Проект логопедического занятия «Звуки с-с’, буква с».
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Завьялова Ирина Антоновна

Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения. 1 класс ОНР (н. в.)

В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенствованием фонематических представлений. Данное занятие входит в комплекс коррекционно - воспитательного воздействия обучающихся с недостатками развития речи. В процессе реализации данного учебного занятия обучающиеся уточняют практические представления о звуке (согласном мягком и твердом),  слоге, букве. Структура занятия определена составом группы: большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-буквенном составе слова. Кроме того, у обучающихся методом устного опережения уточняется и активизируется имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций. Использование стихотворных текстов, загадок активизирует память, развивает припоминание, развивает речеслуховую память.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_zavyalovoy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого занятия

Завьялова Ирина Антоновна,

учитель-логопед МОУ СОШ № 35,

высшая квалификационная категория

Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения.

1 класс ОНР (н. в.)

В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенствованием фонематических представлений. Данное занятие входит в комплекс коррекционно - воспитательного воздействия обучающихся с недостатками развития речи. В процессе реализации данного учебного занятия обучающиеся уточняют практические представления о звуке (согласном мягком и твердом),  слоге, букве. Структура занятия определена составом группы: большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-буквенном составе слова. Кроме того, у обучающихся методом устного опережения уточняется и активизируется имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций. Использование стихотворных текстов, загадок активизирует память, развивает припоминание, развивает речеслуховую память.  

Прогнозируемые результаты.

Обучающиеся должны:

1.Четко произносить звуки С-С’; безошибочно различать на слух  звуки с-с’ в слогах, словах, уметь определять их место в слове.

2. Усвоить  понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Обогатить активный словарь новыми словами: космодром, скафандр, космический, Плесецк, глобус, телескоп, станция, Марс, Сатурн, Луна и др.

4. Расширить запас знаний о родном крае.

5. Активизировать процесс   речемыслительной деятельности.

6. Почувствовать интерес к процессу познания на логопедических занятиях.

7. Усовершенствовать коммуникативные навыки.

Конспект занятия: «Звуки с-с’, буква с».

Ход занятия

1. Организационное начало занятия. 2 мин.

Настроить детей на коллективную работу, заинтересовать обучающихся, создать внутренний эмоциональный положительный настрой на совместную работу.  Целеполагание. 

Вступительное слово учителя - логопеда:

-Ребята! Вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие,  космическое.

Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо подняться и до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко и вернуться вновь домой.

Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли.

И нас ждет ракета. А для того, чтобы пройти в неё, нужно назвать пароль.

2. Игра «Назови пароль»

- Как называется страна, в которой ты живешь?

-Как называется город, в котором ты живешь?

-Какая река протекает в Архангельске?

-Назови города - соседи города Архангельска?

-Как называется профессия, связанная с полетом в космос?( Дети занимают места за рабочими столами.)

Cегодня вы будете космонавтами.

- Как вы думаете, легко стать космонавтом?

-Для того чтобы им стать вам нужно пройти подготовку.

Я буду произносить слова, а вы выделите одинаковый звук в этих словах: Россия, российский флаг, Архангельск, Север, северяне, космос, космодром.

-Какой звук вы слышите во всех этих словах?

- Сегодня, ребята, на занятии мы будем четко произносить эти звуки и учиться различать их в словах.

Для того, чтобы четко произносить эти звуки выполним зарядку.

3. Биоэнергопластика. 1 мин

.

Упражнения на совместные движения руки и речевого аппарата. (Дети выполняют движения)

4. Дыхательная гимнастика. 1 мин.

Игра» Надуваем шары»

- Сегодня мы будем надувать шары цвета, в названии которого есть звук с’ (Дети определяют название цвета шаров со звуками с и с’ и выполняют дыхательную гимнастику)

5. Работа с мнемотаблицей. 2 мин. Приложение 2.

- А сейчас вы должны быть очень внимательными. Перед вами мнемотаблица (учитель-логопед кратко рассказывает о каждом символе).

-Что объединяет эти символы?

Постарайтесь запомнить нарисованные в таблице картинки-символы в течение 1 минуты.

-А сейчас, ребята, у вас очень важное задание: вы отправитесь в космос и оставите Российский флаг на одной из планет. Итак, готовимся к старту, преодолеваем препятствия.(Дети выделяют звуки с и с’ в словах, определяют их место в слове. Ключевые слова в таблице: Российский флаг, Россия, столица, Cевер, северяне, Архангельск, Северная Двина.)  - Молодцы,дружно работаете.

6. Работа с зеркалами и профилями звуков (с-с’). 3 мин.

1 препятствие на пути к старту.

Работа с зеркалами и профилями звуков (с-с’).

1.Сравнительная характеристика звуков с-с’

(Работа со схемой – «человечком») 

Дети смотрят в зеркала и рассматривают профиль произношения звуков.

Предполагаемые ответы детей: - Когда мы произносим звук с, губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух проходит, преодолевая трудности, голосовые связки не работают. Значит, звук с – согласный, глухой, твердый.

Значит, звук с’  – согласный, глухой, мягкий.

7. Игра на внимание «Повтори, не ошибись».  1 мин.

2 препятствие на пути к старту.

Тот, кто повторит цепочку слогов правильно, будет командиром команды.

 Учитель-логопед за экраном произносит цепочку слогов.

( са-ся-са, ce-cэ-се, сю-су-сю  и т. д.). Дети (каждый индивидуально) повторяют прослушанную цепочку слогов, четко произнося звуки.

Учитель-логопед оценивает работы учеников похвалой.

8. Презентация. 3 мин.

-Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром.  Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалёку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Территория космодрома относится в основном к Плесецкому району Архангельской области (центр — посёлок Плесецк). Среди ныне действующих космодромов Плесецк является самым северным космодромом в мире.

Беседа:

-Откуда стартуют космические корабли?-На чем быстрее добраться в Плесецк?(Дети слушают информацию учителя о космодроме Плесецк и смотрят слайдовую презентацию)

Отвечают на вопросы:

-Российский космодром находится в Плесецке.

-Каким видом транспорта быстрее  добраться в Плесецк? ( Полетим на самолете.)

9. Звуковой анализ слова. 2 мин.

-Правильно, полетим на самолете. Выложите схему звукового анализа слова

«самолет». (Выкладывают схему звукового анализа слова «самолет» с помощью дидактического материала (цветные кружочки), характеризуя при этом каждый звук.)

-Молодцы, все успешно прошли подготовку  к старту.

10. Динамическая пауза. 2 мин.

Внимание, приготовились, СТАРТ!  

Учитель-логопед читает стихотворение:

Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты

Еще никто, никто на свете такой не видел красоты.

Ах ,какая красота! Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами  над высокими горами.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и выполняют зарядку вместе с учителем – логопедом (в кругу находится светящийся глобус).

Дети рассматривают глобус как модель планеты Земля, приседая при этом, находят на нем город Архангельск и приблизительное место нахождения космодрома.

11. Игра « Фотография». 3 мин.

-Представьте, ребята, мы с вами находимся в открытом космосе и наблюдаем за нашей планетой. Посмотрите, какая она красивая! Возьмем фотоаппараты и запечатлим эту земную красоту.

-Что же мы видим? Что будем снимать? Догадайтесь? Что это?

Лес. Сосна.           Ответы детей:  cосновый лес

Абрикосы. Сад                               абрикосовый сад

Апельсин. Сад                               апельсиновый сад

Кокосы. Роща                                кокосовая роща

Песок. Пустыня.                            песчаная пустыня

-Что это? ( К доске прикреплен месяц.)

-Какой дежурный звук слышите в слове «месяц»? Охарактеризуйте звук с’. Какую букву напоминает молодой месяц? Назовите имя буквы.

Письмо буквы  в воздухе,  в тетрадях.

12. Графический диктант. 4 мин.

-Наши родные волнуются за нас. Давайте отправим на землю зашифрованное послание.

Учитель-логопед показывает предметные картинки космической направленности, кратко рассказывая детям о Марсе, Сатурне, Солнце, Луне.

(Картинки прикрепляет к доске магнитами).

Молодцы! С заданием справились на отлично.

Итак, послание отправлено, продолжаем космическое путешествие.

Дети графически чертят слова карандашом в тетрадях, выделяя изучаемые звуки и определяя их позицию в слове.

- В слове МАРС я слышу звук С в конце слова, пишу букву С (эс) и т.д.

13. Чтение загадок. 4 мин.

Детям выданы карточки с загадками.

- Ребята, отгадаем загадки. В слове – отгадке выделяем изучаемые звуки и характеризуем их.

Чтение загадок детьми, характеристика звука в словах – отгадках.

Слова – отгадки дети находят среди предметных картинок на доске, прикрепленных ранее (Солнце, Марс, Сатурн, Луна, Земля).

14. Творческая игра «Какое слово лишнее?» 4 мин.

- Мы посетили с вами многие планеты. Вам понравилось путешествие? На какой из планет вы хотели бы оставить Российский флаг? ( Обучающиеся выбирают планету.)

-А сейчас, пора возвращаться домой, в наш любимый город Архангельск.

Для этого выполним последнее задание: Определите, какое слово в цепочке «ЛИШНЕЕ» (Солнце, Марс, Сатурн, Луна) Дети предлагают несколько вариантов решения игровой задачи:

-лишнее слово «луна», т.к. в названии нет звука с, а в других словах звук с есть;

- Я думаю, что лишнее слово «солнце», т.к. «Марс, Сатурн,  Луна – название планет,  а Солнце – большая звезда.

15. Итог занятия. Рефлексия. 3 мин.

- А сейчас, закрываем глаза и возвращаемся домой.

Дети открывают глаза, а перед ними лежат незаполненные мнемотаблицы.

-Сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить мнемотаблицу, которую вы запоминали в начале занятия, и заполнить ее.  Даю вам 1 минуту. (Дети самостоятельно заполняют мнемотаблицу. Каждый ребенок рассказывает, что он нарисовал в клеточках)

- Какие главные слова  были сегодня на занятии? Почему эти слова были сегодня главными? (Дети называют запомнившиеся им слова. -Слова рассказывали нам о нашем крае и содержали звуки с-с’)

-Догадайтесь, какой звук я сейчас задумала: когда я его произношу, губы улыбаются, язык упирается в нижние зубы, голосовые связки не работают.

-Назовите слова с твердым звуком С, с мягким звуком С’.

-Ребята, закончилось наше необычное увлекательное путешествие. Покажите, как вы рады возвращению на Землю, домой. Какое у вас лицо при встрече с мамой, друзьями. Покажите, как вы обнимите маму и папу, как вы погладите своего любимого питомца. Спасибо вам за хорошую работу и пусть наш Российский флаг украшает далекую планету.

Дети благодарят учителя – логопеда за занятие.

Приложение 1

Тема занятия: «Звуки С - С’, буква с».

Цель: коррекция и совершенствование звуковой стороны речи обучающихся; дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, cловах.

Задачи:

1.Коррекционые:

- научить четко произносить звук С в слогах, словах;

- сформировать акустико - артикуляционную дифференциацию звуков С – С’ в словах, слогах;

- научить дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог», «слово»;

- развивать фонематический слух, внимание, восприятие, память, мелкую моторику рук, формировать речевое дыхание;

- активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;

- обогащать словарь, развивать фразовую речь.

2.Развивающие

- закреплять знания о стране, области, городе, в которой живут дети;

- развивать понятия «звук», «буква», «слово», «слог»;

- формировать звуко-буквенный анализ слов;

- совершенствовать навык чтения;

- развивать и совершенствовать навык словообразования.

3.Воспитательные  

- воспитывать любовь к родному краю;  

- формировать положительную учебную мотивацию;

- учить работать в группе;

- формировать коммуникативные навыки.

Тип занятия: комбинированный.

 

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная,

- коллективная,

- индивидуальная.

Методы обучения (на основе классификации Ю.К.Бабанского)

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

- поощрение,

- соучастие,

- разъяснение,

- создание ситуации успеха,

- анализ ситуации,

- познавательная игра,

- творческая игра.

2.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- репродуктивный,

- проблемно-поисковый,

- сравнение,

- анализ,

- наглядные,

- практические.

3.Контроль и самоконтроль:

- качественная оценка учителя деятельности обучающихся на занятии;

- самоконтроль.

 

Формы реализации методов:

- психогимнастика,

- биоэнергопластика,

- мнемотаблица,

- фронтальная беседа,

- графический диктант,

- динамическая пауза,

- работа с раздаточным материалом,

- работа в тетради,

- творческая игра.

Принципы обучения:

- тесная связь развития  речи и познавательных процессов,

- взаимосвязь развития речи и моторики,

- комплексный  и системный подход,

- деятельный подход.

Средства обучения:

- наглядные пособия,

- раздаточный материал.

Оборудование:

- тексты загадок

- российский флаг

- мультимедиа;

- мнемотаблица;

- дидактическое пособие «Космос»;

- светящийся глобус.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Логопедическое занятие: Звуки (ф) - (в) ((фь) - (вь)). Буквы Ф – В.

Логопедическое занятие с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3 уровня (1-й год обучения)....

Тема фронтального логопедического занятия: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Т] – [Т`]», буква «Т»

Учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно, в слогах, в словах на слух....

Конспект логопедического занятия Звуки [з] –[з’]. Буква З.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса....