ДИСГРАФИЯ. Диагностика и коррекция
презентация к уроку по логопедии на тему
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,
обусловленных несформированностью высших
психических функций,
учавствующих в процессах письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril.ppt | 456.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия Диагностика и коррекция
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ № 1115 (по состоянию на январь 20 10 года)
Письменная и устная речь – это две формы речевой функции Устная речь Письменная речь Звуковое оформление языка Графическое оформление языка
Процесс письма Речедвигательный анализатор Речезрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор
Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи 2. Уточнение звуков 1.Определение последова- тельности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинети- ческую систему последовательных движений
Причины возникновения нарушений письма Патогенные факторы Органические причины Функциональные повреждения г.м. внутренние и внешние Наследственные факторы
Неречевые симптомы Речевые симптомы Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д. Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне предложения Симптомы дисграфий Ошибки на уровне слова Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма.
дисграфия Недостаточность слуховых дифференцировок Неправильное произношение звуков Нарушение языкового анализа и синтеза Недоразвитие грам. строя речи Несформирован-ность зрительно- пространственных функций Артикулярно-акустическая На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая Оптическая Механизмы дисграфий Классификация дисграфий
Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме» механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформирован- ность фонематических представлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в заменах или отсутствии звуков в устной речи Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям в устной речи
Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии Коррекция звукопроизношения 2.Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия механизмы Неточность слуховой дифференциации звуков Неточность кинестетического анализа Неточность в выборе фонемы Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются:звонкие и глухие согл., твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме (при помощи «ь» и гласных нижнего ряда
Коррекционная работа при акустической дисграфии Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искажениях структуры: слова (и слога) - проуски согласных и гласных букв, перестановки букв, вставки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю- дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно
Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падеж. окончаний, пред- ложных конструк- ций, падежа место- имений Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласо- вания (сущ.+прил., сущ.+числ.) Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.
Коррекционная работа при аграмматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв
Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дисграфия. Диагностика и коррекция в таблицах
Данная презентация поможет молодым специалистам (логопедам, учителям начальных классов) точно определить ошибки относящиеся к логопедическим и спланировать коррекционную работу. Этот материа...
Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»
Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Дисграфия. Диагностика и коррекция.
Данная статья предназначена для учителей и родителей начальных классов. В ней четко прописана этиологоия, симптоматика, механизмы и классификация дисграфии....
Диагностика и коррекция дисграфии
Для исследования особенностей письменной речи учащихся использовался раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой, направленный на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, ко...
Дисграфия диагностика и коррекция
Дисграфия диагностика и коррекция (лекция)...
Оптическая дисграфия: профилактика и коррекция
Ауц Галина Николаевна, ...