Технологическая карта урока изобразительного искусства "Гуашь" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Гарганчук Ксения Владимировна

Цель урока: формирование умения преображать реальные формы в фантазийные

Планируемые результаты

Предметные:

 

1. Приобретать знания о значении фантазии в жизни людей;

2. Научатся передавать образные представления о персонажах, свое отношение к изображаемому

3. Научатся работать с графическим материалом.

Личностные:

1. Способствовать проявлению воображения;

2. Пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 18.03.2023

Школа: МОУ «Вагановская СОШ»

Класс: 2

Урок: 2

Время: 9:40 – 10:20   Кабинет: 7

Студент: Гарганчук Ксения

Группа: 201НК

Учитель: Ефименко Людмила Александровна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Гуашь»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование умения преображать реальные формы в фантазийные

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Повторить термин «реальность», «фантазия»;
  2. Учить выполнять изображение фантастического животного из различных частей реального;
  3. Организовать проведение выставки

Предметные:

  1. Приобретать знания о значении фантазии в жизни людей;
  2. Научатся передавать образные представления о персонажах, свое отношение к изображаемому
  3. Научатся работать с графическим материалом.

Развивающие:

  1. Развивать творчество и воображение в создании изображений животных;
  2. Развивать зрительную память, мышление и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
  3. Развивать интерес к выполнению своей работы.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Воспитательные:

  1. Содействовать повышению интереса к материалу урока;
  2. воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству Оборудование для учителя: презентация, наглядно-демонстрационный материал (готовые работы), шаблоны.

УМК: учебник  ИЗО 2 кл.  авт. Коротеева Е.И. -  УМК Неменского Б.М. 

Материалы:  лист А4, гуашь, кисти, можно дорисовывать фломастерами мелкие детали

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Методы: словесный, фронтальная беседа

Приёмы: слово учителя, демонстрация слайдов

1. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку    готовности к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная

Метод:

словесный

Приём:

беседа

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

Повторение пройденной темы

- Вспомните, над какой темой вы начали работать во 2 четверти?

-Объясните такое понятие как реальность.

 - Молодцы.

- А что же такое фантазия?

- А какой реальный образ вы рисовали на прошлом уроке?

 - Ребята, вспомните, как назывался графический материал, которым вы рисовали реальных животных?

 - Молодцы.

Отвечают на вопросы.

- Реальность и фантазия

 - Реальность - это образы и сюжеты из нашей жизни. Это все, что происходит вокруг нас.

- Фантазия - это образы, созданные воображением, не существующие в реальной жизни.

- Мы рисовали реальных животных. Белок, медведей, лошадей, птиц и тд.

 - Сангина.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

 Методы: словесный, наглядный

Приёмы: беседа

Демонстрация слайдов,

работа с образцом

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

Переход к теме урока. Формулирование темы и цели на урок через формирующий диалог. Показ фантастических животных на слайде.

 - Ребята, кого вы видите на слайде?

 - Какие это животные?

 - Предположите, какова тема сегодняшнего урока

- Посмотрите на слайд и дополните высказывания: Тема нашего урока…

- А какие цели мы поставим на урок?

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Мы видим пегаса, единорога, дракона

- Не существующие

 - Фантастические животные

 - Мы узнаем о фантастических животных, какие бывают фантастические звери

 - Мы выполним рисунок фантастического зверя

- Тема:

«О чем поведал каргопольский узор»

Цель:

1. Узнать о каргопольской росписи;

2. Выполнить элементы росписи.

УУПД:ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД:вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Презентация

Слово фантазия на доске

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная

Методы: словесный, наглядный

Приёмы: беседа

Демонстрация презентации

Парное

Выполнение задание

Беседа об образах фантастических животных.

 – У творческих людей, а художники к таковым относятся, очень развито воображение, их фантазия не имеет границ. Они умеют изображать сказочный мир. Фантазия художника щедра, Она нам дарит столько неожиданного. Представьте, насколько б жизнь была бедна, коль не было бы в ней чудес невиданных.

 – Вдохновляет художников придумывать фантастические образы наблюдение за природой, изучение реальности.

- Ребята, откройте учебник на странице 62.

– Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу сирин – волшебную птицу счастья.

 - Докажите, какие черты сходства есть у ястреба с сирин. Что необычного, сказочного внес в изображение сирин художник?

- Живого индюка вы, наверное, видели в деревне! А эту нарядную дымковскую игрушку, похожую на индюка, придумал художник.

- В чем схожесть индюка с этой дымковской игрушкой? Показ на слайде: феникс, дракон -Ребята, посмотрите на слайд, вы узнаете эту птицу?

 - Верно. Знаете ли вы, реальная ли это птица?

-Конечно, это мифологическая птица. По легендам она возрождалась из своего же пепла.

 - Кто-то знает сказки, мультфильмы, фильмы, где была эта птица?

- А кто изображен на этом слайде?

 – Драконы реальные существа?

 - Молодцы, вы правы. -В чем особенность драконов? -Верно.

- Знаете ли вы еще каких-нибудь фантастических зверей?

Анализ образа животного “Сфинкс”

 - Итак, ребята, посмотрите на образец. Здесь изображен сфинкс.

Скажите, какие части этого зверя взяты от других?

Участие в обсуждении, отвечают на вопросы.

- У них схожи крылья, конечности, грудка

- Из необычного: художник нарисовал корону, и вместо головы ястреба - лицо молодой и красивой девушки, а также, художник сделал хвост намного пышнее

- Длинная шея, красная бородка, большой, пышный хвост

- Это птица Феникс

- Нет, ее не существует в нашей жизни Ответы детей

 -Дракон

- Нет, они тоже фантастические

- Они извергают огонь, в них есть часть от ящерицы, от змеи, и они могут летать как птицы.

- Единорог, жар-птица, грифон и тд.

- Голова - от человека, а тело (лапы и тд. - от льва), крылья от орла

- Рыжим, коричневым, бежевым –

Единорог - это лошадь.

 - Голова, туловище, копыта, грива и длинный хвост

- У единорога есть рог, и это волшебное существо

 - Различными теплыми, пастельными тонами, а также радужными оттенками

Выполняют работу в парах.

Выполняют упражнение.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД:вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Презентация, раздаточный материал (шаблоны и рисунки)

-Верно. А также бывает сфинкс, у которого хвост от быка. Еще мы можем увидеть сфинксов без крыльев. Также реже с головой сокола или барана.

-Посмотрите, у сфинксов могут быть украшения на голове, лапах.

-Как вы думаете, каким цветом чаще всего изображают сфинксов?

 -Отлично, молодцы.

 -Посмотрите на еще один образец. Кто это?

-Скажите, какая есть особенность у единорогов?

 -Верно. Скажите, какие части тела есть у единорога? Из чего он состоит?

 –Что есть у единорога от лошади?

-Что есть у единорога, чего нет у обычной лошади?

-Каким цветом изображают единорогов?

-В средние века единорог описывался как символ красоты и изящества.

 – Создавая своих сказочных героев, художник опирается на реальные образы, на настоящих птиц и вносит элементы, которые делают работу

сказочной, а образ фантастическим. Вдохновляет художника природа, а создает образ фантазия.

 -Получается, образ фантастических зверей состоит из частей разных реальных животных, и уже добавленной от художника фантазией.

-Посмотрите на изображение (грифон).

 -У какого зверя художник взял туловище? А голову? Педагогический показ (показ рисунков учащихся)

-Посмотрите, каких фантастических зверей изобразили ребята из других классов!

-Что в них необычного?

-Да, верно. Показ как из различных частей реальных животных можно сделать фантастического (показ на шаблонах)

-Ребята, у меня есть части реальных животных, и я хочу придумать одного фантастического зверя. (Совмещаю голову лошади, туловище лебедя, крылья дракона)

 -Посмотрите, мне кажется,  у меня получился довольно необычный фантастический зверь

- Туловище у льва. А голову у орла

- Они состоят из различных частей реальных животных.

Поэтому и получилось фантастическое.

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

Организует первичное закрепление через диалог и организует самостоятельную работу.

Творческая задача:  

-Итак, какую творческую задачу вы ставите себе для рисования?  

- Верно, изображаете вы своего животного в центре листа.

- Какие материалы нам понадобятся?

- Рисуем сразу гуашью, никакого карандаша!

- Проверьте, всё ли у вас есть на парте?

- Ваш рисунок должен получиться аккуратным и правильно выполненным. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием, и в конце урока у нас будет много красивых работ.

- А теперь познакомимся с критериями оценки ваших рисунков:

Критерии оценки:

-Творческий, фантазийный подход

-Композиция (расположение на листе крупно, в центре)

-Красочность и аккуратность выполнения

- Законченность

 - Желаю вам успеха и вдохновения. Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью.

Отвечают на вопросы.

Придумать, вообразить и нарисовать фантастического зверя из частей реальных животных.

-Бумага, гуашь и кисти

Рассматривают критерии оценивания работы.

УУПД:использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Презентация

Критерии на доске

Физкультминутка

(1 мин)

Организует пальчиковую гимнастику.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…(Волнообразные движения.)

Постучали…(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

Индивидуальная

Самостоятельна работа

Включает музыку.

Коррекция типичных ошибок.

Ходит между рядами, словесно хвалит работы учащихся.

 -Заканчивайте…

Заканчивают работу.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Музыка на фоне

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

Обобщение (по вопросам с поддержкой презентацией)

- Итак, ребята, мы завершили с вами работу.

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Мы достигли с вами эту цель?

- Замечательно!

- Что такое фантазия? Реальность?

-Итак, какова была тема нашего урока?

- Скажите, что мы сегодня изображали?

 - Каким материалом мы пользовались при выполнении работы?

 - Что у вас получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

Ответы детей

- Реальность - это все, что происходит вокруг нас

- Фантазия - образы, созданные воображением человека

- «Изображение и фантазия» -Мы изображали фантастических зверей

 - Гуашью

УУКД:вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

Просмотр и анализ работ

- Итак, ребята, сейчас мы с вами посмотрим, что у нас получилось. - Сейчас я буду называть критерии, вы внимательно смотрите на свои рисунки, если все критерии подходят вам, вы поднимаете вверх ваш рисунок и мы его будем вывешивать на доску. Таким образом у нас получится настоящая выставка. - Творческий, фантазийный подход -композиция (расположение на листе крупно, в центре) - красочность и аккуратность выполнения - законченность

- Ребята, у которых работы соответствуют критериям и полностью закончены, могут повесить свои работы на доску. - У кого работы не закончены до конца, поднимите их вверх, чтобы мы посмотрели на ваших фантастических зверей.

- Как будто в сказке очутились! Сколько замечательных зверей! Какие все красивые!

 - Давайте поаплодируем каждому ученику 2А класса, за вашу старательность! Вы большие молодцы! Выставление отметок.

 - Спасибо за работу! До новых встреч!

Самооценка деятельности учащихся

 Вывешивают работы

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация

Критерии на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...

Технологическая карта урока изобразительного искусства УМК "Школа России" 2 класс тема "Характер линий"

Цель урока: создание условий для ознакомления с характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании рисунка «Ветка дерева».Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Домики, которые построила природа"

Цель урока: формирование у обучающихся умения наблюдать за природными объектами с точки зрения художника, представление домиков, которые построила природа.Задачи урока:Дидактические: Учить н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Картина-портрет. Портрет друга".

Цель урока: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урока:Дидактические: Учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Европейские города Средневековья"

Цель урока: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Задачи урока:Дидактические:Сформировать пре...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Красавица Осень. Аппликация – коллективное панно"

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах осенней аппликации; творческого отношения к выполнению аппликации осени.Задачи урока:Дидактические:1. Учить выполнять симметричное вырезание;2. Изу...