АНТОНИМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
план-конспект по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Антонимы- существительные.
Цель:- учить подбирать и находить антонимы- существительные в устной и письменной речи.
Задачи:- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи ( полный ответ);
- развитие памяти, внимания, мыслительных операций;
-уточнение и обогащения словарного запаса.
-воспитывать самоанализ, усидчивость.
Оборудование: доска, карточки, мяч, таблицы, разрезные предложения.
Ход занятия:
- Организационный момент: сядет тот , кто придумает слово-предмет.
- Объяснение нового материала с помощью стихотворения ,чтение стихотворения:
Скажу я слово «высоко».
А ты ответишь- « низко».
Скажу я слово «далеко».
А ты ответишь «близко»
Скажу тебе я слово «трус».
Ответишь ты « храбрец».
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай «конец».
Все слова с противоположным значением, называют – антонимы. Можно сказать что слова антонимы- это антидрузья. Человек в речи обозначает эти понятия предметы словами антонимами. На противопоставлении строятся многие поговорки, пословицы, стихи.
Послушайте я их зачитаю:
Друг спорит, а враг поддакивает.
Свет рассеет тьму, мир победит войну.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Труд кормит, а лень портит.
Слушайте внимательно все пословицы которые я вам буду называть, в конце занятия с ними будет задание.
Сегодня будем знакомиться с антонимами- существительными.
- Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч):
День-…., утро-…., восход….., весна-……, завтра-….., рано-….., низко-…., редко-….., зима-…..
4)Работа в тетради, записываем в 2 столбика- что хорошо, а что плохо. Запишите антонимы как показано в образце.
Хорошо Плохо
Чистота грязь
Ложь-правда, горе- радость, отвага- грусть, здоровье- болезнь, веселье- грусть, вежливость- грубость.
5)Физкультминутка.
Под веселые напевы, повернемся вправо-влево
Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз
Вправо шаг на месте стой, топни правою ногой
Влево шаг на месте стой, топни левою ногой
Повернемся мы друг к другу
Правую дам руку другу.
- по образцу впишите в таблицу:
Смех | п | л | а | ч |
Выход | ||||
Тьма | ||||
Правда | ||||
Зима | ||||
День | ||||
Радость |
- Подобрать и вписать антонимы к выделенным словам.
Лучше горькая правда, чем сладкая …………
Мир строит , а ……….. разрушает.
Русская пословица говорит « Утро ……… мудренее».
Друг спорит, а ………. поддакивает.
Резвая ложь, да от………… правды не уйдешь.
8)Давайте с вами закроем глазки и представим что подул сильный ветер и перемешал все слова в пословицах, давайте правильно поставим слова.
Надо делать людям не зло, а добро.
Ученье- свет, а не ученье- тьма.
Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
Будет день- будет и ночь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Спуск с горы оказался легче подъема.
9) Итог занятия: Скажите что мы с вами сегодня изучали? Чем занимались? А кто вспомнит какие пословицы встречались сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"
Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы.
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы. Урок русского языка в 4 классе ОС "Школа 2100"...
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1. Закрепление и совершенствование знаний по теме.2. Продолжение работы с синонимами, антонимами, многозначными словами. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.3. Воспитание л...
Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начал...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Конспект урока по русскому языку "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы."
Урок направлен на расширение представлений учащися 4 класса о значении слова, формирование навыков работы со словарной статьей, развитие умения использовать в своей речи синонимы, антонимы, мног...