Технологическая карта урока "Осенний пейзаж"
материал по изобразительному искусству (изо)
Технологическая карта урока "Осенний пейзаж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дата: 29.09.2023 Школа: МАОУ Академический лицей №95 Класс: 1-6 Урок: 3 Время: 9:50 – 10:25 Кабинет: д/о 7 | Студент: Гендлер Анастасия Валерьевна Группа: 43 Учитель: Маркина Елена Ивановна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока: «Осенний лес»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с осенним пейзажем.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) сформировать у учащихся умение видеть изменения в природе; 2) научить рисовать пейзаж кистью без предварительного наброска. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать цветовое восприятие; 2) развивать творческие способности учащихся. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать адекватную самооценку; 2) воспитывать бережное отношение и любовь к природе. |
УМК:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
I. Этап самоопределения к деятельности (30 сек.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: монолог учителя | Учитель приветствует обучающихся. Настраивает на работу. - Здравствуйте, ребята! Сейчас сядьте те, кто родился: Летом Зимой Весной Осенью - Отлично! | Приветствуют учителя. Садятся. | УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам | Учебная презентация | |
II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа, ответы на вопросы | Актуализация знания и опыта. - А какое время года у нас сейчас? - Вы правы! А кто уже гулял по осеннему лесу? Поднимите руку. - Кто заметил, какого цвета осень? - Ребята, какая у нас погода осенью? Показывает картину Исаака Левитана «Золотая осень». - Осень - это любимое время года многих поэтов, художников и музыкантов. Именно поэтому я хочу вам показать картину русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». - Какие цвета красок вы больше всего видите? - Скажите, а как выглядит небо на этой картине? - Какое настроение у вас вызывает картина «Золотая Осень»? - Кто считает, что природа на картине действительно похожа на золотую осень? Поднимите руку. - Действительно! Золотая осень – это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, и весь лес как будто горит – такие огненные цвета у листьев – багровый, желтый, красный, оранжевый. А небо хоть и голубое, но холодное. | Делятся своими мыслями с классом. - Осень. Поднимают руки. - Осень оранжевая, жёлтая, красная, коричневая. - Осенью бывает пасмурно, становится прохладнее, солнце иногда светит ярко, утром бывают туманы. Рассматривают картину. - Жёлтый, зелёный, коричневый. - Оно голубое, есть немного облаков. - Хорошее, спокойное. Поднимают руки. | УУПД: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Учебная презентация | |
III. Постановка учебной задачи (1 мин.) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный Проблемный вопрос | Подведение к определению темы урока. - Ребята, кто из вас любит отгадывать загадки? Поднимите руку. Все деревья пожелтели Кроме пышных сосен, Птицы к югу полетели. Наступила… (осень). - Молодцы! - Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня? - Посмотрите, какая формулировка темы получилась у меня. - Какое задание выполним? Попробуйте дополнить фразы. Познакомимся _____________________ Выполним_________________________ | Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. Поднимают руки. - Осень. - Осень. Природа осенью. Лес осенью. -Познакомимся с цветами осени. - Выполним изображение осеннего леса красками. | УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке. УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. | ||
IV. Открытие нового знания (10-12 мин.) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: презентация Словесный: беседа Практический | Знакомство с новым материалом. Педагогический показ приёмов выполнения задания. - Когда мы на картине изображаем природу: деревья, поля, луга, речку и другие элементы, то этот жанр изобразительного искусства называется пейзаж. - Прежде чем мы с вами начнём рисовать, давайте изучим последовательность осеннего леса. - Нам необходимо разделить взглядом плоскость бумаги на две части: небо и землю. Кто знает, как называется линия, которое отделяет небо от земли? - Для выполнения замалёвка неба и земли я беру крупную кисть. Смешиваем краски в палитре. Для неба я беру синюю и белую краски, здесь небо может быть ярко голубое, а ближе к горизонту можно сделать светло-голубым. Чтобы переход из одного цвета в другой был более мягким, намочите кисточку. Можно добавить облака. - Кисточку помыла и дальше переходим к земле. Её тоже будем изображать крупной кистью. Трава осенью приобретает тусклые оттенки, можно смешать жёлтый и зелёный цвета, где-то земля светло-коричневая, где то ещё есть зелёная травка. - После этого можно изображать элементы природы. Но, ребята, кто знает, почему на картине величина предметов разная? - Всё верно! Всё, что далеко от нас и находится у линии горизонта, будет маленьким, а все то, что близко к нижнему краю листа, становится большим. - Поэтому сначала мы изображаем деревья, кусты у линии горизонта, они дальше. Можем брать и жёлтую, и оранжевую, и красную краску, где-то деревья не меняют краску своих листьев и остаются зелёными, например сосны, ели. - Берём среднюю кисть и нужный цвет краски, на заднем плане лес прорисовывается мелкими короткими вертикальными линиями. Но в некоторых местах линии длиннее, так как одинаковой высоты деревья не бывают. - Теперь нам необходимо изобразить дерево. Дерево на переднем плане будет каким по размеру? - Отлично, у дерева от корней идёт ствол. Чтобы его изобразить, можно взять коричневую краску и совсем немного чёрной. У корней ствол широкий, но когда мы поднимаемся вверх, ствол дерева сужается. - У дерева также есть крона. Это ветви и листья. Скажите, ребята, кто знает, какие по форме ветви деревьев бывают? - Ветви у деревьев могут расти и тянуться вверх, тогда дерево будет вытянутое. А могут расти вверх и в стороны. Тогда крона вашего дерева будет более широкая. - Посмотрите, как изобразить ветви дерева. Можно взять более тонкую кисть. Те ветви, что выходят из основания ствола, не будут очень узкими. А вот ветки, которые растут из этих основных веток, будут намного уже. Обратите внимание, что у меня нет ни одной прямой ветки. - Чего нам не хватает на дереве? - Верно! Осень хоть и наступила, но листья ещё не все опали. Чтобы нарисовать листья, необходимо убрать с кисти лишнюю воду, и вот такими примакивающими движениями изобразить листья на дереве. Какие-то листья уже опали и лежат у корней дерева на земле. - Посмотрите, как изобразить траву, если вы захотите. - Ребята, а что ещё можно изобразить на картине осеннего леса, как вы думаете? Давайте я загадаю вам загадки, так мы узнаем, что ещё есть в осеннем лесу. Кто готов внимательно слушать – поднимите руку. Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно… Длинные ушки, быстрые лапки, Серый, но не мышка. Кто это?.. Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно. Далёк их путь, мои друзья, Туда, где тёплые края. Листочки, почки, стебелёк — - Молодцы! Вот вы и отгадали, что ещё можно изобразить на вашей картине. | Слушают учителя. - Линия горизонта. Слушают и смотрят. - Потому что какие-то предметы дальше, а какие-то ближе к нам. - Крупным. Отвечают - Вытянутые и широкие. . Повторяют упражнение за учителем. - Листьев. Поднимают руки. - Ёж. - Заяц. - Перелётные птицы. - Цветок. | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану. | Учебная презентация Примеры работы | |
V. Первичное закрепление во внешней речи (1 мин.) | Усвоение нового способа действий | Словесный: монолог учителя | Проводит инструктаж по выполнению работы на уроке. - Сегодня ваша задача: изобразить красками осенний лес. Во время выполнения задания, мы придерживаемся правил: 1. Не делать резких движений во время работы. 2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 3. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами. 4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. 5. Поднять руку, если нужна помощь учителя. 6. После завершения работы самостоятельно убрать своё рабочее место. - Представьте, что вы гуляете в осеннем лесу, и перенесите эту картинку на листок бумаги. | Слушают инструктаж по выполнению работы на уроке. | УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану. | Презентация | |
Физкультминутка (1 мин.) | |||||||
Физкультминутка | - Ребята, скажите, какое время года будет после осени? - Отлично! Сейчас я буду называть признаки зимы и осени. Если это относится к осени, вы подпрыгиваете, если это относится к зиме, вы хлопаете. Кому понятно, покажите «класс». - Приготовились! Снег, дождь, туман, сосульки, сбор урожая, водоёмы замерзают, перелётные птицы, иней на окнах, гололедица, листопад. | Выполняют физкультминутку. - Зима. | |||||
VI. Практическая работа (15-20 мин.) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Практический: индивидуальная самостоятельная работа | Самостоятельная практическая работа учащихся. - Ребята, у кого появились вопросы? - Какие прекрасные работы у вас получаются! | Выполнение работы. | |||
VII. Включение в систему знаний 1 мин. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная беседа Демонстрация презентации | Обобщение (по вопросам с поддержкой презентации) - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты кисти и краски. - Какая была тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой ставили? Мы достигли с вами этой цели? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Осенний лес. - Познакомиться с цветами осени. Выполнить изображение осеннего леса. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (2 мин.) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Проводит итог урока. - Несите свои рисунки на выставку. - Давайте вместе оценим качество выполнения. Получились ли у нас яркие красочные работы? - Я предлагаю оценить работы по следующим критериям: 1) Законченность 3) Соответствие теме - Ребята, вы все большие молодцы. Спасибо за урок. До свидания! | Анализируют свою работу на уроке. - Я считаю, что (имя) изобразил осенний лес очень хорошо, потому что ему удалось подобрать цвета и закончить картину. | УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимний пейзаж: день и ночь. Творческая работа: ночной пейзаж» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Зимний пейзаж». Формирование умений использовать средства выразительности граф...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:Поз...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина особый мир. Картина пейзаж. Изображение весеннего пейзажа» 3 класс.
Тема урока «Картина особый мир. Картина пейзаж. Изображение весеннего пейзажа» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с видами пейз...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)", 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли (Осенний пейзаж)» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакоми...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.Планируемые результаты:Предметные:1.Зна...