Беглое, выразительное чтение на уроках родного (тувинского) языка
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Это моя методическая работа. Над этой проблемой я работаю в течении шести лет. И получаются у меня положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_tema.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТ ММ Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8 города Кызыла
Из опыта работы
по теме самообразования:
«Осознанное чтение на уроках родного (тувинского) языка в начальных классах»
Учитель начальных
классов
МОУ СОШ № 8 г.Кызыла
Республики Тыва
Адыяа Галина
Идамчаповна
Кызыл 2011 г.
Содержание
Введение.
I.Научные основы методики чтения
1.1.Методы обучения чтению;
1.2. Качества чтения.
II.Методические приемы обучения чтению
2.1.Как добиться осознанность чтения.
Заключение.
Практическая часть.
Приложение.
Введение
Одной из главных задач перед учителями начальных классов является научить детей осознанному чтению. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований учёных говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. В наше время своё свободное время дети проводят не чтением книг, а у компьютера или телевизора. Понятно, что информация, полученная при помощи современных технических средств, запоминается намного легче, да и усилия требуются минимальные: надо только включить телевизор. А вот саму речь, а именно: построить целостное, связное, грамотно оформленное высказывание, уметь рассуждать, делать выводы — телевизор и компьютер не развивают совсем.
Приобщение новых поколений к умственным и нравственным ценностям — дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книги. Книги, по выражению А.М.Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить.
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение—это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков осознанного чтения от класса к классу.
Цель исследования: на основе анализа результатов осознанного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию осознанного чтения.
- Изучить опыт коллег по данной проблеме.
Проблема исследования: каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.
Объектом исследования: является осознанность, как основная характеристика навыка чтения.
Предмет исследования: методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения.
Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыка осознанного чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
1. .Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с лёгкостью прочитать текст и понять содержание прочитанного.
2. В системе проводить различные игры, использовать элементы устного народного творчества, способствующие развитию навыков осознанного чтения.
3. Учитывать индивидуальные особенности и возраст детей.
I. Научные основы методики чтения
Интересную методику выработки осознанного чтения разработал В.И.Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения — одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.
По мнению психологов—на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость—после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1—скорость чтения. Здесь речь идет не о скорочтении, потому что скорочтение — это чтение со скоростью более300 слов в минуту. Такое чтение возможно только про себя.
Речь идет об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи.
Изложенный выше довод—не единственный в пользу совершенствования техники чтения. Рассмотрим проблему в нескольких аспектах:
Аспект обучения. Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет 8 страниц учебника или 6500 слов, то 6500:60-107 минут. Около 2-х часов, чтобы прочитать текст один раз. С одного раза не поймёт, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов, прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе—получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречён на неуспеваемость и никакие талантливые учителя-репетиторы не смогут помочь.
Аспект развития. Обычно быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Аспект воспитания. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости и обязательности учеников.
Поэтому не случайно наблюдали, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Если в третьем классе ученики плохо читают, то в четвёртом классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на «тройки». В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее и большее количество учеников.
Экономический аспект. Приведу пример из прочитанного, в Соединённых Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в аспектах. Думаю, что приведённых примеров достаточно, чтобы понять о том, что оптимальное чтение действительно необходимо.
1.1.Методы обучения чтению.
Знание научных основ методики чтения поможет учителю быстро и успешно научить детей читать.
Основы методики чтения были заложены великим русским педагогом К.Д.Ушинским. Этот метод был назван методом «объяснительного чтения». Основной задачей чтения К.Д.Ушинский считал сознательность, то есть полное понимание содержания читаемого текста. Для осуществления сознательности чтения важное значение имеют предварительная и последующая беседа. Чтение и беседа должны сопровождать друг друга.
К.Д.Ушинский считал, что уроки чтения нужно соединять с сообщением учащимся разнообразных знаний, поэтому в свою книгу «Родное слово» он включал много статей общеобразовательного содержания по географию, истории, логике, астрономии, фольклору и т.д. По мнению К.Д.Ушинского, уроки чтения должны способствовать развитию «дара слова» и усвоению грамматических форм.
Методическая система К.Д.Ушинского отличается разнообразием приемов. Он требовал соблюдать различный подход к чтению и анализу научно-популярных статей и художественных текстов. К.Д.Ушинский подробно разработал методику чтения народных пословиц и сказок, подчеркивал художественный образ и живописную сторону пословиц и считал, что содержание их вполне доступно детям.
Продолжая идею Ушинского о всестороннем развитии ребенка, лучшие педагоги второй половины 19 века наряду с художественными текстами включали в свои книги также и научно-популярные статьи.
Методическая система К.Д.Ушинского получила дальнейшее развитие в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, Д. И.Тихомирова, В.П. Вахтерова, В.Я. Стоюнина и других.
1.2.Качества чтения.
Качествами чтения в методике принято называть: Правильность, сознательность, беглость и выразительность чтения.
Правильность чтения предполагает безошибочное и плавное воспроизведение звукового состава слов. Это чтение без пропуска букв и слогов, без замены одних звуков другими, без «проглатывания» окончаний слов. Правильное чтение — это чтение с правильным ударением, с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания, чтение не отдельными изолированными словами, а словосочетаниями и целыми фразами при правильном соблюдении обязательных орфоэпических норм.
Чтобы выработать у учащихся навык правильного чтения, необходимо систематически проводить упражнения в произношении трудных для учащихся звуков и слов с этими звуками. Очень полезно также проводить предварительную работу перед чтением текста. Правильное чтение—необходимое условие сознательного чтения.
Сознательность—основное, ведущее качество чтения. Следует добиваться такого положения, чтобы дети отчетливо понимали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте, значение каждого предложения и текста в целом. На каждом уроке объяснению или уточнению значения слов и выражений отводится определенное место. При этом рекомендуется использовать как можно больше наглядности: показ предметов, действий, их качеств в натуре или на картине, экскурсии, наблюдения за природой и т.д.
В процессе проведения словарной работы учитель постоянно заботится об активизации мыслительной деятельности учащихся.
Только сознательное, осмысленное чтение способствует успешному овладению языком, выполнению образовательных и воспитательных задач, формированию у детей активной жизненной позиции: умение высказать свое отношение к прочитанному, связать прочитанное с личным опытом, получить удовлетворение от прочитанного.
Беглость чтения—это соблюдение определенной быстроты, которая обеспечивает наибольшую сознательность восприятия при чтении .К.Д.Ушинский отмечал, что полезно лишь такое чтение, которое не расходится с пониманием. Слишком медленное или быстрое чтение ведет к непониманию смысла прочитанного. Нормальным по темпу (быстроте) считается такое чтение, которое приближается к темпу обычной разговорной речи.
Выразительность чтения — это качество, заключающееся в умении передать средствами голоса те мысли и чувства, которые заложены автором в читаемом тексте. Выразительность чтения возможна только на основе правильного и беглого чтения и является показателем сознательного чтения.
Выразительное чтение способствует более глубокому осмыслению содержания читаемого, овладению структурой предложения и формированию у детей эстетического вкуса. Четкое, эмоциональное чтение учителя оказывает большое влияние на детей, подражая учителю, учащиеся стараются читать выразительно.
Все качества чтения тесно связаны между собой и развиваются одновременно.
II. Методические приемы обучения чтению.
В процессе обучения чтению учащихся учитель может пользоваться следующими методическими приемами, способствующими успешному формированию у учащихся навыков правильного, беглого и выразительного чтения.
1. .Пример или образец чтения учителя.
2. .Разъяснение учителем основных правил чтения.
3. Чтение самих учащихся, направляемое и контролируемое учителем.
2.1. Как добиться осознанность чтения.
Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду их делить на старые и новые. Для меня главное - чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Еще важно то, что дети постепенно усвоили следующие правила чтения:
1. Читай просто, как говоришь.
2. Произноси слова ясно и отчетливо.
3. Соблюдай все знаки препинания.
4. Старайся передать голосом не только мысли, но и чувства, которые выражены в читаемом тексте и др.
Когда дети приходят в первый класс, нужно в первую очередь выяснить, учитывать, насколько подготовлен ребёнок к чтению, какие буквы знает, каким способом он читает и т.д.
На каждом уроке, посвященном изучению новой буквы, я использую большую, красочную картинку. Название картинки начинается с данной буквы. Показывая картинку, спрашиваю, что нарисовано на картинке.
Напр. Адыг (медведь), анай (козленок),аяк (пиала) - ( картинки данных слов)
(Обязательно нужно тут же определить место данного звука, дать полную характеристику, разделить на слоги, составить схему).
Применяю такие упражнения, как договаривание детьми слов по названному слогу, при этом обязательно показывается изображение предмета.
Напр. та- … ( тарелка), э- … (орел), ба-… (дом).
Составление схемы и записи слова на доске.
Составление предложений устно с этими словами.
Напр. Амаатавакчуп тур. Эзир дээрде ужуп чор. Ачамулугбажынтудар.
Важно, чтобы при проведении упражнений для развития способа чтения, каждый ученик принял позу читателя и помнил, что когда идёт работа по формированию навыка чтения, его качественного роста, надо думать, переживать, представлять, понимать и запоминать.
Начиная с первого класса, на уроках родного языка, провожу речевые разминки. Считаю важным включать упражнения на произношение ранее изученных звуков.
Напр. Какой звук издаем, когда доктор осматривает горло?
-А-а-а-а-
-Как рычит собака, когда сердится?
-Р-р-р-р-р
-Как шипит змея?
-Ш-ш-ш-ш-ш
-Как воет волк?
-У-у-у-у
-Как мычит корова?
-Му-у-у-у
-Как человек плачет?
-И-и-и-и
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. На уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний с детьми разучиваем различные стишки.
Напр. при изучении звука │х│ и буквы Х,х стихотворение
«Ховаган» (Бабочка):
Хооп-хооп, ховуй-хооп,
Ховаганчык, кайда сен?
Хооп-хооп, ховуй-хооп,
Холгатудупалыр мен.
При изучении звука │б│ и буквы Б,б:
Бызаа, бызаа, аванкайдал?
Бызаа, бызаа, адынкымыл?
Бызаа, бызааоъттаар сен бе?
Бызаа, бызаа аван келди!
Также использую такие игры, как «Рассыпанные буквы»:
О Р с л
М а рө о
«Рассыпанные слоги»:
Малчо рек
саан чу бө
хүү эм чы
Из данных букв, слогов надо составить слоги, слова, объяснить значение данных слов, с помощью слов придумать предложения.
Например: хүүрек (лопата)
- Что это такое?
- Где мы применяем ее?
- Кто знает загадку про нее?
- Давайте скажем все красиво это слово.
- Как оно пишется? и т.д.
На уроках ещё много использую скороговорки, пословицы, поговорки, пальчиковые игры:
Скороговорки (Дурген чугаа) такие как:
Билдим, билдим
Бичиишынаа,
Шынаалаза—
Шыргайсериин,
Серииннезе—
Сериинчайлаг,
Чайлаглаза—
Чаагайсиген,
Сигеннезе—
Шимидолар,
Доларлаза—
Доскаар, хойтпак,
Хойтпактаза—
Хоолулуг чем.
На каждом уроке ведётся работа по отработке дикции. Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигаются в процессе работы над скороговорками. Методика работы над скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендуется лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работать.
Напр.
Эник ээрзин,
Элик огурзун.
Буга база бустазын,
Булутбаза бусталзын.
Булутбаза бусталзын,
Буга база бустазын.
Кижини кижи кижи дээрге,
Кижи кижини кижи дивес дээш о.=.
Считаю, что эффективнее начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. На следующих занятиях чтение скороговорки начинается со знакомого текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. И далее, читая знакомую часть, дети готовы в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
Пословицы (Улегер домактар):
Ада тоогузу–алдын,
Ие тоогузу-монгун.
-Т==г\ деп чул? (Что такое история?)
-Чуге аданын тоогузун алдын деп турарыл?
(Почему историю, жизнь отца сравнивают с золотом?)
-Кто еще знает пословицу про отцов? и т.п. вопросы можно задать.
Эртем чокта—эртен база дун.
Эртемнерни номдан тывар,
Эртинени черден казар.
Пальчиковая игра (Салааларга оюн):
Оюн «Матпаадыр».
Матпаадыр паштанзын,
Бажы-Курлуг маназын,
Ортаа-Мерген одагланзын,
Уваа-Шээжен уруктазын,
Биче-Моомей буурек-баарак чизин,
Чээрген-чаарган чыгзын.
Арбай-хоор, арбай-хоор!—дээр.
Оон соонда адыш ортузун кижиргендир дырбааш, чанында кижинин чудуруунун кырынга бодунунс адыжы-биле салбышаан, дынзыгстуткаш, «чуп-чудурук» дээр,
Билээн туткаш, «бип-билек»,
Кырызын туткаш, «кып-кыры» дээр,
Оон чарнын часкааш, «чап-чарын» дээр.
Оон ол кижинин холун кодуре арак туткаш, колдук талазын
«Тас колдук, кичик-кичик» дээшкичигелээр.
Данная игра еще помогает лучше, быстрее узнать, как правильно называются отдельные части тела человека.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работу над её развитием я провожу, используя разные виды работ с диктантами:
1.Зрительные диктанты.
2.Диктанты по картинкам.
3.Немые диктанты.
4. Письмо по памяти.
5. Словарный диктант и т.д.
Для формирования прочного навыка чтения можно ещё проводить такие упражнения:
а) ежеурочные пятиминутки чтения;
б) Жужжащее чтение;
в) многократное чтение вместе с учителем вполголоса;
г) Чтение перед сном;
д) Режим щадящего чтения.
Великим стимулятором активной деятельности детей является хорошо продуманная система поощрения. Суть моей системы состоит в следующем: от имени каждой новой изученной буквы раздаются медалики( цветочки, звёздочки) тем, кто хорошо читал на занятии.
На каникулах ежедневно (кроме воскресенья), учащиеся (можно под контролем родителей, старших) производят самозамеры техники чтения и записывают в тетрадь, иначе навык чтения притупляется.
В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего товарища. Если первый ученик читает отрывок, то второй не только слушает, но и потом пересказывает его или наоборот. Причём пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением. Это зависит от задания учителя. Уже в начальной школе знакомлю детей пользоваться со словарями.
Очень важна роль родителей при обучении детей навыкам чтения. Поэтому на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом особенно на первых ступенях грамотного чтения необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, текста и т.д. «Очень важно», призываю я родителей, быть предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку.
Помогают открытые уроки, консультации учителя родителям. Многие остаются благодарны таким занятиям, советам и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к ребёнку.
Заключение
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30-35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой осознанности чтения можно говорить.
По анализу проводимых работ видно, что осознанное чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость, осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по родному языку и по математике. Это можно увидеть по результатам техники чтения.
В ходе исследования по формированию навыка осознанного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если в системе проводить упражнения на осознанность, выразительность чтения, использовать игры, проговаривать скороговорки, пословицы, поговорки. При этом дети с удовольствием познают народный фольклор, обогащающий их речь, учатся народной мудрости и любви родного языка.
Использованная литература:
1. К.Б.Март-оол «2-4 класстарга тыва дыл башкылаарынын методиказы». Кызыл, Тыванын ном ундурерчери, 2006.
2. С.М.Орус-оол «Матпаадыр» Кызыл, Тувинское книжное издательство, 1991.
3. Фролова В.Д. «Развитие интереса к чтению»//«Начальная школа»-1989, №7, стр.24-27.
4. Юшкова Л.М. «Совершенствование техники чтения» //«Начальная школа» 1989, №5, стр.15-17.
5. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения» //Пособие для учителя, М., «Просвещение», 1977.
6. Перова Г.М. «О достижении воспитательных целей чтения» //Начальная школа, 1990, № 3, стр.16-21.
7. Борисенко И.В. «Методические уроки К.Д.Ушинского» //Начальная школа, 1994, № 3, стр.12-19.
8. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению» М., « Просвещение», 1991.
9. М.П. Воюшина «Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения» //Начальная школа», 2004, №3, стр.39-44.
10. Е.В. Никонович «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения» //Начальная школа, 2005, № 6, стр.35-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беглое, выразительное чтение на уроках родного (тувинского) языка
Это моя методическая работа. Над этой проблемой я работаю в течении шести лет. И получаются у меня положительные результаты....
Таблицы- презентации к урокам родного (тувинского) языка для 3 класса начальной школы.
Таблицы-презентации к урокам родного (тувинского) языка для 3 класса начальной школы....
Технологическая карта комбинированного урока в 4 классе по литературному чтению и технологии по теме:" Эр кижинин чангыс состуу" для учителей с родным (тувинским) языком обучения по УМК "Школа России"
Технологическая карта комбинированного урока в 4 классе по литературному чтению и технологии по теме: "Эр кижинин чангыс состуу" для учителей с родным (тувинским языком) обучения....
Родной (тувинский) язык Родная (тувинская) литература
Рабочая программа...
КТП по литературному чтению на родном (тувинском) языке в 4 классе
КТП по литературному чтению на родном (тувинском) языке в 4 классе...
КТП по литературному чтению на родном/тувинском языке
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном/тувинском языке во 2 классе Создано в 2019-2020 учебном году, написано на тувинском языке для 2 -х классов национальной школ...
КТП по литературному чтению на родном (тувинском) языке
КТП по литературному чтению на родном (тувинском) языке...