Конспект группового занятия в 1 классе школы VIII вида по теме: Звук [з] и буква з.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
В помощь логопедам коррекционных школ VIII вида. Автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся, обогащение словаря по лексической теме: "Зоопарк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_z.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия по теме:
Звук [З] и буква З в 1 классе
ГОУ С(К)ОШ VIII вида № 834
Баулиной Ирины Анатольевны.
Цель: автоматизация звука [З] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся.
Образовательные задачи: отработка четкого произношения звука [З] выделение звука [З] из звукового и слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и уточнение словаря; совершенствование навыков чтения.
Коррекционные задачи: развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, внимания и памяти.
Воспитательные задачи: формирование аккуратности, усидчивости, организованности на занятиях, положительной мотивации к учебе и воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: зеркала, домик для гласных и согласных, домики для определения места расположения звука в слове, предметные картинки со звуком [ З], деформированная картина «Зоопарк», проволочные каркасы букв, бусы, магнитные буквы, карточки слогов и слов.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
-Встали ровно у своих парт, чтобы я видела, что вы готовы к занятию.
-Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на звук [З].(Ученики произносят по одному слову со звуком [З] и садятся за парты).
- Все эти слова начинаются со звука [З].
2. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, давайте вспомним, какую сказку про веселый язычок мы знаем. Давайте её повторим.
(Ученик выходит к доске, рассказывает сказку и выполняет упражнения) Живет во рту язычок. Рот – это его домик. У домика две двери. Одни двери -это губы. Другие двери –это зубы.
Двери открылись, и вышел язычок погулять. Увидел, что на улице снег, и спрятался в домик. (3 раза)
Есть в домике крылечко – нижние зубы. Потрогайте их язычком. Покажите, как язычок упирается в крылечко. (3 раза)
- Молодцы ребятки, ваши послушные язычки готовы к работе.
3.Работа со звуком.
-Ребята, сегодня мы не будем заниматься, а пойдем в гости к зверям в зимний зоопарк.
-Вы были когда-нибудь в зоопарке?
- Каких зверей вы там видели?
-В зоопарке живут звери, привезенные к нам из разных стран.
- Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Зоя, которая поведет нас в зимний зоопарк.
- Ребята, кто запомнил, как зовут девочку? (Девочку зовут Зоя).
( На доске –забор с надписью «Зоопарк». Логопед читает надпись ЗООПАРК)
-Ребята, куда мы сегодня отправимся? (В ЗООПАРК)
- Посмотрите, что окружает зоопарк? (ЗАБОР)
-Давайте, все вместе произнесем это слово ЗАБОР.
-Скажите полным ответом, что находится вокруг зоопарка?
-Ой, не верю своим глазам, что весит на заборе? (ЗАМОК)
-Все вместе - ЗАМОК.
-Повторите полным ответом , что висит на заборе?
- Как же мы попадем в зоопарк? Ребята, у Зои есть ключ.
- Что мы будем открывать ключом ? (Замок)
- Скажите полным ответом. (Ключом мы откроем замок.)
-Ой, ребята, а ключ в замке не поворачивается. Замок в зоопарке волшебный, он откроется тогда, когда мы выполним задания.
1) Определение места звука в слове.
(На доске картинки: зонт, глаза, ваза, дом)
-Сейчас, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на доске и произнесёте это слово. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте.
Гуляю я, и в дождь, и в зной
Характер у меня такой.
(Зонт)
- Что нам помогает укрыться от дождя?
-Нашли отгадку глазками?
-Кто покажет картинку- отгадку ?
-Сегодня в домики мы будем селить картинки, в названиях которых слышится звук [З].
-Произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ЗЗЗОНТ.
- Где слышится звук [З] в этом слове?
- В какой домик поселим картинку? Почему?
Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
-Нашли отгадку глазками?
-Кто покажет картинку- отгадку ?
- Произнеси отгадку.
-Давайте все вместе произнесём ГЛАЗЗА.
-Где слышится звук [З]?
- В какой домик поселим картинку? Почему?
Что за чудная вещица!
Хрусталя она царица.
На столе цветы в ней ставят,
Чемпионам тоже дарят.
Дружно все сказали сразу,
Ну конечно это ……..?
(Ваза)
-Нашли отгадку на доске?
- Кто покажет картинку- отгадку ?
-Произнеси это слово. Послушай, как надо сказать ВАЗЗЗА.
-Давайте, все вместе произнесем это слово.
- Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)
- В какой домик поселим?
-Ребята, давайте назовем все картинки –отгадки.
-Итак, во всех этих словах слышится звук «З». Произнесите его З-З-З
-Посмотрите, какая картинка осталась на доске? (Дом)
-Слышится в этом слове звук [З]? Будем эту картинку помещать в домик? Почему?
2).Артикуляция звука.
(На доске – артикуляционная позиция звука [З])
- Ребята, при произнесении звука [З]:
Губки – улыбаются
Зубки – «заборчиком»
Язычок – упирается в «крылечко»
Горлышко – дрожит.
-Давайте возьмем зеркала и хором произнесем звук [З]. (Затем дети по очереди повторяют артикуляцию звука [З])
-Скажите, в каком положении губы при произнесении звука [З]?
-А зубки в каком положении? А где лежит язычок?
3)Характеристика звука в домике.
- Ребята, посмотрите на доске у нас 2 дома: красный и синий.
- В какой домик мы поселим звук [З]?
- Почему в синий? (Потому, что он согласный)
- А как вы догадались? ( Он произносится язычком, губками и горлышком)
- Символ звука [З]: муха звенит ЗЗЗЗЗЗ
-Давайте с вами позвеним, как мухи ЗЗЗЗЗЗЗЗ.
- Ребята, какого человечка мы поместим в первое окошко, с колокольчиком или с треугольной шляпой?
- Почему?
-Какого человечка поместим во второе окошко? ( с кирпичной шляпой или с беретом)
- Почему?
4).Закрепление зрительного образа буквы З.
Ребята, звук [З] на письме обозначается буквой З.
- Посмотрите, здесь я вам приготовила буквы, найдите среди них букву З.
- Какая это буква? Кто поселит эту букву в синий домик?
-Итак, буква З обозначает звук [З], символ этого звука звенящая муха. Этот звук согласный, звонкий.
-Ребята, посмотрите, ключ повернулся только один раз, замок еще не открылся, значит, не все задания мы выполнили. Давайте дальше выполнять.
5) Игра «День и ночь»
-Давайте поиграем в игру «День и ночь».
- Посмотрите на картинки - отгадки и запомните их. Я уберу одну картинку, а вы должны сказать, какой картинки нет.
- Какую картинку я убрала?
- Вы согласны? ( нет картинки вазы)
-Сейчас проверим. (Ученик идет к доске, переворачивает картинку, называет её, помещает на доску.)
- Давайте хором произнесем название этой картинки.
6).Игра «Поймай звук»- развитие фонематического слуха.
-А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук [З]. Приготовили свои ладоши, поставили локотки на парту, чтобы я видела, что вы готовы играть.
( Звуковой ряд: К З Т З А З З У З)
-Очень хорошо мы с вами поиграли. Молодцы!
-Ключ ещё один раз повернулся, но замок не открылся. Наверное, не все задания мы выполнили. Давайте дальше выполнять.
4.Хоровое произношение слогов и чистоговорок.
1) Повторите за мной слоги:
за-зо
за-зо-зу
зо-зу-за
за-зу
зу-зо-за
2) А теперь проговорим стихотворение. Я начинаю, а вы – повторяете.
За-за-за- в зоопарке спит коза.
Зы-зы-зы- борода есть у козы.
Зу-зу-зу- мы накормим ту козу.
За-за-за- ты не бойся нас, коза.
Молодцы, справились с этими заданиями. Сейчас я попробую еще раз повернуть ключ в замке.
- Посмотрите, замок открылся. Пойдемте в зоопарк!
5. Работа с картиной.
( На доске зоопарк с открытыми воротами)
-Ой, посмотрите, звери гуляют по зоопарку, нам страшно туда входить. Звери дикие и могут нас обидеть. Звери должны сидеть в своих домиках, в зоопарке они называются загоны.
- Как называется домик для зверей?
- Кто покажет нам загоны для зверей? Что это? (ЗАГОН)
- Давайте все вместе повторим з-з-загон.
-Каких животных вы знаете?
- Кто это? (Зайка)
- Где в этом слове слышится звук [З]? (в начале или в середине слова).
-Назови его и посели в загон.
Физминутка.
-Ребята, представьте себе, что вы –зайки. Давайте поиграем.
«Зайки»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
По пеньку он громко бьёт
Нас к себе играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок да скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
-Кто это? (Коза)
- Где в этом слове слышится звук [З], в начале или в середине?
-Назови её и посели в загон.
-А вот это животное называется БИЗЗЗОН. Это дикий бык, его привезли в наш зоопарк из Северной Америки.
- Ребята, кто это?
-Давайте все вместе произнесем БИ-ЗЗЗОН.
- Ребята, где в этом слове слышится звук «З»?
-Кто покажет бизона?
-Назови его и посели в загон.
- Ребята, а вот это кто?
( На доске появляется змея)
-Давайте хором произнесем ЗЗМЕЯ.
- Где слышится звук [З] в слове змея?
-Ребята, змея живет, не в загоне, а в террариуме, зимой там всегда тепло.
-Ребята, посмотрите внимательно, как называется дерево, около которого находится загон козы?
-Как называется дерево? (БЕРЕЗА)
-Давайте скажем все вместе БЕ-РЕ-ЗЗА.
-Где в этом слове слышится звук «З»?
- Кто покажет нам березу?
-Ребята, какие мы молодцы. Всех животных разместили по своим местам. Наша экскурсия заканчивается, прислушайтесь…
( Звенит звонок)
-Зоопарк закрывается, звери сложатся спать, сторож Захар дает звонок, который сообщает, что зоопарк закрывается.
6.Чтение слогов и слов с буквой З.
-Пока мы с вами играли, наступила ночь, и на небе над зоопарком зажглись звезды.
-Давайте их прочитаем.
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ
АЗ ОЗ УЗ ЫЗ
-Я вам приготовила слова, но в нашем зимнем зоопарке была метель, и она их замела в сугробы.
-Давайте их расчистим и прочитаем.
(Слова: Лиза, роза, зал)
7. Нанизывание бус.
-Ребята, сейчас мы с вами будем наряжать букву З.
-Посмотрите у нас бусы 2-х цветов, красного и синего.
- Каким цветом мы будем наряжать букву З? Почему?
8.Итог.
- С каким звуком и буквой мы сегодня работали? Произнесите его.
- В каком домике он живет? Значит, он какой, гласный или согласный?
-Пока мы с вами разгребали сугробы, надевали бусы, Зоя приготовила нам еще одно задание- кроссворд.
-Давайте его разгадаем.
1. Куда мы сегодня ходили? (В зоопарк)
2.Что окружает зоопарк? (забор)
3.Какой зверь в зоопарк приехал из Северной Америки? (бизон)
4.Кто был главный герой в разминке? (зайка)
-Ребята, прочитайт, какое слово получилось из красных букв? (приз)
-Хором произнесем ПРИЗЗ.
9.Выставление оценок.
-Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и все заслужили призы.
(Логопед дарит детям мягкие игрушки – зайки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма в 4 классе школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные»
Методическая разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные». Урок разработан подробно, методически последовательн...
Презентация: Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)»
Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)» был составлен мною не случайн...
Урок геометрии в 7 классе школы VIII вида по теме: "Симметричные фигуры, предметы"
Урок-закрепление знаний по теме: "Симметричные фигуры, предметы"...
Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"
(Конспект логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...
Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"
Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...
Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"
Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...
Урок русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме: «Звук и буква Пп».
На уроке учащиеся познакомятся с буквой и звуком Пп, научатся соотносить звук и букву; уточнят артикуляцию....