Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему
Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Тема: «Автоматизация звуков [р] - [р']в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте».
«Дорога на вечеринку!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_na_vecherinku.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок».
Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Тема: «Автоматизация звуков [р] - [р']в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте».
«Дорога на вечеринку!»
Разработала учитель-логопед:
Райкина Ольга Анатольевна
2017 г.
Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях, в предложениях, в тексте.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р];
- способствовать обогащению словарного запаса.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развитие сенсорных и кинестетических ощущений;
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, тексте.
- Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сухой бассейн с фасолью, фигурки (куклы) троллей, таблица для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, разноцветные кружочки для звукового анализа, рисунки троллей для раскрашивания, сердечки разных цветов.
Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, арт - терапевтические технологии.
Литература:
Интернет-ресурсы: (картинки).
Ход занятия:
- Организационный момент.
Создание положительной мотивации к занятию.
Сегодня мы с вами побываем в удивительном сказочном мире, населённом маленькими существами, которые живут в почти бесконечном состоянии счастья, пения и танцев. А что это за существа, вы узнаете, найдя их фигурки в сухом бассейне с фасолью. Это герои мультфильма о троллях. (Слайд 2)
Жизнерадостная Розочка, ворчливый тролль – Цветан, Розовый король – отец Розочки и старый король всех троллей, бабушка Цветунья, Ручеёк и Здоровяк. Сегодня вы сможете не только познакомиться с ними, но и поиграть.
Добро пожаловать в яркий и весёлый мир троллей!
- Артикуляционная гимнастика «В деревне троллей ». (Слайд 3)
В удивительном сказочном лесу жили забавные существа – тролли. Больше всего на свете они любили петь и танцевать. Однажды они решили устроить грандиозную вечеринку.
Король велел начать приготовления в деревне троллей. Здоровяк вызвался покрасить домики троллей (упражнение «Маляр»). Ручеёк отправился на паруснике (упражнение «Парус») за фруктами, ягодами и грибами (упражнение «Грибок») для угощения на вечеринке. Ди-джей настраивал барабаны (упражнение «Барабан»). Розочка с друзьями готовила развлечения: расчесала гриву и хвост троллолошадке, на которой будут кататься малыши троллей (упражнение «Лошадка»), украсили цветами качели (упражнение «Качели»).
И только ворчливый тролль Цветан, который всегда был всем недоволен, завёл мотор (упражнение «Заведи мотор») своего троллемобиля и уехал подальше от этого веселья.
Когда всё было готово, шумный праздник начался. Всю ночь не утихала музыка (т-т-т, д-д-д, т-д-т-д). Утром тролли обнаружили, что всё вокруг исплясали и испрыгали (упражнение «Ветерок»).
Розочка и её друзья решили, что было бы неплохо найти новое место для веселья. Но чтобы это сделать компании друзей придётся пройти долгий путь.
3. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам.
Прослушайте имена троллей и определите, какой один звук встречается во всех этих именах. Этот звук будет сопровождать нас на протяжении всей дороги на вечеринку. Имена троллей: Розочка, Ручеёк, Розовый коРоль, ЗдоРовяк. Это звук [р]. Давайте охарактеризуем его.
(Слайд 4)
Таблица для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков. | |
звук | [р], [р']. |
Гласный/согласный | Согласный, т.к. есть преграда - язык |
Твёрдый/мягкий | Твёрдый/мягкий |
Звонкий/глухой | звонкий, голосовые складки вибрируют |
Губы | Слегка улыбаются |
Язык | Широкий кончик языка поднят вверх и дрожит под напором воздушной струи |
Воздушная струя | сильная, идёт по середине языка |
- Развитие фонематического слуха «Собери всё для вечеринки».
Выбери только те картинки, в названии которых встречаются звуки [р], [р']. (Слайд 5)
- Автоматизация в словах. (Слайд 6)
Помоги друзьям сосчитать, сколько цветов собрали тролли для украшения нового места для вечеринки.
- Звуковой анализ слова. (Слайд 7)
Название какого цветка совпадает с именем главной героини? Давайте выполним звуковой анализ этого слова.
- Динамическая пауза.
А) Физминутка «Тролли в лесу». (Слайд 8)
- Утром тролли в лес пошли, (шаг на месте)
- По дороге цветок нашли, (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
- А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
- Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
- И пока цветы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
- Тролли на вечеринку опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
- Побежали, заспешили (бег на месте)
- И цветы все уронили! (присесть)
Б) Офтальмогимнастика «Тролли в лабиринте». (Слайд 9)
Розочка и её друг Цветан пока собирали цветы, оказались на разных сторонах лабиринта. Помогите им найти путь друг к другу, чтобы они смогли обняться. Сначала помоги Розочке, потом Цветану. (Слайд 10)
- Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, коротких текстах.
- Автоматизация звука [р] в словосочетаниях «Это варится варенье». (Слайд 11)
Для угощения на вечеринке тролли решили наварить сладкого ароматного варенья. Для этого они заготовили: смородину, чернику, арбузы, абрикосы, персики, крыжовник, мандарины, груши. Какое варенье наварит бабушка Цветунья для вечеринки? Называйте, какое получится варенье, опуская ягоды или фрукты в банку.
- Автоматизация звука [р] в предложениях «Расскажи о троллях».
(Слайд 12)
Возьмите в руки фигурку тролля и проговорите предложение.
- Автоматизация звука [р] коротком тексте «История троллей».
(Слайд 13)
Вставь пропущенные слова в текст и перескажи его.
- Итог занятия. Рефлексия. (Слайд 14)
О каком звуке говорили?
Герои, какого мультфильма были с нами на протяжении всего занятия?
А чтобы узнать понравилось ли вам занятие, предлагаю вместо волос к симпатичным мордашкам троллей прикрепить сердечки разных цветов.
- Домашнее задание «Раскрась троллей». (Слайд 15)
Не обязательно делать троллей такими же, как в мультфильме. Они будут рады новому имиджу, ведь меняться так весело!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слуховое восприятие как основа формирования правильного звукопроизношения и различения звуков у младших школьников с ЗПР.
Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, кот...
Игры на формирование правильного звукопроизношения
Представлены игры на шипящие, свистящие и сонорные звуки. каждая игра оформлена ввиде карточки и имееи свою цель....
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...
Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема: «Дифференциация звука [л] и [л\']». «Приключения маленьких шалунов в волшебном лесу!»
Цель: учить детей различать звуки [л] и [л\'] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях на слух. Задачи: - совершенствование артикуляционной...
Образовательная программа по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения
Програма являтся модифицированной, создана в соответствии с положениями ФГОС, содержит рекомендации по развитию артикуляции и исправлению звукопроизношения. Данная программа расчитана на логопедов, во...
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....
Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...