Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему

Райкина Ольга Анатольевна

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Автоматизация звуков [р] - [р']в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте».

 

«Дорога на вечеринку!»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_na_vecherinku.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок».

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звуков [р] - [р']в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте».

«Дорога на вечеринку!»

Разработала учитель-логопед:

Райкина Ольга Анатольевна

2017 г.  

Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах,  словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

Задачи:

  1. Образовательные:

- уточнить представления ребёнка о звуке [Р];

- способствовать обогащению словарного запаса.

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развитие сенсорных и кинестетических ощущений;

- развивать фонематический слух на звук [Р];

- развивать фонематическое восприятие;

- развитие речевого дыхания;

- автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, тексте.

  1. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сухой бассейн с фасолью, фигурки (куклы) троллей, таблица  для  сравнения  фонетических и артикуляционных характеристик звуков, разноцветные кружочки для звукового анализа, рисунки троллей для раскрашивания, сердечки разных цветов. 

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, арт - терапевтические технологии.

Литература:

Интернет-ресурсы:  (картинки).

Ход занятия:

  1. Организационный  момент.  

Создание положительной мотивации к занятию.

    Сегодня мы с вами побываем в удивительном сказочном мире, населённом маленькими существами, которые живут в почти бесконечном состоянии счастья, пения и танцев. А что это за существа, вы узнаете, найдя их фигурки в сухом бассейне с фасолью.  Это герои мультфильма о троллях.  (Слайд 2) 

   Жизнерадостная Розочка, ворчливый тролль – Цветан, Розовый король – отец Розочки и старый король всех троллей, бабушка Цветунья, Ручеёк и Здоровяк. Сегодня вы сможете не только познакомиться с ними, но и поиграть.

Добро пожаловать в яркий и весёлый мир троллей!

  1. Артикуляционная гимнастика «В деревне троллей ».   (Слайд 3)

    В удивительном сказочном лесу жили забавные существа – тролли. Больше всего на свете они любили петь и танцевать. Однажды они решили устроить грандиозную вечеринку.

   Король велел начать приготовления в деревне троллей. Здоровяк вызвался покрасить домики троллей (упражнение «Маляр»). Ручеёк отправился на паруснике (упражнение «Парус») за фруктами, ягодами и грибами (упражнение «Грибок») для угощения на вечеринке. Ди-джей настраивал барабаны (упражнение «Барабан»). Розочка с друзьями готовила развлечения: расчесала гриву и хвост троллолошадке, на которой будут кататься малыши троллей (упражнение «Лошадка»), украсили цветами качели (упражнение «Качели»).

    И только ворчливый тролль Цветан, который всегда был всем недоволен, завёл мотор (упражнение «Заведи мотор») своего троллемобиля и уехал подальше  от этого веселья.

    Когда всё было готово, шумный праздник начался. Всю ночь не утихала музыка (т-т-т, д-д-д, т-д-т-д). Утром тролли обнаружили, что всё вокруг исплясали и испрыгали (упражнение «Ветерок»).

   Розочка и её друзья решили, что было бы неплохо найти новое место для веселья. Но чтобы это сделать компании друзей придётся пройти долгий путь.

3. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам.

    Прослушайте имена троллей и определите,  какой один звук встречается во всех этих именах. Этот звук будет сопровождать нас на протяжении всей дороги на вечеринку. Имена троллей:  Розочка,  Ручеёк,  Розовый коРоль, ЗдоРовяк.                   Это звук [р]. Давайте охарактеризуем его.

 (Слайд 4)

Таблица  для  сравнения  фонетических и артикуляционных характеристик звуков.

звук

[р], [р'].

Гласный/согласный

Согласный, т.к. есть преграда - язык

Твёрдый/мягкий

Твёрдый/мягкий

Звонкий/глухой

звонкий, голосовые складки  вибрируют

Губы

Слегка улыбаются

Язык

Широкий кончик языка поднят вверх и дрожит под напором воздушной струи

Воздушная струя

сильная, идёт по середине языка

  1. Развитие фонематического слуха «Собери всё для вечеринки».

    Выбери только те картинки, в названии которых встречаются звуки [р], [р']. (Слайд 5)

  1. Автоматизация в словах. (Слайд 6)

   Помоги друзьям сосчитать, сколько цветов собрали тролли для украшения нового места для вечеринки.

  1. Звуковой анализ слова. (Слайд 7)

   Название  какого цветка совпадает с именем главной героини?  Давайте выполним звуковой анализ этого слова.

  1. Динамическая пауза.

А) Физминутка «Тролли в лесу». (Слайд 8)

  • Утром тролли в лес пошли, (шаг на месте)
  • По дороге цветок нашли, (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
  • А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
  • Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
  • И пока цветы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
  • Тролли на вечеринку опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
  • Побежали, заспешили (бег на месте)
  • И цветы все уронили! (присесть)

Б) Офтальмогимнастика «Тролли в лабиринте». (Слайд 9)

Розочка и её друг Цветан пока собирали цветы, оказались на разных сторонах лабиринта. Помогите им найти путь друг к другу, чтобы они смогли обняться. Сначала помоги Розочке, потом Цветану. (Слайд 10)

  1. Автоматизация звука [р]  в словосочетаниях, предложениях, коротких текстах.

  • Автоматизация  звука [р]  в словосочетаниях «Это варится варенье». (Слайд 11)

Для угощения на вечеринке тролли решили наварить сладкого ароматного варенья. Для этого они заготовили: смородину, чернику, арбузы, абрикосы, персики, крыжовник, мандарины, груши. Какое варенье наварит бабушка Цветунья для вечеринки? Называйте, какое получится варенье, опуская ягоды или фрукты в банку.

  • Автоматизация  звука [р]  в предложениях «Расскажи о троллях».

(Слайд 12)

Возьмите в руки фигурку тролля и проговорите предложение.

  • Автоматизация звука [р]  коротком тексте «История троллей». 

(Слайд 13)

Вставь пропущенные слова в текст и перескажи его.

  1. Итог занятия. Рефлексия. (Слайд 14)

О каком звуке говорили?

Герои, какого мультфильма были с нами на протяжении всего занятия?

А чтобы узнать понравилось ли вам занятие, предлагаю вместо волос к симпатичным мордашкам троллей прикрепить сердечки разных цветов.

  1.  Домашнее задание «Раскрась троллей». (Слайд 15)

Не обязательно делать троллей такими же, как в мультфильме. Они будут рады новому имиджу, ведь меняться так весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слуховое восприятие как основа формирования правильного звукопроизношения и различения звуков у младших школьников с ЗПР.

Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, кот...

Игры на формирование правильного звукопроизношения

Представлены игры на шипящие, свистящие и сонорные звуки. каждая игра оформлена ввиде карточки и имееи свою цель....

Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная  гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема: «Дифференциация звука [л] и [л\']». «Приключения маленьких шалунов в волшебном лесу!»

Цель: учить детей различать звуки [л] и [л\'] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях на слух. Задачи:         - совершенствование артикуляционной...

Образовательная программа по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения

Програма являтся модифицированной, создана в соответствии с положениями ФГОС, содержит рекомендации по развитию артикуляции и исправлению звукопроизношения. Данная программа расчитана на логопедов, во...

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ  АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....

Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...