Артикуляционные упражнеия
материал по логопедии по теме

Афонюшкина Анна Сергеевна

Упражнения для правильной артикуляции звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyacionnye_uprazhneniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание упражнений.

  1. «Толстячок»:

- надувание обеих щек одновременно;

- надувание правой и левой щек попеременно

(перегонка воздуха из одной щеки в другую).

  1. «Худышка»: втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  2. «Слонёнок»: губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.                                              Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
  1.  «Лягушонок»:  улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  2.  «Лягушонок – слонёнок»:  на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лягушонок» и «Слонёнок».
  3. «Накажем непослушный язычок»:  положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя»;  можно слегка покусать язычок.
  4. «Лопаточка»: открыть рот, широкий язычок положить на нижнюю губу. Следить, чтобы губы не напрягались, а нижняя губа не подворачивалась  и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывать далеко.
  5.  «Иголочка»: открыть рот, высунуть язычок «иголочкой». Следить, чтобы кончик языка не загибался.
  6.  «Лопаточка – иголочка»: на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка».
  7. «Часики»: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
  8. «Почистим верхние зубки»: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
  9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
  10. «Маляр»: улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  11. «Лошадка»: открыть рот, пощелкать языком сначала медленно, постепенно темп убыстрять.
  12. «Грибок»: улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
  13.  «Качели»: улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
  14. «Барабан»: улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы у ребенка рот не закрывался, можно зажать зубами ручку от зубной щетки.
  15. «Комарик»: улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З.
  16. «Кораблик с парусом»: улыбнуться, открыть рот. Представить, что нижняя челюсть – лодочка (кораблик), язычок – парус:  

1) поднять «парус» к бугоркам за верхними зубами, надувать его;

2) поднять «парус» и произносить звук Ы, резко опустить «парус».

Описание упражнений.

  1. «Толстячок»:

- надувание обеих щек одновременно;

- надувание правой и левой щек попеременно

(перегонка воздуха из одной щеки в другую).

  1. «Худышка»: втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  2. «Слонёнок»: губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.                                              Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
  1.  «Лягушонок»:  улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  2.  «Лягушонок – слонёнок»:  на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лягушонок» и «Слонёнок».
  3. «Накажем непослушный язычок»:  положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя»;  можно слегка покусать язычок.
  4. «Лопаточка»: открыть рот, широкий язычок положить на нижнюю губу. Следить, чтобы губы не напрягались, а нижняя губа не подворачивалась  и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывать далеко.
  5.  «Иголочка»: открыть рот, высунуть язычок «иголочкой». Следить, чтобы кончик языка не загибался.
  6.  «Лопаточка – иголочка»: на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка».
  7. «Часики»: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
  8. «Почистим верхние зубки»: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
  9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
  10. «Маляр»: улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  11. «Лошадка»: открыть рот, пощелкать языком сначала медленно, постепенно темп убыстрять.
  12. «Грибок»: улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
  13.  «Качели»: улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
  14. «Барабан»: улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы у ребенка рот не закрывался, можно зажать зубами ручку от зубной щетки.
  15. «Комарик»: улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З.
  16. «Кораблик с парусом»: улыбнуться, открыть рот. Представить, что нижняя челюсть – лодочка (кораблик), язычок – парус:  

1) поднять «парус» к бугоркам за верхними зубами, надувать его;

2) поднять «парус» и произносить звук Ы, резко опустить «парус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Комплекс артикуляционных упражнений

Упражнения для развития речевого аппарата...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....