Родительское собрание «Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности»
методическая разработка (1 класс)
Методическая разработка родительского собрания позволит помочь классным руководителям в планировании родительского собрания в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskogo_sobranie.doc | 67.5 КБ |
kak_detey_poznakomili_s_finansami.pdf | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительского собрание №1
в 1В классе от____________
«Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности»
Форма: посиделки «Мы за чаем не скучаем»
Задачи родительского собрания:
- научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребенку в первые дни в школе;
- способствовать сплочению классного коллектива, формированию отношений между родителями, развитию традиций класса;
- познакомить родителей с основными документами образовательного учреждения;
- выбрать совет родителей класса.
Ход собрания:
1. Выступление классного руководителя по теме собрания.
Этап знакомства
Добрый день! Уважаемые родители, все взрослые, кто пришел на первую встречу со школой, порог которой переступили в сентябре ваши малыши. В жизни вашей семьи наступил торжественный момент - ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, падать, набивая как можно меньше шишек, радоваться своим успехам.
Информирование о ФГОС. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
С 1 сентября 2011 года обучение в начальной школе ведётся по новым стандартам, утверждённым приказом Минобразования и науки.
В современных условиях приоритеты школьного образования заметно смещаются от необходимости усвоения только программных знаний к формированию основ учебной деятельности.
В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи:
- определить количество звуков в слове,
- установить их последовательность,
- проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный),
- обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.
Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник научился строить план выполнения учебной задачи.
Поэтому обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог, исследовательские работы, учебные проекты, и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Основной формой организации обучения остается урок. Его длительность 35-45 минут. Недельная учебная нагрузка составляет 21 час.
Обучение ведется без отметок. Оценка не нужна для этого возраста. Дети сами учатся себя оценивать по линейке Цукерман («волшебная линейка»).
Информирование «Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции».
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
- интеллектуальный
- эмоциональный
- социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает с ним "один на один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости представлений.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он не усваивает программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.
В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто специально не занимался.
Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”.
Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
Советы родителям:
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
- Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
- Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
- Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
- Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
- Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
- Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
- Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
- Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
2. Знакомство родителей с основными документами школы
В нашем образовательном учреждении существуют следующие основные документы:
- Устав школы;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
- Свидетельство о государственной аккредитации;
- Основные образовательные программы, реализуемые в школе
- Правила внутреннего распорядка обучающихся;
- Выборы совета родителей класса в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации.
Более подробно можно ознакомиться с данными документами на сайте школы: http://tro-school.ru/);
С 01 сентября 2015 г. на сайте «Виртуальная школа» ведется электронный журнал и электронный дневник Ваших детей., поэтому, чтобы получить вход на сайт, Вам, родители, необходимо зарегистрироваться, получить логин и пароль, а также посетить сайт ГОСУСЛУГИ и также зарегистрироваться в нем – это необходимо для того, чтобы войти в электронный дневник своего ребёнка.
Методом оценки динамики индивидуальных образовательных достижений уч-ся (личностных, предметных и метапредметных результатов) является оценка личностного прогресса ученика с помощью Портфеля достижений (накопительной системы оценивания), который способствует формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, классифицировать.
Основные цели и задачи ведения портфеля достижений в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
Девиз работы с портфелем достижения: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись. Главное, что портфель достижений не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Это позволяет ученику:
✔ видеть своё продвижение;
✔ формировать навык самоконтроля и самооценки;
3. Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и др. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях раскрываются у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Для реализации в школе доступны следующие направления:
- спортивно-оздоровительная;
- художественное творчество;
- познавательная деятельность и др.
4. Выбор совета родителей класса и школы.
Цель: координация действий среди родителей класса по вопросам образования и воспитания.
Задачи: укрепление связей между семьёй и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей и семьи;
привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы;
оказание помощи в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы класса.
Необходимо выбрать членов совета родителей класса – 5 человек, 1- в совет родителей школы.
5. Разное: о горячем питании в столовой, работа группы по уходу и присмотру за детьми.
Итог собрания.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизнь. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности"
познакомить родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению; научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребенку в первые дни в школе. ...
"Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности"
"Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности" Статья для родителей...
Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности.
Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности....
Родительское собрание в 1 классе"Новые обязанности- первые трудности"
В данном материале говорится об адаптации первоклассников....
Родительское собрание в 1 классе"Новые обязанности- первые трудности"
В данном конспекте говорится об адптации первоклассников...
Родительское собрание в 1 классе по теме "Ваш ребёнок - первоклассник. Новые обязанности - первые трудности"
Знакомство родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению. Научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребёнку в первые дни в школе....
Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности.
Ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе.Дать рекомендации, практические советы по предупреждению и установлению правильных взаимоотношений в семье с дет...