Проект логопедического занятия «Звуки с-с’, буква с».
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения. 1 класс ОНР (н. в.)
В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенствованием фонематических представлений. Данное занятие входит в комплекс коррекционно - воспитательного воздействия обучающихся с недостатками развития речи. В процессе реализации данного учебного занятия обучающиеся уточняют практические представления о звуке (согласном мягком и твердом), слоге, букве. Структура занятия определена составом группы: большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-буквенном составе слова. Кроме того, у обучающихся методом устного опережения уточняется и активизируется имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций. Использование стихотворных текстов, загадок активизирует память, развивает припоминание, развивает речеслуховую память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_zavyalovoy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект открытого занятия
Завьялова Ирина Антоновна,
учитель-логопед МОУ СОШ № 35,
высшая квалификационная категория
Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения.
1 класс ОНР (н. в.)
В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенствованием фонематических представлений. Данное занятие входит в комплекс коррекционно - воспитательного воздействия обучающихся с недостатками развития речи. В процессе реализации данного учебного занятия обучающиеся уточняют практические представления о звуке (согласном мягком и твердом), слоге, букве. Структура занятия определена составом группы: большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-буквенном составе слова. Кроме того, у обучающихся методом устного опережения уточняется и активизируется имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций. Использование стихотворных текстов, загадок активизирует память, развивает припоминание, развивает речеслуховую память.
Прогнозируемые результаты.
Обучающиеся должны:
1.Четко произносить звуки С-С’; безошибочно различать на слух звуки с-с’ в слогах, словах, уметь определять их место в слове.
2. Усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Обогатить активный словарь новыми словами: космодром, скафандр, космический, Плесецк, глобус, телескоп, станция, Марс, Сатурн, Луна и др.
4. Расширить запас знаний о родном крае.
5. Активизировать процесс речемыслительной деятельности.
6. Почувствовать интерес к процессу познания на логопедических занятиях.
7. Усовершенствовать коммуникативные навыки.
Конспект занятия: «Звуки с-с’, буква с».
Ход занятия
1. Организационное начало занятия. 2 мин.
Настроить детей на коллективную работу, заинтересовать обучающихся, создать внутренний эмоциональный положительный настрой на совместную работу. Целеполагание.
Вступительное слово учителя - логопеда:
-Ребята! Вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, космическое.
Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко и вернуться вновь домой.
Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли.
И нас ждет ракета. А для того, чтобы пройти в неё, нужно назвать пароль.
2. Игра «Назови пароль»
- Как называется страна, в которой ты живешь?
-Как называется город, в котором ты живешь?
-Какая река протекает в Архангельске?
-Назови города - соседи города Архангельска?
-Как называется профессия, связанная с полетом в космос?( Дети занимают места за рабочими столами.)
Cегодня вы будете космонавтами.
- Как вы думаете, легко стать космонавтом?
-Для того чтобы им стать вам нужно пройти подготовку.
Я буду произносить слова, а вы выделите одинаковый звук в этих словах: Россия, российский флаг, Архангельск, Север, северяне, космос, космодром.
-Какой звук вы слышите во всех этих словах?
- Сегодня, ребята, на занятии мы будем четко произносить эти звуки и учиться различать их в словах.
Для того, чтобы четко произносить эти звуки выполним зарядку.
3. Биоэнергопластика. 1 мин
.
Упражнения на совместные движения руки и речевого аппарата. (Дети выполняют движения)
4. Дыхательная гимнастика. 1 мин.
Игра» Надуваем шары»
- Сегодня мы будем надувать шары цвета, в названии которого есть звук с’ (Дети определяют название цвета шаров со звуками с и с’ и выполняют дыхательную гимнастику)
5. Работа с мнемотаблицей. 2 мин. Приложение 2.
- А сейчас вы должны быть очень внимательными. Перед вами мнемотаблица (учитель-логопед кратко рассказывает о каждом символе).
-Что объединяет эти символы?
Постарайтесь запомнить нарисованные в таблице картинки-символы в течение 1 минуты.
-А сейчас, ребята, у вас очень важное задание: вы отправитесь в космос и оставите Российский флаг на одной из планет. Итак, готовимся к старту, преодолеваем препятствия.(Дети выделяют звуки с и с’ в словах, определяют их место в слове. Ключевые слова в таблице: Российский флаг, Россия, столица, Cевер, северяне, Архангельск, Северная Двина.) - Молодцы,дружно работаете.
6. Работа с зеркалами и профилями звуков (с-с’). 3 мин.
1 препятствие на пути к старту.
Работа с зеркалами и профилями звуков (с-с’).
1.Сравнительная характеристика звуков с-с’
(Работа со схемой – «человечком»)
Дети смотрят в зеркала и рассматривают профиль произношения звуков.
Предполагаемые ответы детей: - Когда мы произносим звук с, губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух проходит, преодолевая трудности, голосовые связки не работают. Значит, звук с – согласный, глухой, твердый.
Значит, звук с’ – согласный, глухой, мягкий.
7. Игра на внимание «Повтори, не ошибись». 1 мин.
2 препятствие на пути к старту.
Тот, кто повторит цепочку слогов правильно, будет командиром команды.
Учитель-логопед за экраном произносит цепочку слогов.
( са-ся-са, ce-cэ-се, сю-су-сю и т. д.). Дети (каждый индивидуально) повторяют прослушанную цепочку слогов, четко произнося звуки.
Учитель-логопед оценивает работы учеников похвалой.
8. Презентация. 3 мин.
-Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалёку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Территория космодрома относится в основном к Плесецкому району Архангельской области (центр — посёлок Плесецк). Среди ныне действующих космодромов Плесецк является самым северным космодромом в мире.
Беседа:
-Откуда стартуют космические корабли?-На чем быстрее добраться в Плесецк?(Дети слушают информацию учителя о космодроме Плесецк и смотрят слайдовую презентацию)
Отвечают на вопросы:
-Российский космодром находится в Плесецке.
-Каким видом транспорта быстрее добраться в Плесецк? ( Полетим на самолете.)
9. Звуковой анализ слова. 2 мин.
-Правильно, полетим на самолете. Выложите схему звукового анализа слова
«самолет». (Выкладывают схему звукового анализа слова «самолет» с помощью дидактического материала (цветные кружочки), характеризуя при этом каждый звук.)
-Молодцы, все успешно прошли подготовку к старту.
10. Динамическая пауза. 2 мин.
Внимание, приготовились, СТАРТ!
Учитель-логопед читает стихотворение:
Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты
Еще никто, никто на свете такой не видел красоты.
Ах ,какая красота! Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами над высокими горами.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и выполняют зарядку вместе с учителем – логопедом (в кругу находится светящийся глобус).
Дети рассматривают глобус как модель планеты Земля, приседая при этом, находят на нем город Архангельск и приблизительное место нахождения космодрома.
11. Игра « Фотография». 3 мин.
-Представьте, ребята, мы с вами находимся в открытом космосе и наблюдаем за нашей планетой. Посмотрите, какая она красивая! Возьмем фотоаппараты и запечатлим эту земную красоту.
-Что же мы видим? Что будем снимать? Догадайтесь? Что это?
Лес. Сосна. Ответы детей: cосновый лес
Абрикосы. Сад абрикосовый сад
Апельсин. Сад апельсиновый сад
Кокосы. Роща кокосовая роща
Песок. Пустыня. песчаная пустыня
-Что это? ( К доске прикреплен месяц.)
-Какой дежурный звук слышите в слове «месяц»? Охарактеризуйте звук с’. Какую букву напоминает молодой месяц? Назовите имя буквы.
Письмо буквы в воздухе, в тетрадях.
12. Графический диктант. 4 мин.
-Наши родные волнуются за нас. Давайте отправим на землю зашифрованное послание.
Учитель-логопед показывает предметные картинки космической направленности, кратко рассказывая детям о Марсе, Сатурне, Солнце, Луне.
(Картинки прикрепляет к доске магнитами).
Молодцы! С заданием справились на отлично.
Итак, послание отправлено, продолжаем космическое путешествие.
Дети графически чертят слова карандашом в тетрадях, выделяя изучаемые звуки и определяя их позицию в слове.
- В слове МАРС я слышу звук С в конце слова, пишу букву С (эс) и т.д.
13. Чтение загадок. 4 мин.
Детям выданы карточки с загадками.
- Ребята, отгадаем загадки. В слове – отгадке выделяем изучаемые звуки и характеризуем их.
Чтение загадок детьми, характеристика звука в словах – отгадках.
Слова – отгадки дети находят среди предметных картинок на доске, прикрепленных ранее (Солнце, Марс, Сатурн, Луна, Земля).
14. Творческая игра «Какое слово лишнее?» 4 мин.
- Мы посетили с вами многие планеты. Вам понравилось путешествие? На какой из планет вы хотели бы оставить Российский флаг? ( Обучающиеся выбирают планету.)
-А сейчас, пора возвращаться домой, в наш любимый город Архангельск.
Для этого выполним последнее задание: Определите, какое слово в цепочке «ЛИШНЕЕ» (Солнце, Марс, Сатурн, Луна) Дети предлагают несколько вариантов решения игровой задачи:
-лишнее слово «луна», т.к. в названии нет звука с, а в других словах звук с есть;
- Я думаю, что лишнее слово «солнце», т.к. «Марс, Сатурн, Луна – название планет, а Солнце – большая звезда.
15. Итог занятия. Рефлексия. 3 мин.
- А сейчас, закрываем глаза и возвращаемся домой.
Дети открывают глаза, а перед ними лежат незаполненные мнемотаблицы.
-Сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить мнемотаблицу, которую вы запоминали в начале занятия, и заполнить ее. Даю вам 1 минуту. (Дети самостоятельно заполняют мнемотаблицу. Каждый ребенок рассказывает, что он нарисовал в клеточках)
- Какие главные слова были сегодня на занятии? Почему эти слова были сегодня главными? (Дети называют запомнившиеся им слова. -Слова рассказывали нам о нашем крае и содержали звуки с-с’)
-Догадайтесь, какой звук я сейчас задумала: когда я его произношу, губы улыбаются, язык упирается в нижние зубы, голосовые связки не работают.
-Назовите слова с твердым звуком С, с мягким звуком С’.
-Ребята, закончилось наше необычное увлекательное путешествие. Покажите, как вы рады возвращению на Землю, домой. Какое у вас лицо при встрече с мамой, друзьями. Покажите, как вы обнимите маму и папу, как вы погладите своего любимого питомца. Спасибо вам за хорошую работу и пусть наш Российский флаг украшает далекую планету.
Дети благодарят учителя – логопеда за занятие.
Приложение 1
Тема занятия: «Звуки С - С’, буква с».
Цель: коррекция и совершенствование звуковой стороны речи обучающихся; дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, cловах.
Задачи:
1.Коррекционые:
- научить четко произносить звук С в слогах, словах;
- сформировать акустико - артикуляционную дифференциацию звуков С – С’ в словах, слогах;
- научить дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог», «слово»;
- развивать фонематический слух, внимание, восприятие, память, мелкую моторику рук, формировать речевое дыхание;
- активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;
- обогащать словарь, развивать фразовую речь.
2.Развивающие
- закреплять знания о стране, области, городе, в которой живут дети;
- развивать понятия «звук», «буква», «слово», «слог»;
- формировать звуко-буквенный анализ слов;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать и совершенствовать навык словообразования.
3.Воспитательные
- воспитывать любовь к родному краю;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- учить работать в группе;
- формировать коммуникативные навыки.
Тип занятия: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная,
- коллективная,
- индивидуальная.
Методы обучения (на основе классификации Ю.К.Бабанского)
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:
- поощрение,
- соучастие,
- разъяснение,
- создание ситуации успеха,
- анализ ситуации,
- познавательная игра,
- творческая игра.
2.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- репродуктивный,
- проблемно-поисковый,
- сравнение,
- анализ,
- наглядные,
- практические.
3.Контроль и самоконтроль:
- качественная оценка учителя деятельности обучающихся на занятии;
- самоконтроль.
Формы реализации методов:
- психогимнастика,
- биоэнергопластика,
- мнемотаблица,
- фронтальная беседа,
- графический диктант,
- динамическая пауза,
- работа с раздаточным материалом,
- работа в тетради,
- творческая игра.
Принципы обучения:
- тесная связь развития речи и познавательных процессов,
- взаимосвязь развития речи и моторики,
- комплексный и системный подход,
- деятельный подход.
Средства обучения:
- наглядные пособия,
- раздаточный материал.
Оборудование:
- тексты загадок
- российский флаг
- мультимедиа;
- мнемотаблица;
- дидактическое пособие «Космос»;
- светящийся глобус.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"
Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...
Логопедическое занятие: Звуки (ф) - (в) ((фь) - (вь)). Буквы Ф – В.
Логопедическое занятие с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3 уровня (1-й год обучения)....
Тема фронтального логопедического занятия: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"
Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"
Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Т] – [Т`]», буква «Т»
Учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно, в слогах, в словах на слух....
Конспект логопедического занятия Звуки [з] –[з’]. Буква З.
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса....