«Приключение в зимнем лесу»
план-конспект урока (логопедия) по теме
Совместное занятие учителя-логопеда и инструктора по физическому воспитанию для детей подготовительной группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_s_fiz.ruk_.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приключениe в зимнем лесу»
Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно-целостному отношению к своему здоровью.
Задачи:
Познавательные:
уточнять и обобщать знания детей о зиме, зимних явлениях и зимних забавах, праздниках;
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
учить подбирать родственные слова;
Коррекционно-развивающие:
расширять и активизировать словарный запас по теме: «Зима».
развивать общую и мелкую моторику;
развивать силу, длительность и направленность физиологического выдоха;
учить согласовывать речь с движением;
развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; пространственные представления;
развивать координацию речи с движением; творческое воображение, выразительность речи и выразительность движений;
усвоить категории предложного падежа с предлогом «на»;
логическое мышление, внимание, память, воображение.
совершенствовать навыки связной речи;
развивать фонематическое восприятие;
Воспитательные:
формировать умения решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе;
сопереживание к сказочным героям;
Оборудование:
Зашифрованные картинки слов (метель, пурга, вьюга, поземка), картинки сказочных героев Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка; «снежок», варежка с 3 снежинками для каждого ребенка; обруч для каждого ребенка; колючий мяч для каждого ребенка; символы «звездочка» и «снежинка»; слово снег со стрелочками; зашифрованные картинки зимних явлений природы; магнитофон.
Из ватмана вырезаются детали снеговика (два экземпляра): три круга разных размеров; из цветной бумаги: глаза, рот, нос – морковка, ведро, метелка или шарф?.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Звучит «Детский марш», дети заходят в зал, под музыку маршируя, проходят один круг и становятся возле скамейки).
Инструктор по физкультуре: Здравствуйте, ребята!
Логопед: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте! (Хором).
(Дети здороваются и садятся на свои места.)
Инструктор по физкультуре: Сегодня нас ждет интересное приключение.
Логопед:
Ночью ветер волком выл
И по крыши палкой бил
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.
Раскатала белый холст,
Набросала белых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила ….ЗИМА (договаривают дети хором).
(В. Фетисов)
«Хлопни в ладоши».
Цель:
Логопед: Ребята, хлопните в ладоши, услышав слово о «зиме»: сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка.
Логопед: Молодцы! Сегодня, как вы уже догадались, мы будем продолжать с вами беседу о зиме. Сколько месяцев зимой?
Один из детей: Зимой три месяца
Логопед: Назовите их, пожалуйста.
Один из детей: Это декабрь, январь, февраль.
Логопед: Я не верю, что пришла зима, докажите мне ребята.
Дети:
Наступила зима потому что, выпал снег.
Наступила зима потому что, на улице мороз.
Наступила зима потому что, люди надели зимнюю одежду.
Наступила зима потому что, птицы улетели на юг.
Наступила зима потому что, по календарю у нас идет месяц январь.
Наступила зима потому что, деревья стоят голые, без листьев.
Наступила зима потому что, трава пожухла.
Логопед: Как зимуют звери в лесу?
Дети:
Лиса и белка меняют летнюю серую шубку на зимнюю - рыжую.
Заяц меняет летнюю серую шубку на зимнюю - белую.
Медведь и еж впадают в спячку.
Логопед: Чем люди могут помочь животным зимой?
Дети:
Для птиц люди делают кормушки.
Животных лесник подкармливает в лесу.
Логопед: А какие зимние явления природы вы знаете?
Дети: снег, иней, мороз.
Логопед: Молодцы!
Инструктор по физкультуре: Ребята, зимой холодно, мороз. А что заставляет нас мороз всех делать, чтобы не замерзнуть?
Дети: Двигаться.
Инструктор по физкультуре: Правильно! Вот и нам нужно погреться, чтобы не замерзнуть в лесу.
2. Разминка.
Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением.
Инструктор по физкультуре:
Один, два, три, четыре, пять – (Ходьба по кругу)
С вами мы пойдем гулять.
По тропинке в лес заходим
Дорога длинна и узка (Ходьба на носочках, руки в стороны)
Идем, ступая мы с носка,
Выше ноги поднимаем, через сугробы все шагаем. (Ходьба с высоким подниманием коленей).
И пробежимся мы слегка, (Легкий бег)
Ведь дорога нелегка.
И снова шагом мы пойдем (Ходьба по кругу)
И точно в лес мы попадем
Инструктор по физкультуре: Дети оглянитесь вокруг, куда это мы с вами попали?
Дети: В зимний лес.
Инструктор по физкультуре: Лес не простой, а волшебный. Посмотрите, какая необычная, дорога в нашем лесу, давайте преодолеем ее.
«Волшебная дорога»
Цель: упражнять детей в равновесии при ходьбе на носочках по уменьшенной опоре; тренировать в пряжках в глубину (спрыгивание); посредством физических упражнений способствовать исправлению деформации стоп ног; тренировать детей в метании меча в горизонтальную цель.
1. Ходьба по гимнастической скамейке на носочках, руки в стороны.
2. Прыжки в глубину (спрыгивание) в обруч.
3. Ходьба по балансировочным подушкам, руки в стороны (профилактика плоскостопия).
4. Метание в горизонтальную цель с расстояния 2,5 м.
(Дети проходят полосу препятствий и садятся на скамейку).
Рис.1 Схема расположения оборудования:
1. – гимнастическая скамейка; 2 – обруч; 3 – балансировочные подушки; 4 – обруч, в нем «снежки» для метания; 5 – корзина.
Инструктор по физкультуре: Ребята, все прошли волшебную дорогу, молодцы!
2.Основная часть:
«Зашифрованные картинки»
Цель:
Логопед: Ребята, вы обратили внимание, что зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое?
Дети: явления природы.
Логопед: Давайте, попробуем разгадать зашифрованные картинки (на доске закодированные картинки).
Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет, как метлой. (Показ картинки с нарисованной метлой).
Один из детей: Ветер со снегом называют метелью.
Логопед: Прислушайтесь к вою ветра: «Вью –у-у-у», как волк воет (показ картинки с волком).
Один из детей: Иногда, метель называют вьюгой.
Логопед: ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле (показ картинки «стрелочки»).
Один из детей: Это называется пурга.
Логопед: А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег понизу, по самой земле. (Показ картинки «завитки»)
Один из детей: Такая метель называется поземкой.
Логопед: Какие явления природы мы с вами расшифровали?
Дети: метель, вьюга, пурга, поземка.
Звучит страшная музыка, появляется Баба-Яга.
Баба – Яга: УУУУ! Всех заколдую, всех изведу! ААА! Что дети, делают в моем лесу! Веселитесь, ну я вам веселье испорчу.
Логопед: Что ты уже сделала, Баба Яга признавайся.
Баба-Яга: Я сказочных героев заколдовала, и не будет у вас больше нового года! Вот, так! Не сможете вы их расколдовать.
Логопед: Почему не расколдуем, расколдуем и спасем наших героев от вредной Бабы Яги, правда, ребята.
Баба Яга: Ну, хорошо, попробуйте! Дальше в лес вы не пройдете, зима, в моем лесу суровая, морозная. Замерзните по дороге.
Логопед: А мы знаем, как зиму сделать добрее, ласковее, мы про нее скажем - зимушка.
Игра «Скажи ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
(дети по очереди образовывают слова с с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предложенные логопедом).
Снег – снежок, елка – елочка снежинка - снежиночка
Сосулька – сосулечка сугроб – сугробик
Санки – саночки лед – ледок ком - комочек
Снеговик – снеговичок горка – горочка
Баба Яга: Вот, досада! Ну, нечего, загадку не отгадаете.
Что за нелепый человек пробрался в 21 век? Морковный нос, в руке метла, боится солнца и тепла (Снеговик).
Логопед: Правильно! Давайте слепим снеговика.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развивать общую и мелкую моторику.
«Лепим снеговика»
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разных по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла…(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью- шляпу, кулачком правой руки нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет Снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками!)
Логопед: Молодцы!
Инструктор по физкультуре: Дети снеговика вы изобразили, но нужно его собрать из деталей.
Подвижная игра «Собери снеговика».
Цель: развивать внимание и быстроту движений (под музыку «Позитив»).
Дети по команде на полу по очереди быстро собирают из предложенных деталей снеговиков. Побеждает тот, кто аккуратнее, быстрее и правильнее соберет снеговика, используя все заготовленные детали.
Инструктор по физкультуре: Молодцы! Расколдовали, сказочного героя – снеговика.
Баба Яга: ух, какие детки, умные. Но мои сложные вопросы, не ответите.
Логопед: Ответят, задавай свои вопросы.
Игра «Где это бывает?»
Цель: усвоить категории предложного падежа с предлогом «на»;
Где висит сосулька? Сосулька висит на дереве.
Где замерз лед? Лед замерз на реке.
Где катаются дети? Дети катаются на катке.
Где висит игрушка? Игрушка висит на елке.
Где слепили снеговика? На детской площадке слепили снеговика.
Где стоят санки? Санки стоят на снегу.
Где играют в снежки? В снежки играют на улице.
Где катаются на коньках? На коньках катаются по реке.
Где лежит снежинка? (Снежинка лежит на варежке).
(дети по очереди отвечают на вопрос)
Баба Яга: Молодцы!
Логопед: В воздухе морозном полетели, закружились ледяные звезды, кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звезды. Вот одна у пала на мою ладошку. Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дыхательная гимнастика
Цель: развитие силы выдоха.
«Подуй на снежинку»
Дети с силой сдувают с ладошки снежинку, чтобы она улетела далеко (вырезанную из бумаги).
Баба Яга: Посмотрим дети, какие ловкие у вас пальчики.
Инструктор по физкультуре: Ну-ка, ребята покажем нашей бабушке Яге, как мы умеем играть со снежком.
Комплекс упражнений для рук с элементами самомассажа
Цель: развитие
Разомнем мы руки сами, (Дети катают мяч по ладони вперед – назад, правая рука сверху, затем - левая).
Покатаем мяч руками
Правой рукой туда, сюда –
Левая все повторяет всегда.
Круг на ладони нарисуем снежком, (Мяч катают между ладонями по кругу).
Только руками – не лбом, не плечом.
Наш снежок свернулся в ежик, (С силой сжимают ладошку с мячом одной и другой рукой).
Нет ни мордочки, ни ножек,
Даже осторожненько не погладишь ежика,
Острые комочки, колят детям ручки.
Логопед: Баба –Яга, загадывай, ребятам следующую загадку.
Баба Яга: Все равно не получится, вам мои чары снять.
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?... Дед Мороз
Баба Яга: В какой праздник к нам приходит Дедушка Мороз? (В новый год). А новый год уже наступил? (Да!) А когда мы отмечаем новый год? (31 декабря на 1 января).
Инструктор по физкультуре: Давайте, дети поздравим нашу бабушку Ягу с праздником и поиграем с ней, может она добрее и веселее станет.
Подвижная игра «С НОВЫМ ГОДОМ»
Цель: развивать координацию речи с движением; творческое воображение, выразительность речи;
С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. На верхушке выше веток Загорелась, как всегда, Самым ярким, жарким светом Пятикрылая звезда. Е. Трутнева | (Дети, поворачиваются лицом друг к другу и поздравляют с праздником) (Дети стоят лицом в круг, кланяются.) (Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече.) (Стоят лицом в круг.) (Опускают руки, произносят фразу на выдохе.) (Снова поднимают руки.) (Опускают руки.) |
Игра «Узнай слово»
Цель: развитие фонематического слуха.
Логопед: Баба Яга заколдовала слова, но дала нам подсказки, ребята вы должны узнать слова по первому и последнему звукам в названии. Слова:
(Картинки висят на доске. Дети называют слово и показывают картинку.)
Игра «Зима — лето».
Цель:
Логопед: Пока мы с вами слова разгадывали, Баба Яга положила вам по 2 картинки, попробуйте их разложить по временам года возле символов «звездочка» и «снежинка» (снегирь — ласточка, шапка — панамка, свитер — сарафан, мяч — санки, медведь — белка, валенки — босоножки и т.д.).
Инструктор по физкультуре: Ох, проказница, Баба – Яга, не хочет снимать свои чары, с Дедушки Мороза. А мы, перехитрим, ее. Поиграем в игру игра «Мороз - красный нос».
Подвижная игра «Мороз - красный нос».
Цель: расширять словарный запас детей, развивать ловкость, быстроту, реакцию движений; внимание.
На противоположных сторонах зала обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине зала лицом к ним становится водящий – Мороз – красный нос.
Ребенок (Мороз – красный нос):
Я Мороз – Красный нос.
Кто из вас решиться
В путь – дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через зал в другой дом, мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» дети садятся на гимнастическую скамейку. «Мороз» подсчитывает, сколько детей удалось заморозить. После нескольких перебежек выбирают нового мороза. В конце игры подводят итог, сравнивают, какой из морозов был сильнее, кто заморозил больше детей.
Баба Яга: Молодцы! Расколдовали вы Деда Мороза, да и меня повеселили. Следующего, героя не расколдуете.
Она в серебро
С жемчугами одета –
Волшебная внучка
Волшебного деда (Снегурка).
Логопед: Теперь поиграем со снежком. И расскажем Бабе Яге, как мы знаем зимние явления.
Упражнение «Назови действие» со снежком.
Цель:
Логопед: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, повторяет предложение и договаривает несказанное мной словечко.
Зимой метель….(метет).
Ночью ветер в трубах…(воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк…(воет).
Мороз щеки и нос…(щиплет).
На зиму медведь в берлоге …(засыпает).
Зимой вода в реке … (замерзает).
Иней на ветках деревьев …(блестит).
Зимой снег все вокруг …(накрывает).
Деревья зимой …(спят).
Логопед: Осталась у нас одна зашифрованная картинка, давайте мы к слову снег подберем «родственников».
Игра «Подбери родственное слово»
Цель: учить подбирать родственные слова
Дети: Снег – снежинка, снеговик, снежный, снегурочка, снегопад, снежок.
Логопед: Молодцы! Расколдовали мы с вами Снегурочку.
Баба – Яга: Умные дети, пришли ко мне в лес, расколдовали всех героев. Бедная, я несчастная. ААААА!
Инструктор по физкультуре: Не горюй, бабушка Яга, а лучше вместе с ребятами, становись танцевать.
Цель:
(Дети стоят в кругу)
Ну-ка, встали, все смелей
(Хлопают в ладоши)
Пригласили мы друзей (Низко кланяются, закладывая левую руку за спину, а правой делая пригласительный жест)
Веселиться с нами.
По тропинкам, по снегам, (Прыгают по кругу, приложили как зайки.)
По лесным лужайкам
Прискакал к нам длинноухий зайка.
А за ним, смотрите все, (Идут, двигая руками, как лапами и как будто виляя хвостом)
Рыжая лисица.
Захотелось и лисе (Дети кружаться, каждый на своем месте, хлопая в ладоши)
С нами веселиться.
Вперевалочку идет (Идут, переваливаясь)
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед (Каждый делает вид, что лижет руку)
И большую шишку (Показывают руками, какая она большая)
Ну-ка, встали, все смелей
(Хлопают в ладоши)
Чтобы лапы у зверей
Заплясали сами! (пляшут как звери под музыку)
Релаксация (под музыку)
«Волшебный сон»
Цель:
Инструктор по физкультуре: Мы сегодня веселились и играли, и резвились. А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора. Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать!
(Музыка прекращается.)
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
И на ножки встать.
Дети встали, потянулись и улыбнулись, на свои места сели.
3. Итог занятия:
Логопед:
Интересное было приключение? – Да!
Где мы сегодня путешествовали? – в зимнем лесу.
Каких сказочных героев мы расколдовали? - снеговика, дед мороза, снегурку.
Что вы нового узнали на занятии?
Что мы делали с вами?
Рефлексия: Если вам понравилось занятие похлопайте, если не понравилось – потопайте.
Физ.рук: Мне понравилось, что вы сегодня были умными, внимательными, добрыми, смелыми, даже не испугались злой Бабы Яги. Наши герои вам очень благодарны. Приключение закончилось, теперь вы много знаете о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для начальных классов "Осенние приключения в ягодном лесу"
Сценарий данного праздника подготовлен для учащихся 2-3 класса. Весь материал выполнен в стихотворной форме,которая способствует лучшему запоминанию роли детьми. Праздник построен в форме увлекательно...
Сказочные приключения в новогоднем лесу
Праздник проводится в лесу. В празднике задействованы родители первоклассников. За неделю до праздника дети получают письмо-приглашение от Деда Мороза. Первоклассники с учителем организованно при...
Коррекционное занятие 4 класс по тема: «Приключения в сказочном лесу»+ презентация
цели:Обучающая – учить наблюдательности, внимательности. Слушать и чётко выполнять инструкцию педагога.Развивающая – развивать пространственную ориентацию, зрительную память, внимание, мелкую моторику...
Интегрированное музыкальное занятие с детьми в старшей группе. Тема: «Волшебные приключения в зимнем лесу»
Волшебные приключения в зимнем лесу» интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы.Дети ищут волшебную ягоду «Снеженику», но Снежная Королева заколдовала их, превратив в суг...
Сценарий новогоднего праздника "Приключения в зимнем лесу"
Сценарий включает в себя игры, песни, сценки. Направлен на развитие творческих и исполнительских способностей, формирует культуру общения....
"Новогодние приключения в зимнем лесу"
Праздник, посвящённый Новому году. Место проведения: лесополоса. Участники: дети, родители. Весёлые песни, пляски, конкурсы возле лесной красавицы - ёлочки. Новогоднее настроение, пушистый снег, свежи...
Рабочий лист к уроку литературного чтения по теме"Картины зимнего леса в рассказе И.С.Соколова-Микитова "Зима в лесу"".
Рабочий лист полезен и эффективен в образовательном процессе....