Определение предмета по его признакам
план-конспект урока по логопедии на тему

Копликова Наталья Николаевна

Научить согласовывать прилагательные с существительными в числе и родительном падеже; закрепить знания учащихся о словах, обозначающих признак предмета; закрепить знания о лесных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_predmeta_po_ego_priznakam.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью в 3 классе.

                                                         Учитель-логопед Копликова Н.Н.

__________________________________________________________

Статья отнесена к разделу: Логопедия, Коррекционная педагогика.

Тема: Определение предмета по его признакам. Согласование с существительным в числе.  Работа с предложением.

Цели: закрепить знания учащихся о словах, обозначающих признак предмета, времени года и лесных животных. Научить согласовывать прилагательные с сущ. в числе. Отрабатывать атрибутивную форму Р.п., сложные формы анализа слов в структуре предложений. Обогащать словарный запас. Развивать ФФВ, ВПФ, все виды моторики. Воспитывать самоконтроль, следить за правильной осанкой детей.

Оборудование: предметные картинки: лиса, медведь, заяц, волк, еж, белка, верблюд. Картинка логова волка, мяч, магнитофон, тетради, ручки,  карандаши.

                                Содержание занятия

  1. Организационный момент. Здравствуйте, сядет тот, кто отгадает предмет по его признакам.

Хвост пушистый, мех золотистый.       Бурый, косолапый, хозяин лесной.

В лесу живет, в деревне кур крадет.     Живет в избушке снеговой.

                          (лиса)                                                         (медведь)

  1. Актуализация опорных знаний. Ребята, лиса и медведь привели к нам в гости своих товарищей. Узнайте их по одному из признаков: Колючий, злой, трусливый, прыгучая, двугорбый. Картинки вывешиваются на доску. Кто они? Кто лишний и почему? Как мы  назовем этих животных, одним словом? А теперь давайте подберем к каждой картинке подходящие по смыслу слова- признаки. Как, по-другому, называются слова-признаки? На какие вопросы отвечают прилагательные? Какой? Какая? Какое? Какие? Запись слов- признаков под картинками с изображением животных.

Лиса - рыжая, хитрая, умная.           Волк – серый, злой, хищный.

Белка – рыженькая, пугливая, прыгучая.  Еж – маленький, серенький, колючий.

Заяц – белый, длинноухий, трусливый.

Медведь – косолапый, бурый, грозный.

  1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Лиса», «Белка» с речевым сопровождением.

    4.Сообщение темы. Сегодня мы будем учиться согласовывать      (связывать) прилагательные с существительными в числе.

    5.Дидактическая игра « Один-много» с перекидыванием мяча. Цель: отработать число имен существительных при согласовании с прилагательными. Например,

           Косолапый медведь.         Косолапые … .

          Длинноухий заяц.              Длинноухие … .

          Колючий еж.                        Колючие … .

          Хитрые лисы.                       Хитрая … .

          Серые волки.                       Серый … .

          Проворные белки.             Проворная … .

  1. Зрительная гимнастика «Ленивые восьмерки» по В.Ф.  Базарному.
  2. Работа в тетради. Какое сейчас время года? (зима) Давайте поможем животным спрятаться от холода в свои домики. Составление предложений и запись в тетради (домики записаны на доске и закрыты ватманом).

Рыжая лиса прячется в норе.        Рыжие лисы прячутся в норе.

Пугливая белка сидит в дупле.     Пугливые белки сидят в дупле.

Бурый медведь спит в берлоге.    Бурые медведи спят в берлоге.

Серый волк лежит в логове.         Серые волки лежат в логове.

Вывешивается картинка с изображением логова, и дается лексическое значение этого слова (место, где обитает волк, в неглубокой яме с подстилкой из листьев). Подчеркнуть в предложениях прилагательные. Провести анализ 1-го предложения; начертить графическую схему.

  1. Динамическая пауза под музыку. Упражнения для активации деятельности мозга. «Шапка размышления», «Вертушки», « Ленивые восьмерки».
  2. Закрепление изученного материала. Дидактическая игра «Кого не стало?» Цель: отработка атрибутивной формы Р.п. при согласовании прилагательного с существительным в числе. Логопед снимает по очереди картинки с доски, а дети называют, кого не стало. Например: умной, рыжей, хитрой лисы в ед. числе и умных, рыжих, хитрых лис во мн. числе.
  3. Итог занятия. Ребята, как называются слова, обозначающие признак предмета? Какие слова мы сегодня учились связывать (согласовывать) друг с другом?  Как называется домик волка, где он прячется от холода? Оценка деятельности учащихся. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме"Сравнение предметов по разным признакам" в 1классе

Для данного урока составлена призентация. класс разбит на группы, проводится групповая работа. Ребята сравнивают различные предметы по разным признакам, результат сравнения моделируют на полосках, в в...

Методика определения утомления по внешним признакам

В этой работе я представила методику определения утомления учащихся по внешним признакам....

Определение предмета по его признакам. Согласование прилагательных с существительными в числе.

Научить при помощи дидактических игр согласовывать прилагательные с существительными в числе. Использование дыхательных упражнений хатха-йоги, зрительной гимнастики по Базарному....