Технологическая карта изобразительного искусства "Художник в цирке: рисуем на тему «В цирке» УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с цирковым искусством, ролью художника в цирке и научить выполнять рисунок на заданную тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 07.11.2023г Школа: МБОУ СОШ №1 Класс: 3А Урок: 1 | Студент: Шаландина Юлия Алексеевна Группа: 301 Учитель: Верхорубова Елена Владимировна Методист: Буторина Валентина Владимировна | |
Время:14:00-14:45 | Кабинет: 201 |
Тема урока: Художник в цирке: рисуем на тему «В цирке»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: Познакомить учащихся с цирковым искусством, ролью художника в цирке и научить выполнять рисунок на заданную тему
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Способствовать знакомству с главным средством выразительности живописного образа - цветом; 2. Способствовать раскрытию роли художника в создании циркового представления, знакомству с цирковыми профессиями; 3. Продолжить формирование навыка работы с красками. | Предметные: Формирование представления о цирковых профессиях; получение знаний о роли художника в цирке; выполнение рисунка на заданную тему, передача с помощью рисунка настроения. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать полученный материал. 2. Способствовать развитию речи, внимания, усидчивости. | Личностные: ответственное отношение к учебе, мотивация к учебной деятельности. |
Регулятивные: развитие умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; планирование решения учебной задачи: построение последовательности необходимых операций (алгоритм действий). | |
Воспитательные: 1. Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на цирковое искусство. 2. Прививать художественный вкус. 3. Способствовать воспитанию чувства ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса. | |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества; развитие умения слушать и понимать других. |
УМК: Матрохина, Г. А. Презентация к уроку изобразительного искусства (ИЗО, 3 класс) по теме «Художник в цирке», раздаточный материал рисунки и творческие работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятель ности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: демонстрация П: презентация слайдов | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - Но перед этим… Использование метода "Улыбнемся друг другу" - Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, здоровы, добры и приветливы. Выдохните обиды, злость, беспокойство и грусть, что были до этого с вами. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Давайте пожелаем друг другу хорошего дня. | Проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку. Самоконтроль готовности. Эмоциональный настрой на работу. Слушают учителя. Отвечают на вопросы, отгадывают загадку. | УУРД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; УУПД: уметь выделять существенную информацию; УУЛД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку. | Презентация с картинкой для поднятия настроен ия. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Внешний контроль Ф М: репродуктивный М: словесный М: демонстрация М: беседа П: ответы на вопросы. | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Повторение пройденной темы. – Как вы уже знаете, без художника нельзя сделать красивыми и уютными ни наши дома, ни город. А что еще может делать художник? – О чем пойдет речь на последующих уроках? – Последующие уроки будут посвящены изучению роли художника в создании зрелищных искусств. Как, например, сегодня мы побываем... – Отгадайте загадку – и вы узнаете тему сегодняшнего урока: Есть страна на белом свете, Где сильны все и отважны: Звери взрослые и дети – Ловок там и весел каждый. Обезьяны, попугаи, тигры, Львы, слоны, медведи Здесь танцуют и играют, Ездят на велосипеде. Посмотрите-ка: гимнасты, Силачи и акробаты Ловко ходят по канату, – Тут артист и клоун каждый. – Как называется эта страна? |
Ответы детей Ученики отвечают на вопросы. Определяют тему и цель урока. Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы - Цирк. | УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; УУЛД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: словесный, наглядный. | - Кто из вас хоть один раз был в цирке? Сопровождает рассказ кадрами из цирковых выступлений, именитых людей и фотографиями известных цирков. – Цирк любят взрослые и дети. Цирк в переводе с латинского означает «круг». - Как вы думаете, почему это зрелище так назвали? - Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы. Один из старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре – считается одним из лучших цирков мира. Самым большим цирком в мире является Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. | УУПД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; УУКД: -развитие умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме. УУЛД: развитие умения выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности. | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: беседа. П.: ответы на вопросы. М: практический. Ф М: беседа. П: ответы на вопросы. | Беседа о цирковых профессиях. Сопровождает рассказ показом презентации. – Какие цирковые профессии вы можете назвать? – Профессии фокусника, гимнаста, клоуна, дрессировщика, я думаю, вам хорошо знакомы. А знаете ли вы, кто такой жонглер? Эквилибрист? – Как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной? Правильно, клоуна. А почему так считают? А давайте опишем представителя этой профессии, Что можно сказать про внешний вид клоуна? - Работа цирковых артистов часто очень опасна, поэтому в цирке работают только смелые люди. Ведь никогда не знаешь, например, что на уме у (с виду спокойного) льва или тигра. Каждый дрессировщик может показать на своем теле следы ран, оставшихся от нападения на них зверей. А гимнасты, легко перелетающие с одной трапеции на другую? Сколько у них травм от падений! Но все они очень любят цирк и трепетно относятся к своей работе – Кто делает костюмы цирковым артистам? – Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой. – Какие цвета присутствуют в одежде цирковых артистов? – Каким становится настроение у вас, когда вы видите артистов в такой одежде? Да, оказывается, с помощью цвета можно передать настроение. – Что еще использует художник для создания образа клоуна? Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным. – Но только ли над костюмами работает художник в цирке? Как вы думаете, что еще он может делать? | Отвечают на вопросы. - Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун. - Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы. Эквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате. - Клоуна - Клоун любимец детей, весельчак, смешной, яркий… - Яркий, пёстрый, красочный. Затрудняются ответить. - Костюмер? - Светлые, солнечные, яркие и т.д. - Радостное, в ожидании чуда и сказки. - С помощью цветов можно передать настроение зрителям? - Оформление сцены, фойе, афиши. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУРД: выстраивать последовательность учебных операций; УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; | Презентация (1-13 слайд) |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. Упражнение для глаз - Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте. - Быстро моргните глазами в течении 30 секунд. | Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем. | Фоновая музыка | |||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа. П: ответы на вопросы. Ф М: практический. | Групповая беседа, обсуждение, планирование и осуществление коллективной работы. – А теперь давайте поделимся на группы (по рядам) и каждая команда нарисует совместный рисунок. Сегодня вы будете рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Правильно, это клоун. Жил на арене рыжий клоун, Как будто счастьем нарисован! Улыбкой, красками одежды Дарил он радугу надежды И детворе, и людям взрослым. С ним было сказочно и просто. Сияли искорки-веснушки На щечках…Кепка на макушке С махровым розовым помпоном, Жилет в горошек, бант зеленый, Штаны бордовые на лямке… Портрет готов, хоть ставьте в рамку! Весельем зажигая зал, Наш клоун небо рисовал… Мелками синим, желтым, белым Изображал шутя, умело И дождь грибной, и облака, Что стали тучками, слегка, И – солнце – жарким желтым шаром – Всем от души дарил – задаром… О. Уваркина Проводит анализ педагогического рисунка, помогает составить последовательность работы над рисунком – Вы можете выбрать и нарисовать ту сценку, которая вам больше всего понравилась или придумать свою и образ своего клоуна. (На доске представлены примеры) – Какое настроение вы должны передать в рисунке? – Какими средствами это можно сделать? – Обратите внимание на костюмы цирковых артистов. Почти в каждом из них мы видим присутствие контрастных цветов. Где расположены контрастные цвета на цветовом круге? Вспомните основное свойство контрастных цветов. - Давайте приступим, ребята. Учитель контролирует работу команд. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает с затруднительными моментами. | Принятие учебной задачи. Делятся на команды. - Клоун! Слушают стихотворение. Планируют работу. - Сказочное, лёгкое. Отвечают на вопросы. Выполняют совместную работу. | УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции. | Материалы для творчества Рисунки на доске |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Группа практических методов: выполнение задания | Организует первичное закрепление через диалог, самостоятельная работа. – А теперь опираясь на план предыдущего рисунка. Составьте алгоритм действий и выполните рисунок на тему «Что мне понравилось в цирке» Творческая задача: -Итак, какую творческую задачу вы ставите себе для рисования? - Какие материалы нам понадобятся? - Рисуем сразу красками, никакого карандаша! - Проверьте, всё ли у вас есть на парте? - Ваш рисунок должен получиться аккуратным и правильно выполненным. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием, и в конце урока у нас будет много красивых работ. Контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. | УУПД : обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях; УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. УУКД: умение работать в группах, выслушивать мнение товарищей; инициативное сотрудничество в поиске информации. | Рисунки на доске. Материалы для творчества. | |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа. П.: ответы на вопросы. Ф М: практический. | Краткая проверка групповых работ. -Все закончили работу? А теперь давайте вернёмся к групповой работе. - Тогда от каждой команды приглашаю по 2 человека которые будут защищать работу команды. | Защита групповых работ. Проверка рисунков. | УУРД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; проявление самостоятельности и инициативы. УУКД: умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества. УУЛД: оценка своих и чужих поступков. | Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа. П.: ответы на вопросы. | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.) - Вы сегодня большие молодцы, ребята. А теперь я подойду к каждому и посмотрю ваши работы. Организует беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Какие профессии цирка вы запомнили? Кто такие жонглеры? – Чем занимается художник в цирке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Какое у вас настроение? Выберите подходящий смайлик | Ответы детей Фиксируют изученный материал на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Высказывают свое мнение. Проверка и обсуждение рисунков. Отвечают на вопросы и подводят итоги урока. Выбирают карточку смайлика, соответствующего настроения. | УУПД: уметь формулировать несложные выводы.
УУЛД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; УУР: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Карточки настроения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 1 класс "Можно рисовать пятном"
Ознакомить с техникой выразительных возможностей – пятно. Показать возможность фантазии. Попробовать «выдувать» рисунок, научить направлять свою мысль в действие. Вселить уверенность-все всегда исправ...
Технологическая карта урока Изобразительного искусства 2 класс на тему - Масленица
технологическая карта урока Изобразительного искусства на тему - Масленица...
Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»
Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...
Технологическая карта совместного урока логопеда и учителя по теме "Части речи. Обобщение. 2 класс"
Конспект совместного занятия логопеда и учителя по изученной теме. Разработана карта урока. Учащиеся, выполняя задания, самостоятельно оценивают свою работу.Лексическая тема: по сказке А.Н. Толстого ...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК"Перспектива" по теме: "Начало Московского царства" (4 класс)
Урок открытия нового знания по теме: "Начало Московского царства" УМК "Перспектива" Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с п...
Технологическая карта изобразительного искусства «Родной угол (изображение смотровой башни)» (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: дать представление о памятниках древнерусской культуры через изображение смотровой башни.Задачи урока:Дидактические: 1. дать представление об...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Рисуем фломастерами" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Ознакомление с новым способом изображения фломастерами.Планируемые результаты:Предметные:Учиться изображать осенний пейзаж фломастерамиУчиться работать фломастерами, применяя штрихи, пятна...