
Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно» (Устранение недостатков устной и письменной речи) Санкт-Петербург «Дельта» 1996г.
Прищепова И.В. «Методика коррекции дизорфографии у младших школьников» Санкт-Петербург 2000г.
Рамзаева Т.Г. «Орфографический навык и методические условия его формирования» «Начальная школа» 1976г. №8
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.
Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи» Москва «Аквариум» 2000г.
Ключевые слова:
Дизорфография – особая категория специфических нарушений письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Аграмматическая дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в искажениях морфологической структуры слов и нарушениях синтаксического оформления речи.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в пропусках согласных и гласных букв, перестановках и добавлении букв, пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах.
Артикуляторно-акустическая дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Оптическая дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в заменах графически сходных букв, зеркальном написании букв, пропусках элементов букв и их неправильном расположении.
Эволюционная дисграфия – проявление естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.
Key words:
Disorfographia - a special category of specific violations of letters of the children with сохранным intelligence and oral speech, which is manifested in a persistent inability to learn spelling skills, in spite of the knowledge of the relevant rules.
Dysgraphia is a partial violation of the writing process, which is manifested in persistent, recurring errors, caused by the lack of a higher mental functions, involved in the process of writing.
Grammatical dysgraphia is a partial violation of the writing process, which is manifested in the corruptions of morphological structure of a word and violations of syntactic processing of speech.
Dysgraphia on the grounds of violations of linguistic analysis and synthesis - partial violation of the writing process, which is manifested in the absence of consonants and vowels, changes and additions of letters, omissions, substitutions and Appendix syllables, cohesive writing words and their breakup.
Аrticular -acoustic dysgraphia is a partial violation of the writing process, which is manifested in substitution, pass letters, corresponding to the replacements and passes sounds in spoken language.
Optical dysgraphia is a partial violation of the writing process, manifesting itself in changes graphically similar letters, mirror, writing letters, absence of elements of letters and their wrong location.
Evolutionary dysgraphia is a manifestation of the natural difficulties of children in the course of primary schooling letter.
The program «Planning of remedial systematic lessons with pupils of 2 - 4 classes with the diagnosis «Dysgraphia Disorfographia.» in the conditions of «Children's psychiatry»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)
Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс) предназначена для учителей - логопедов СОШ. Основная задача логопеда состоит в том, чтоб...
Карточки – «подсказки» используемые на уроках по коррекции дисграфии и дизорфографии
Использование представленной презентации на логопедических уроках позволяет закрепить применение орфографических правил и грамматических понятий с опорой на карточки "подсказки"....
Программа « Коррекция дисграфии и дизорфографии» (в условиях ЦВЛ « Детская психиатрия»)
Программа адресована учителям-логопедам ЦВЛ «Детская психиатрия», школьных логопунктов и ПМСЦ. Она включает в себя тематическое планирование систематических коррекционных занятий с учащимися 2 –...
Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии и дизорфографии в условиях школьного логопункта.
Статья предназначена учителям начальной школы, учителям - логопедам школьного логопункта....
Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников
Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников...
Логопедическая программ "Коррекция дисграфии и дизорфографии у учащихся 4 класса"
Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости учащихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ....