тувинская культура
статья по логопедии на тему
в статье освещается история и культура тувинцев. о религии, о национальных играх, традициях, спортивных соревнованиях. У тувинского народа есть уникальый вид национального пения- горловое пение. Как и все другие народы тувинцы отмечают праздники- встреча нового года-Шагаа, Наадым( праздник скотоводов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tuvinskaya_kultura.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна Республика Тыва
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ВЫПОЛНИЛА:Долаан М.Н.,учитель-логопед
МБОУ СОШ с.Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна
Ак-Тал-2012 г.
Что такое Тыва? Это степи омытые солнцем, горных речек разлив и дремучих лесов океан, синеватые дали и гор многоцветные кольца, зной песков раскаленных и снежная стужа Саян…
А. Емельянов
Республика Тыва расположена в Центральной Азии, и сама географическая точка центра Азии вычислена и обозначена на мировых картах именно в Тыве, там, где сливаются в одну реку – Енисей – два истока: Большой и Малый. Кызыл, столица Тывы лежит на одной широте с Киевом, Варшавой, Лондоном, но климатические условия сильно отличаются: температура воздуха колеблется от -50 зимой до +40 летом. Население Тывы 317056 (2010 г) человек, 82% тувинцы. Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык.
Первой религией тывинцев было шаманство. Вторая основная религия Тывы, буддизм, был привнесен позднее, в 13 в., однако он не вытеснил шаманство. В 18 в. обе эти религии были провозглашены государственными. Специалисты по истории Тывы утверждают, что именно принятие буддизма в 1753 г., накануне маньчжуро-китайского завоевания 1757 года, сыграло главную роль в сохранении этнического единства тывинцев и помогло им противостоять ассимиляции. До 1911 года Тыва была под контролем Маньчжурии, но последняя не могла осуществлять здесь прямое правление. Тывинцы смогли продолжить самобытное историческое и культурное развитие.
В октябре 1944 года Тыва была окончательно включена в Советский Союз как автономная область Российской Федерации. (В 1961 году она стала Тувинской Автономной Республикой).
Праздник Шагаа - это тувинский Новый год. Его празднуют в начале Белого месяца по лунному календарю, то есть где-то в конце января — начале февраля. Точной даты Шагаа не существует. Ее определяют ламы. Долгое время праздник не был официально узаконен. Лишь в 1987 г. он был возрожден как государственный. В Туве праздник Нового года — это особый рубеж, разделяющий старое и новое, прошлое и будущее, добро и зло. К нему тувинцы готовятся заблаговременно. За несколько дней до его начала всю территорию населенного пункта тщательно убирают. Также тщательно, как внутри, так и снаружи, наводят порядок в жилищах. Одежду, обувь, ковры и другие вещи чистят на снегу, старые и изношенные вещи сжигают. Особое внимание тувинцы уделяют алтарям в домах и храмах, где находятся подношения Будде. Тщательная уборка жилищ и сел — это не что иное, как дошедший до наших дней обряд изгнания нечисти. Встречают Шагаа в первый новогодний день с восходом солнца. Согласно поверью, в новогоднюю ночь Будда объезжает землю на колеснице и благословляет людей. Не благословляет он только спящих, принимая их за мертвых. Вот почему в новогоднюю ночь взрослые никогда не ложатся спать. Первый день Шагаа проходит в посещении родственников и знакомых и в обмене подарками. Готовится много пищи - вареная баранина, всевозможные молочные блюда и выпечка.
Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.
О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность. Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.
Наадым - тувинский национальный праздник животноводов, который ежегодно проводится в середине августа. Наадым традиционно привлекает большое количество туристов, однако прежде он важен для местных жителей, которые съезжаются на празднование со всех кожуунов (районов) Тувы. В степи разбивается большое число юрт различных кожуунов. Представители кожуунов очень серьезно относятся к подготовке такого грандиозного праздника: отбирают самых лучших скаковых лошадей; готовят спортсменов по национальной борьбе "хуреш" и по стрельбе из лука; по легкой атлетике (бег на 40 км.), ведут подготовку для участия в конкурсе среди юрт, жилищ оленеводов и т.д. Неотъемлемая часть Наадыма, без которой нельзя представить себе этот праздник - конные скачки. Еще одно интересное мероприятие, связанное с лошадьми, - конкурс конного снаряжения. Тут оценивается оформление, красота, богатство ювелирных украшений, прочность, удобство. Гвоздем Наадыма была и останется национальная борьба "хуреш", важная составляющая тувинской культуры.
Национальная борьба «хуреш» – старинный, любимый тувинцами вид спорта. Из уст в уста, из поколения в поколение передавались легенды и сказания о народных силачах в Туве, непобедимых хурешистах. В прошлом чиновники, феодалы и ламы, угнетавшие народ, использовали состязания по хурешу для усиления своего авторитета. Судьями на них всегда были представители господствующих слоев или же их ставленники и приспешники. Но у народа были свои борцы, которые по силе и ловкости не уступали наемным борцам феодалов. Естественно, народные борцы пользовались большой популярностью среди населения, и память о них сохранилась до наших дней. С падением власти чиновников и феодалов хуреш стал подлинно национальным и любимым видом спорта всего тувинского народа. На всех народных праздниках хуреш является основным видом спортивных соревнований. Хуреш проводится на открытом воздухе и имеет свои правила. Борьба происходит по системе с выбыванием. Победитель в последней паре считается абсолютным победителем. Спортивный костюм борцов состоит их легких трусиков, окантованных легкой кожей, и рубашки оригинального покроя, имеющей рукава, соединенные узкой полоской материи на спине. Ноги обуты в мягкую национальную обувь. Спортивный костюм моге-салыкчазы состоит из ярко-пестрого шелкового национального халата и фетровой шляпы. Хуреш начинается красивым мужественным танцем орла – «девиги». Девиги проходит в быстром темпе, демонстрирует ловкость, силу, придает каждому участнику уверенность в победе. Девиги производит сильное впечатление на зрителей. Выбрав удобный момент, один из борцов резко бросается вперед и обхватывает своего противника. Обхватив друг друга за плечи, борцы замирают, образовав своими телами устойчивую арку. Находясь в этой позе, они стараются пересилить друг друга — мускулы их напряжены, ступни широко расставленных ног вдавливаются в почву. Хуреш стал подлинно национальным и любимым спортом тувинского народа. Борьбу в нашей республике любят и понимают. Вряд ли еще где найдется республика, в которой есть столько истинных ценителей мужского единоборства, как в Туве.
Шагаа- встреча нового года по восточному календарю. К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы (места, где останавливаются кочевники) прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике. Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки.
Ярким культурным событием современной Тувы начиная с 1999 г. стал фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», лидером которого является музыкант Игорь Дулуш. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в г. Чадане. Девизом фестиваля стала живая музыка (в противовес «фанере») и следование универсальным духовным постулатам живой веры (добро, толерантность, непритязательность к жизненным благам). Идеологи фестиваля намеренно отошли от коммерческой выгоды, однако проводящийся ежегодно в июле фестиваль «Устуу-Хурээ» стал весьма привлекательным для множества музыкантов разных течений в самой Туве, России и за рубежом. Простота бытовых условий палаточного городка, близость к природе, особая атмосфера развалин буддийского храма, постоянное совместное музицирование участников – все эти компоненты создали неповторимый имидж фестиваля. Долгое время мероприятие имело статус неофициального, не поддерживалось властями и являлось своеобразной формой альтернативной культуры. Но с каждым разом расширялась география участников, завязывались новые международные контакты, в итоге фестиваль получил государственную поддержку.
Литература
- История Тувы. Под ред. С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. Т.1 Изд. Второе – Новосибирск., 2001
- Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев. Структура и трансформация. – Кемерово, 2006.
- www.sayanring.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эрнин эрези" на тувинском языке
Сорулгазы:1.Уран талантылыг өөреникчилерни ылгап тывары. 2.Өөреникчилернин билиин, угаан-бодалын делгемчидери. 3. Өөреникчилерни чткүлдүг, дидим, тывынгыр, са...
Беглое, выразительное чтение на уроках родного (тувинского) языка
Это моя методическая работа. Над этой проблемой я работаю в течении шести лет. И получаются у меня положительные результаты....
Беглое, выразительное чтение на уроках родного (тувинского) языка
Это моя методическая работа. Над этой проблемой я работаю в течении шести лет. И получаются у меня положительные результаты....
Звуки и буквы С- Ш (на тувинском языке).
Дифференциация эвуков и букв С-Ш (на тувинском языке)....
Дети любят птиц.(на тувинском языке)
Разработка урока на тему "Дети любят птиц" по родной речи. (2 класс.) Цель урока: воспитывать детей любить природу, защищать птиц, зверей....
Как ухаживать за зубами.(на тувинском языке)
Разработка урока по окружающему миру "Диштер база оларны шын ажаары"....
Родной (тувинский) язык Родная (тувинская) литература
Рабочая программа...