Статья
статья по логопедии (1 класс) по теме

Лактаева Мария Александровна

Статья об использовании песочной терапии в работе с леворукими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnica.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕВША В ПЕСОЧНИЦЕ

«Рука - это своего рода внешний мозг»,- Кант.

«Рука – это инструмент всех инструментов»,- Аристотель.

Дети младшего школьного возраста в играх, так же как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности. Игра решает педагогические задачи быстрее и прочнее, чем какое-либо другое средство.

В детском саду и в начальной школе игра занимает сильные позиции сначала ведущей, а затем ведомой деятельности, не меняя при этом те черты, которые принципиально отличают ее от других видов деятельности - добровольность, инициативность, непредсказуемость развития, творчество. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игра особенно уместна и даже необходима в обучении первоклассников-левшей, когда становление учебной деятельности происходит с большими проблемами из-за недостаточного развития произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти, пространственного ориентирования, сенсорно-двигательных координаций и нарушения развития мелкой моторики.

Одной из основных проблем леворуких детей является их неумение ориентироваться в пространстве, правильно и целенаправленно соотносить право и лево, верх и низ не только на плоскости, но и по отношению к своему собственному телу. Для них порой нерешаемой задачей является копирование рисунка и создание объекта (аппликация, лепка, конструирование) по образцу, хотя творческие способности у многих из них находятся на высоком уровне.

В основе всех перечисленных трудностей лежит несформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторного координирования, а также конструктивного мышления. Здесь также нельзя забывать о личностных особенностях леворуких детей: мы имеем в виду их повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, зачастую тревожность и повышенную возбудимость.

Игры в песочнице развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями и познанием мира. Через игру ребенок учится самоанализу и умению понимать себя и окружающих. Играя с песком, стабилизируется эмоциональное состояние - исчезает страх ошибки, ведь ошибку можно в любой момент исправить. Работая над моторикой, развивая тактильно-кинестетическую чувствительность нельзя забывать про речь – необходимо постоянно подключать озвучивание каждого действия, производимого ребенком сначала взрослым, а потом самим играющим – таким образом идет работа над развитием артикуляционного аппарата, словаря, грамматики, связной речью.

Песок дает возможность «оживлять» предметы и символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ В ПЕСОЧНИЦЕ

Предлагаемые занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проводятся они индивидуально или по подгруппам до 3-х человек. Время занятия составляет от 20 до 30 минут в зависимости от сложности задания и количества детей, задействованных в занятии.

  1. Знакомство и манипуляции.

- Самостоятельное осваивание ребенком песочницы.- Ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.

- Физкультминутка «Рыбки» - имитация движений рыбок в воде:

Рыбки плавали, плескались                волнообразные движ. ладоней

В мутной тепленькой воде:                ребро ладони касается песка

То сожмутся, разожмутся,         сжимаем и разжимаем руку в кулак

То зароются в песке.        закапываемся пальчиками в песок

- Самомассаж рук с использованием массажного мячика – катаем мячик по песку вперед- назад, влево- вправо, по кругу. Выполняем сначала ведущей рукой, потом ведомой, а затем двумя руками одновременно.

- «Импровизированный рисунок» – используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.

- «Поймай солнечный луч» – используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.

  1. Знакомство с пространством песочницы.

- «Моя ладошка» - поставь отпечаток своей ладошки в верхнем правом углу; в нижнем левом и т.д. Сначала выполняется инструкция ведущей рукой, затем ведомой, а потом – двумя одновременно.

- «Кладоискатель» - в песочнице прячется геометрическая фигура или буква из магнитной азбуки и сообщается ребенку ее «координата» (Например: «Клад спрятан в верхнем левом углу»). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.

- «Найди пару» - в песке закопаны пары одинаковых букв или фигур, ребенок на ощупь должен найти 2 одинаковые.

- «Садовник» - «сажаем» растения (используем фигурки из Киндер сюрприза) – цветы в нижний левый угол, а деревья - в правый верхний.

- «Соседи» - педагог предлагает выполнить инструкцию. Например: «Нарисуй треугольник справа от круга. Что у тебя нарисовано слева, а что справа?»…

- «Пожарный» - по углам песочницы стоят дома, ребенок управляет пожарной машиной, едет на пожар и тушит поочередно верхний правый дом, затем нижний левый дом и т.д.

- «Транспорт» - по углам песочницы 4 города, используя различные виды транспорта, перевозим пассажиров и грузы из одного города в другой по инструкции педагога.

3. Развитие вазомоторного восприятия

- «Морской пейзаж» - Педагог произносит текст, ребенок движениями рук по песку, имитирует слова. Обращаем внимание на настроение, силу нажима, и интенсивность. Выполняем задание всей кистью, потом 4-мя, 3-мя, 2-мя пальцами и наконец – указательным.

На море штиль, море спокойно        горизонтальные линии слева направо

Подул легкий бриз, море зарябило        небольшие волны слева направо

Ветер усилился, появились волны        волны средней высоты слева направо

На море начался шторм        высокие, крутые волны слева направо

Но вдруг выглядывает солнце,                        разравнивание игрового

и море снова спокойно.                поля

- «Изменчивая погода» - с сопровождением текста имитируются движения. Сначала выполняются движения всей кистью, затем, постепенно убирая пальчики, выполняем задание только указательным пальцем. Подключаем эмоциональное подкрепление и положительную мотивацию.

Пошел дождь                                вертикальные полосы сверху вниз

Подул ветер         косые линии справа налево, сверху вниз

Подул порывистый ветер                косые пунктирные линии

Посыпал град                                быстрые точечные движения 

Пошел снег        рисуем маленькие снежинки указательным пальцем

Снова вышло солнце        выравнивание песка на игровом поле

- «Лабиринты» - ребенку предъявляются нарисованные на песке лабиринты; задача – пройти по лабиринту, не задев его боковых сторон.

- «Клубок» - Бабушка наматывает клубок ниток – из центра песочницы выполняем спиральные движения по песку, как бы наматываем клубок. Бабушка разматывает клубок – от одного из бортов песочницы выполняем спиральные движения к центру.

- «Узоры» - на песке нарисована часть узора, ребенку необходимо продолжить узор слева направо и в обратном направлении, или сверху вниз и в обратном направлении. Движения выполняются ведущей, а затем ведомой рукой.

4. Речевое сопровождение (устная речь). Каждое движение ребенка должно озвучиваться. Можно использовать потешки и скороговорки с чередованием темпа и громкости произнесения. Здесь можно опять повторить некоторые задания из предыдущих блоков, но с проговариванием, например: «Морской пейзаж», «Изменчивая погода»…

- «Найди клад по карте» - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.

- «Спрячь клад» - ребенок прячет в песке фигурку, от исходной точки указывает путь до клада, называя направление и количество шагов.

- «Проложи дорожку к домику буквы» - педагог называет направление и количество шагов, а ребенок выполняет инструкцию с проговариванием.

- «Дорисуй букву или фигуру» - на игровом поле нарисована часть фигуры или буквы, надо нарисовать недостающую часть.

5. Письменная речь.

- «Закопанная ладошка» - ребенок должен угадать букву или геометрическую фигуру, которую напишет взрослый через песок.

- «Где живет буква» - ребенок пишет буквы, которые предлагает ему педагог по «координатам». Например: «Напиши букву Н в левом верхнем углу».

- «Гиганты и карлики» - ребенок пишет букву от огромной (во все поле), до крохотной. Это задание выполняем всей пистью, затем 4-мя, 3-мя, 2-мя и указательным пальцем ведущей и ведомой руки.

6. Игры-импровизации.

- «Клякса» - на игровом поле есть какое-то пятно, из него предлагается ребенку сделать понятный рисунок.

- «Шарж» - нарисована на игровом поле буква, надо нарисовать из нее веселую картинку.

- «Сказка в песке» - ребенку предлагается самому придумать небольшую сказку, используя героев и предметы из Киндер-сюрприза.

- «Лягушата в песочнице» - рисуя дугами лягушат, придумывается по ходу рисования сюжет.

                В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга человека. Игры с песком осуществляют раздражение кожных рецепторов острыми песчинками – тем самым почти все занятие осуществляется массаж кистей рук ребенка. Игровые занятия с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, развивают его высшие корковые функции, такие как: память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность и, конечно же, речь,- таким образом, игры в песочнице обеспечивают мощное воздействие на интеллект ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...