Технологическая карта урока "Осенний пейзаж"
материал по изобразительному искусству (изо)

Анастасия Валерьевна Гендлер

Технологическая карта урока "Осенний пейзаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_osenniy_peyzazh.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 29.09.2023

Школа: МАОУ Академический лицей №95 

Класс: 1-6

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:25   Кабинет: д/о 7

Студент: Гендлер Анастасия Валерьевна

Группа: 43

Учитель: Маркина Елена Ивановна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока: «Осенний лес»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с осенним пейзажем.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) сформировать у учащихся умение видеть изменения в природе;

2) научить рисовать пейзаж кистью без предварительного наброска.

Предметные:

  1. соблюдать колорит, характерный для «золотой осени»;
  2. создавать образы деревьев, кустарников, травы с помощью предложенной технике.

Развивающие:

1) развивать цветовое восприятие;

2) развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

  1. применять рисование для творческого самовыражения;
  2. научиться организовывать своё рабочее место для дальнейшей работы.

Воспитательные:

1) воспитывать адекватную самооценку;

2)  воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

УМК:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Этап самоопределения к деятельности

(30 сек.)

Включение в учебную

деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Учитель приветствует обучающихся.

Настраивает на работу.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядьте те, кто родился:

Летом

Зимой

Весной

Осенью

- Отлично!  

Приветствуют учителя.

Садятся.

УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

 УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам

Учебная презентация

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа, ответы на вопросы

Актуализация знания и опыта.

- А какое время года у нас сейчас?

- Вы правы! А кто уже гулял по осеннему лесу? Поднимите руку.

- Кто заметил, какого цвета осень?

- Ребята, какая у нас погода осенью?

Показывает картину Исаака Левитана «Золотая осень».

- Осень -  это любимое время года многих поэтов, художников и музыкантов. Именно поэтому я хочу вам показать картину русского художника Исаака Левитана «Золотая осень».

- Какие цвета красок вы больше всего видите?

- Скажите, а как выглядит небо на этой картине?

- Какое настроение у вас вызывает картина «Золотая Осень»?

- Кто считает, что природа на картине действительно похожа на золотую осень? Поднимите руку.

- Действительно! Золотая осень – это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, и весь лес как будто горит – такие огненные цвета у листьев – багровый, желтый, красный, оранжевый. А небо хоть и голубое, но холодное.

Делятся своими мыслями с классом.

- Осень.

Поднимают руки.

- Осень оранжевая, жёлтая, красная, коричневая.

- Осенью бывает пасмурно, становится прохладнее, солнце иногда светит ярко, утром бывают туманы.

Рассматривают картину.

- Жёлтый, зелёный, коричневый.

- Оно голубое, есть немного облаков.

- Хорошее, спокойное.

Поднимают руки.

УУПД: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учебная презентация

III. Постановка учебной задачи (1 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

Проблемный вопрос
Схема-опора

Подведение к определению темы урока.

- Ребята, кто из вас любит отгадывать загадки? Поднимите руку.

Все деревья пожелтели

Кроме пышных сосен,

Птицы к югу полетели.

Наступила… (осень).

- Молодцы!

-  Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня?

- Посмотрите, какая формулировка темы получилась у меня.

-  Какое задание выполним? Попробуйте дополнить фразы.

Познакомимся _____________________

Выполним_________________________

Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения.

Поднимают руки.

- Осень.

- Осень. Природа осенью. Лес осенью.

-Познакомимся с цветами осени.

- Выполним изображение осеннего леса красками.

УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

IV. Открытие нового знания (10-12 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный:

презентация

Словесный:

беседа

Практический

Знакомство с новым материалом.

Педагогический показ приёмов выполнения задания.

- Когда мы на картине изображаем природу: деревья, поля, луга, речку и другие элементы, то этот жанр изобразительного искусства называется пейзаж.

- Прежде чем мы с вами начнём рисовать, давайте изучим последовательность осеннего леса.

- Нам необходимо разделить взглядом плоскость бумаги на две части: небо и землю. Кто знает, как называется линия, которое отделяет небо от земли?

- Для выполнения замалёвка неба и земли я беру крупную кисть. Смешиваем краски в палитре. Для неба я беру синюю и белую краски, здесь небо может быть ярко голубое, а ближе к горизонту можно сделать светло-голубым. Чтобы переход из одного цвета в другой был более мягким, намочите кисточку. Можно добавить облака.

- Кисточку помыла и дальше переходим к земле. Её тоже будем изображать крупной кистью. Трава осенью приобретает тусклые оттенки, можно смешать жёлтый и зелёный цвета, где-то земля светло-коричневая, где то ещё есть  зелёная травка.

- После этого можно изображать элементы природы. Но, ребята, кто знает, почему на картине величина предметов разная?

- Всё верно! Всё, что далеко от нас и находится у линии горизонта, будет маленьким, а все то, что близко к нижнему краю листа, становится большим.

- Поэтому сначала мы изображаем деревья, кусты у линии горизонта, они дальше. Можем брать и жёлтую, и оранжевую, и красную краску, где-то деревья не меняют краску своих листьев и остаются зелёными, например сосны, ели.

- Берём среднюю кисть и нужный цвет краски, на заднем плане лес прорисовывается мелкими короткими вертикальными линиями. Но в некоторых местах линии длиннее, так как одинаковой высоты деревья не бывают.

- Теперь нам необходимо изобразить дерево. Дерево на переднем плане будет каким по размеру?

- Отлично, у дерева от корней идёт ствол. Чтобы его изобразить, можно взять коричневую краску и совсем немного чёрной. У корней ствол широкий, но когда мы поднимаемся вверх, ствол дерева сужается.

- У дерева также есть крона. Это ветви и листья. Скажите, ребята, кто знает, какие по форме ветви деревьев бывают?

- Ветви у деревьев могут расти и тянуться вверх, тогда дерево будет вытянутое. А могут расти вверх и в стороны. Тогда крона вашего дерева будет более широкая.

- Посмотрите, как изобразить ветви дерева. Можно взять более тонкую кисть. Те ветви, что выходят из основания ствола, не будут очень узкими. А вот ветки, которые растут из этих основных веток, будут намного уже. Обратите внимание, что у меня нет ни одной прямой ветки.

- Чего нам не хватает на дереве?

- Верно! Осень хоть и наступила, но листья ещё не все опали. Чтобы нарисовать листья, необходимо убрать с кисти лишнюю воду, и вот такими примакивающими движениями изобразить листья на дереве. Какие-то листья уже опали и лежат у корней дерева на земле.

- Посмотрите, как изобразить траву, если вы захотите.

- Ребята, а что ещё можно изобразить на картине осеннего леса, как вы думаете? Давайте я загадаю вам загадки, так мы узнаем, что ещё есть в осеннем лесу. Кто готов внимательно слушать – поднимите руку.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…

Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

Собрались в небе дружно,

На юг лететь им нужно.

Далёк их путь, мои друзья,

Туда, где тёплые края.

Листочки, почки, стебелёк —
Нарисуем мы ...

- Молодцы! Вот вы и отгадали, что ещё можно изобразить на вашей картине.

Слушают учителя.

- Линия горизонта.

Слушают и смотрят.

- Потому что какие-то предметы дальше, а какие-то ближе к нам.

- Крупным.

Отвечают

- Вытянутые и широкие.

.

Повторяют упражнение за учителем.

- Листьев.

Поднимают руки.

- Ёж.

- Заяц.

- Перелётные птицы.

- Цветок.

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану.

Учебная презентация

Примеры работы

V. Первичное закрепление во внешней речи

(1 мин.)

Усвоение нового способа действий

Словесный: монолог учителя

Проводит инструктаж по выполнению работы на уроке.

- Сегодня ваша задача: изобразить красками осенний лес.

Во время выполнения задания, мы придерживаемся правил:

1. Не делать резких движений во время работы.                        

2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

3. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.

4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

5. Поднять руку, если нужна помощь учителя.

6. После завершения работы самостоятельно убрать своё рабочее место.

- Представьте, что вы гуляете в осеннем лесу, и перенесите эту картинку на листок бумаги.

Слушают инструктаж по выполнению работы на уроке.

УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану.

Презентация

Физкультминутка

(1 мин.)

Физкультминутка

- Ребята, скажите, какое время года будет после осени?

- Отлично! Сейчас я буду называть признаки зимы и осени. Если это относится к осени, вы подпрыгиваете, если это относится к зиме, вы хлопаете. Кому понятно, покажите «класс».

- Приготовились! Снег, дождь, туман, сосульки, сбор урожая, водоёмы замерзают, перелётные птицы, иней на окнах, гололедица, листопад.

Выполняют физкультминутку.

- Зима.

VI. Практическая работа

(15-20 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Практический: индивидуальная самостоятельная работа

Самостоятельная практическая работа учащихся.

- Ребята, у кого появились вопросы?

- Какие прекрасные работы у вас получаются!

Выполнение работы.

VII. Включение в систему знаний

1 мин.

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Обобщение (по вопросам с поддержкой презентации)

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.  Отложите на край парты кисти и краски.

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой ставили?

Мы достигли с вами этой цели?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Осенний лес.

- Познакомиться с цветами осени. Выполнить изображение осеннего леса.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(2 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:

беседа

Проводит итог урока.

- Несите свои рисунки на выставку.

- Давайте вместе оценим качество выполнения. Получились ли у нас яркие красочные работы?

- Я предлагаю оценить работы по следующим критериям:

1) Законченность
2) Аккуратность

3) Соответствие теме

- Ребята, вы все большие молодцы. Спасибо за урок. До свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- Я считаю, что (имя) изобразил осенний лес очень хорошо, потому что ему удалось подобрать цвета и закончить картину.

УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимний пейзаж: день и ночь. Творческая работа: ночной пейзаж» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Зимний пейзаж». Формирование умений использовать средства выразительности граф...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:Поз...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина особый мир. Картина пейзаж. Изображение весеннего пейзажа» 3 класс.

Тема урока «Картина особый мир. Картина пейзаж. Изображение весеннего пейзажа» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с видами пейз...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли (Осенний пейзаж)» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакоми...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.Планируемые результаты:Предметные:1.Зна...