ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
статья по логопедии по теме
Рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением, как детским садом, так и школой в процессе проведения всех занятий или уроков. Но работы по развитию речи недостаточно, если не продолжать вести её и в домашних условиях.
Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исепина, Л. В. Аптакова-Фимина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», - писал В. А. Сухомлинский.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная ценность. Народная педагогика издавна использовала пальчиковые игры в воспитании детей. Пальчиковые игры обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых: «Шу полетели, на головку сели».
Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширные представительства в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция схемы человеческого тела, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Исследователи указывают, что включение в любой урок или занятие пальчиковых игр и упражнений вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.
Пальчиковые игры должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо не интересной, либо утомительной. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно проводить в медленном темпе, от одного до трёх раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками. Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если упражнения вызывают у детей сложность, то нужно помогать ребёнку, удерживать остальные пальчики от неправильных движений. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими. Нельзя требовать от ребёнка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одну игру, постепенно переходим к другой. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи. Каждое занятие имеет свое название и проводится в течение нескольких минут.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней снижался, её можно модифицировать за счёт замены рифмованных историй, которые сопровождают игру с пальцами. В качестве стимула дети могут вознаградить себя за старания аплодисментами – важный эмоциональный момент.
Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.
В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст.
Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.
Литература
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб.: МиМ, 1998.- 192 с.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движения: Пособие для логопедов и родителей. - СПБ. Дельта, 1997.- 253 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 1999.
- Харитонова Л.Г., Суянеулова Л. А., Харченко Л. В. Пальцевая гимнастика рук с элементами самомассажа.- Омск, 1996.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: «Флокс», 1995.- 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и...
Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....
«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Регулярное применение пальчиковой гимнастики у дошкольников способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и...
методическая разработка «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.Были выделены следующие задачи:1. повысить речевую активность;2. учить слушать и...
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр. Примерные пальчиковые игры для детей младшего школьного возраста....
«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»
laquo;Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»...