Оптическая дисграфия: профилактика и коррекция
статья по логопедии (1, 2 класс)
Ауц Галина Николаевна,
учитель - логопед МАОУ "Гимназия №19" г Миасса, Челябинская обл
В работе представлены механизмы нарушения при оптической дисграфии, виды оптической дисграфии, направления работы, упражнения и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opticheskaya_disgrafiya._profilaktika_i_korrektsiya.docx | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптическая дисграфия: профилактика и коррекция.
В основе этого вида дисграфии лежит нарушение зрительно – пространственного анализа графических образов букв, определения их сходства и различия.
Виды оптической дисграфии:
Латеральная – трудности написания изолированных букв;
Вербальная – искажения букв в словах, замены, смешения графически сходных: с трудом формируется зрительный образ слова.
Нарушения письма, которые встречаются при этом виде дисграфии:
- Зеркальность написания букв
- Трудности удержания строки
- Колебания букв по размеру, высоте, ширине
- Трудности овладения словарными словами
Направления коррекционной работы
при несформированности зрительно – пространственных представлений:
- Развитие всех уровней пространственных представлений:
- Пространство тела (все части тела, лицо). Используем игры и двигательные упражнения, где в инструкции есть команды, связанные с частями тела и их отношением к правой – левой стороне. Разнообразные игры в мяч, движения, хлопки, ползания, эстафеты и т п. Для быстрого и прочного запоминания сторон рекомендуется фиксировать буквами «П» и «Л» правую и левую стороны доски; фиксировать одну руку, например, правую, резиночкой (ленточкой) на запястье.
- Внешнее предметное пространство. Помочь ребенку понять, что вокруг нас и в этом пространстве перемещаться. Ответить на вопросы: Что находится перед тобой? Справа? Сзади?..
Использовать игры «Роботы», «Капризный фотограф», поиск клада с рисунком карты.
Использование игр на разнообразные классификации по форме, цвету, величине; «Что изменилось?», «На что похоже?» игры с зашумлением, корректурные пробы.
- Освоение пространства листа бумаги: нахождение середины листа (метки, опора, отсчет клеточек). Нарисовать по заданию: в центре листа - дом, в правом верхнем углу - желтый шарик, в левом нижнем углу – гриб и т д.
Используем игры типа «Муха», лабиринты с оречевлением своих действий, графические диктанты с постепенным усложнением, задания типа дорисуй вторую половинку…
Расположить предметы по высоте в порядке возрастания (убывания)
- Освоение квазипространства: знакомство с календарями, часами, понятиями «сутки», «год», последовательностью частей суток, дней недели, месяцев; их соседей.
Работа над пониманием логико – грамматических конструкций, контекста в картинке.
- Развитие зрительного анализа, синтеза, конструктивных действий
- Использование заданий на конструирование.
При этом хорошо использовать игры Никитиных (типа «Сложи узор»), Борчан Т.И. («Где мышонок?», «Посмотрите сверху вниз» и др), «Танграм», «Коломбово яйцо» и подобные конструкторы, где есть четкие контуры.
- Работа с почерком и ориентировкой на листе
- Работа с ошибками, идущими от слабости целостной стратегии: запоминать словарные слова, учить анализировать гласные звуки и буквы в слове.
- Развитие зрительного внимания, памяти.
Коррекционная работа при несформированности
зрительно – пространственной функции
При зеркальном написании букв необходимо различными способами добиться механического написания букв, но с обязательным проговариванием, куда пошла рука (вверх, вправо); анализировать пространственную ориентацию букв и проговаривать, что идет вверх- вниз (б-д); можно предложить ребенку запомнить, что в русском языке есть 5 букв, которые смотрят влево. При коррекции зеркальности хорошо использовать конструктор букв.
При работе над удержанием строки помогает маркировка строки. Сначала цветом выделяем всю строку, затем только линии, дополнительные строки вверху, внизу.
Поля при этой работе выделяем ярким карандашом , маркируем;
При необходимости отметить точку начала работы.
При колебании наклона, ширины и высоты букв помогает письмо в разных по ширине строках (то в узких, то в широких),
в диагональных строках:
При ошибках в словарных словах используются упражнения
- Найди слова среди других слов (в ряду слов или на поле слов)
- «Объединение»: найди повторяющиеся буквы в новых словах и выдели их разноцветными маркерами. Составь кроссворд из новых слов.
б | о | л | о | т | о | |||||||||||
а | ||||||||||||||||
б | о | л | о | т | о | с | в | и | д | а | н | и | е | |||
б | а | с | с | е | й | н | с | з | ||||||||
б | л | о | к | н | о | т | е | б | а | г | а | ж | ||||
з | д | е | с | ь | й | у | ||||||||||
з | д | а | н | и | е | н | к | |||||||||
з | д | о | р | о | в | ь | е | а | ||||||||
«Конструктор слов». Написать на карточках новые слова, разрезать каждое слово на несколько частей – фрагментов (слоги), перемешать. Составить из фрагментов новые слова.
с | о | л | е | с | т | Со – ло - вей | ||||||||
| в | е | й | |||||||||||
ц | а | Лест – ни - ца | ||||||||||||
л | о | н | и |
Игры и пособия: - Борчан Т.И. «Словарные слова. Каждому слову – свое место»
- Записать слово только гласными (согласными) буквами: - е – я - а, р – б – т -.
- Составить словосочетания (предложения) со словарным словом.
- Вывешивать плакат «Запоминайка» со словарными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Начало обучения в школе часто сопровождается затруднениями самого разного характера. «Зеркальное письмо - одно из...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии
В данной презентации представлены упражнения для детей с нарушением письменной речи на почве недоразвития гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений (оптическая дисграфия)....
Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии
Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, на формирования образа предметов и букв....
Наглядный материал по профилактике и коррекции оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями.
Методическон пособие. Наглядный материал. Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей....
01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».
Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировк...
Внеурочная работа по развитию графомоторных навыков как профилактика и коррекция оптической дисграфии у учеников начальной школы
Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.Графич...