Формирование положительной мотивации к учебной деятельности средствами бальной системы
методическая разработка

Ооржак Айслана Адыгжыевна

Самообразование классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_klassnogo_rukovoditelya.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нарын Эрзинского кожууна

Самообразование на тему: «Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе

средствами бальной системы»

Разработала учитель начальных классов

Ооржак Айслана Адыгжыевна

Нарын

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе средствами бальной системы

Актуальность данной работы  - наличие положительной мотивации один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Педагогам начальной школы стоит приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу без особого желания.

Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения.

Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), завышенные ожидания семьи к успехам ребенка, недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка).

Потеря мотивации, уход от активности, также происходит, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребенка советы, как улучшить результат.

В любом случае низкая мотивация проявится в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.  

Из опыта работы со 2 класса- по 4 классы.

Во втором классе, некоторые ученики  стали недобросовестно относиться к домашним заданиям, поручениям, не заучивали пересказы, стихотворения, могли часто забыть учебные принадлежности, приходили неготовыми к уроку.  Возникла проблема – у некоторых детей низкая мотивация. Чтобы решить эту проблему, учителем  была придумана бальная система. Класс был разделён на 3 группы. Дети были распределены по группам, учитывая индивидуальные способности каждого ученика: успехи в учебе, мотивация учащихся, социальный статус семьи  ребёнка. И таким образом были сформированы группы

Исходя из проблемы, была выдвинута гипотеза. Если систематически проводить бальную систему, то в результате у учащихся может  сформироваться положительная мотивация на уроках.

Цель данной работы:

- Повысить интерес, мотивацию учащихся на уроках посредством бальной системы.

Для реализации  цели были поставлены  следующие задачи:

1.Систематически проводить проверки домашних работ, готовности к уроку.

2.Оценивать работу учащихся на уроке, нужно добиться, чтобы все дети активно, внимательно и  с желанием   работали на уроках.

3.Бальная система может очень заинтересовать  учащихся.

4.Нужно усердно работать с детьми, которые могут без уважительной причины пропустить уроки и опаздывать на занятия.

5.Нужно систематически поддерживать связь с родителями. Очень важно вызвать интерес и доверие родителей. Они тоже играют важную роль в формировании положительной мотивации.

Требования бальной системы:

1.Если ученик забывает учебные принадлежности, то баллы группы снижаются на 5 баллов;

2.Если ученик на уроках  работает пассивно, невнимательно, то тоже – 5 баллов.

3.Если ученик не выполнил домашнее задание, не выучил пересказы, правила, стихотворения – 5 баллов.

4.Если ученик не выполняет норму техники чтения – 5 баллов

5.За неразборчивое, неаккуратное письмо в тетрадях – 5 баллов.

6.Поведение учащихся, пропуск уроков без уважительной причины, опоздание на урок- 5 баллов

7.Также на формировании положительной мотивации на уроках важную роль играют родители. В первом, во втором классах  на  родительские собрания приходили одни и те же родители. А некоторые родили не приходили, не интересовались успехами своих детей. Если родители без уважительной причины не приходят  на родительские собрания – 5 баллов.

Требования, просьбу учителя некоторые  ученики, иногда не выполняют. А когда  его одноклассники  просят, чтобы он добросовестно относился к учёбе, то у детей возникает интерес и желание не подвести своих друзей. Было выявлено, что своих сверстников они слушаются. Стараются выполнять домашние задания, пересказы, на уроках стараются работать активно, добросовестно. Также бывали и такие случаи, что дети стали обращаться не только своим слабоуспевающим одноклассникам, но и родителям этих детей. Бывают родители, которые мало интересуются учебной деятельностью своих детей. Но когда о низкой успеваемости своего ребенка сообщают ученики, то данным родителям в первую очередь, становится неловко, а потом интересно.

В конце каждой четверти мы подводим итоги и награждаем учащихся грамотами и призами. Учащимся бальная система  очень нравится, особенно когда их работа, старание  поощряется.

Каждый год проводилась  диагностика по выявлению уровня мотивации у детей.  (Приложение)

Сравнительный анализ  формирования положительной мотивации средствами бальной системы за 2, 3, 4 классы

Таким образом, из диаграммы видно, что  бальную систему мы  реализовывали уже 3 года. Можно уверенно сделать вывод, что у детей сформировалась положительная мотивация на уроках: все очень стараются, стихотворения и пересказы все рассказывают, к домашним заданиям стали добросовестно относиться, никто в классе без уважительной причины не пропускает уроки, все учащиеся выполняют норму техники чтения. Качество знаний у детей повысилось. Во втором классе на оценку «4», «5» учились – 4 учащихся – 27%٪,   то в третьем классе – 6 учащихся – 40%,  в четвертом классе – 8 учащихся – 53%. Отсюда видно, что успеваемость детей с каждым годом улучшается. Потому что  ученики приходят в школу с желанием, интересом, положительной мотивацией, стремлением получить хорошую  оценку.

А на родительские собрания, что очень радует, стали приходить почти все родители.  Если не могут прийти заранее стали предупреждать. Это говорит о том, что  родители стали  усердно помогать  своим детям.

Итак, можно смело  сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Цели достигнуты, задачи успешно реализованы.

 

Реализация данной работы в настоящее время в 1 классе

Слайд 11 А со своим нынешним классом я  тоже начала данную работу, с целью повышения интереса, повышения мотивации  к учебно-воспитательному процессу.  Некоторые родители моих первоклассников конечно тоже не уделяют должного внимания, помощи своим детям, что отражается в учебно-воспитательном процессе. Теперь считаем баллы каждого родителя.  Баллы снижаются у каждого родителя, если без уважительной причины не приходят на родительские собрания, не выходят на родительский патруль, если ребенок забывает учебные принадлежности, без домашнего задания, за неразборчивое письмо, если тетради, учебники находятся в ненадлежащем виде, не выполняют норму техники чтения, за поведение, за конфликты. Дети тоже стараются не подвести своих родителей.  А работа  детей каждую четверть тоже  подводится. Слайд.  Чтение, поведение, письмо, успехи по математике все оцениваются. После каждой четверти   подводятся итоги работы  и тоже ставятся баллы.   В итоге подведем результаты каждого родителя и ребенка. И выявим самых лучших учеников и родителей класса.

Таким образом , использование бальной системы, действительно повышает мотивацию учащихся к учебно-воспитательному процессу; желание родителей  взаимодействовать  со школой. Слайд 12

Приложение

Диагностика показателей мотивации учения младших школьников

1. Знакомство с испытуемым (меня зовут... А тебя?).
2. Сколько тебе лет?
3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?
4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?
5. Какие времена года ты знаешь?
6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится?)
7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься?)
8. Чем ты любишь заниматься?
9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.
10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?
11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?
12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?
13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?
14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?
15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?
16. Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?
17. Зачем ты ходишь в школу?
18. Какие уроки у тебя в школе?
19. Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?
20. Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (письмо или чтение?) (математика или чтение?)
21. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?
22. Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разговариваешь ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?
23. Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?
24. Тебе больше нравится решать задачи или примеры?

25. Тебе больше нравится писать диктант

26. Тебе больше нравится читать
27. Ты хорошо решаешь задачи?
28. Хорошо ли ты пишешь?
29. Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?
31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?
Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 31.
Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.
Виды личностно-значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.
Личностно-значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 21,22, 27, 30.
Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования — № 1, 2, 3, 5.Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно-значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".

На  современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...

Статья : «Формирование у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности».

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...

«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...