Дисграфия. Диагностика и коррекция.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Лузанова Светлана Юрьевна

Данная статья предназначена для учителей и родителей начальных классов. В ней четко прописана этиологоия, симптоматика, механизмы и классификация дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya._statya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия. Диагностика и коррекция.

Проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения детьми знаний.

Работая в школе, мне часто приходится сталкиваться  с проблемой большого количества дисграфических ошибок у учащихся 1-4 классов.

I. Особенности письменной и устной речи, и их развитие

Письменная и устная речь – это две формы речевой функции. Они являются основным средством общения в человеческом обществе, однако письменная речь является более поздней по времени возникновения формой  существования языка.

При переходе от устной речи к письменной, звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим сменяются и усложняются и сами механизмы речи.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:  речедвигательного, речеслухового, речезрительного (деятельность которого выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при помощи особо организованных для этого движений глаз) и двигательного анализатора (тонкие движения пишущей руки).

Одним из основных отличий  письменной речи от устной являются дополнительные  средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, жестами, мимикой, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. В процессе письменной речи всё это заменяется употреблением знаков препинания, красной стороки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчёркиванием, выделением другим шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и т.д.

Устная речь формируется первой, а письменная является надстройкой над уже созревшей устной речью. Устная речь развивается в процессе практического общения ребёнка со взрослым, главным образом на основе подражания речи окружающих, в то время как овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса письма.

Собственно письмо включает в себя ряд специфических операций:

Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.

Первым, и основным,  условием письма является определение последовательности и количества звуков в слове.

Вторым условием является уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие обобщённые речевые звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.

Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.

«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи слова (графемы переводятся в кинемы).

II. Причины возникновения нарушений письма у детей

Нарушение письма  (и чтения) является самой распространённой речевой патологией у младших школьников.

Этиология.

Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи, нарушение латерализации).

Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мозга, нарушения их функционирования.

Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье).

Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, травмы головного мозга, детские инфекционные заболевания). Кроме того есть факторы, задерживающие формирование психических функций, которые участвуют в процессе письма (и чтения).

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.

Симптоматика дисграфии.

Речевые симптомы:

  1. ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв);
  2. ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
  3. ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).

Неречевые симптомы:

  1. неврологические нарушения;
  2. нарушение познавательной деятельности;
  3. нарушение восприятия;
  4. нарушение памяти;
  5. нарушение внимания;
  6. нарушение моторики;
  7. нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
  8. психические нарушения и т.д.

Механизмы дисграфии:

  1. Фонетические дефекты речи;
  2. Недостаточность слуховых дифференцировок;
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза;
  4. Недоразвитие грамматического строя речи;
  5. Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.

Так же все эти нарушения письма встречаются у детей с сохранным интеллектом и часто сочетаются с недостаточностью таких ВПФ как память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, зрительный гнозис и др. (А.Н. Корнев).

Классификация дисграфии.

Наиболее распространённой является  классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность отдельных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена).

  1. Артикуляционно-акустическая дисграфия (М.Е.Хватцев) – это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом  является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. По мнению Р.Е.Левиной, Г.А.Каше, Л.Ф. Спировой и др. недостатки звукопроизношения отражаются на письме только в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи.  Иногда сохраняется и после того, как устранены нарушения в устной речи. Причина в том, что  нет достаточной опоры на правильную артикуляцию. Коррекционная работа при артикуляционно-акустической дисграфии: коррекция звукопроизношения, развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

  1. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия. Механизмом  является неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического анализа, операции выбора фонемы. Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты  и их компоненты (ч-т’ «черчит, утитель» ,ч-щ «хичный, чепки», ц-т «цвецёт, пцицы», ц-т’ «тьветёт, типлёнок», ц-с «куриса, рельцы», с-ш «гнёздыско, шушим», з-ж «привежли, излозение», б-п «бодарил, пельё», д-т «тавно, ситит», г-к  

«клавный, собага» и т.д …) + лабиализованные  гласные О-У «звенит рочей; дедошка», Ё-Ю « клёква; перелютные птицы».  (В некоторых случаях у детей с этой формой дисграфии наблюдаются неточности кинестетических образов звуков, которые препятствуют выбору фонемы и соотнесению её с буквой)Коррекционная работа: развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной. Проявляется  в искажениях структуры слова и предложения.

На уровне слова:

– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);

– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);

– вставка лишних букв (стол – «стлол»);

– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)

– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)

– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».

На уровне предложения:

– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»).

– раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»

– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

Коррекционная работа:

– развитие языкового анализа и синтеза,

– развитие слогового анализа и синтеза,

– развитие фонематического анализа и синтеза.  

  1. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме. Механизмом является несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений (Р.И. Лалаева, С.Б. Яковлева и др.). Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь, вдруг, обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. Проявляется: на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

На уровне слова.

Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);

Изменение падежных окончаний («много деревов»);

Нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом»)

Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);

На уровне словосочетения и предложения.

Нарушение  согласования (сущ. + прил., сущ. +  числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);

Нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).

Коррекционная работа: развитие лексико-грамматического строя речи.

  1. Оптическая дисграфия. Механизмом  является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа  и синтеза, пространственных представлений.

Проявляется:

– в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношениябуквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

– в заменах и смешениях графически сходных букв. (По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д,  Э-С).

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.

Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв.

Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.

Коррекционная работа: развитие зрительно-пространственных функций:

  1. зрительного гнозиса,
  2. зрительного мнезиса,
  3. зрительного анализа и синтеза,
  4. пространственных представлений.  

Список использованной литературы:

  1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.

  1. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.

  1. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.

  1. «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.

  1. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия. Диагностика и коррекция в таблицах

Данная презентация поможет молодым специалистам (логопедам, учителям начальных классов) точно определить ошибки относящиеся к логопедическим и спланировать коррекционную работу. Этот материа...

Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»

Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

ДИСГРАФИЯ. Диагностика и коррекция

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма....

Диагностика и коррекция дисграфии

Для исследования особенностей письменной речи учащихся использовался раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой, направленный на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, ко...

Дисграфия диагностика и коррекция

Дисграфия диагностика и коррекция (лекция)...

Оптическая дисграфия: профилактика и коррекция

Ауц Галина Николаевна,                                                ...