Города Золотого кольца России
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Дети знакомятся с некоторыми городами Золотого кольца России, с их достопримечательностями. Урок проходит в формате виртуальной экскурсии. Детям нужно изобразить достопримечательность, которая им наиболее запомнилась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Города Золотого кольца России42.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 19.04.24

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.

Челябинска»

Класс:

Урок: 8

Время: 14:55-15:35          Кабинет: 212

Студент: Останина Полина Андреевна

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Города Золотого кольца России: рисуем достопримечательности Золотого кольца России»

 Тип урока: урок «открытие» нового знания

 Цель урока: формирование представлений о достопримечательностях Золотого кольца России, эмоционально-ценностного отношения к культуре России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать представление о городах Золотого кольца;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Расширить представления о красоте городов Золотого кольца.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Эмоционально-ценностное отношение к другим народам.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

УМК: презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут – Полина Андреевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

- Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем.

Дети проверяют готовность к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация, слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Ребята, над какой темой вы работаете в этой четверти?

- Верно. Напомните мне, какая была тема нашего прошлого урока?

- Отлично. А что вы делали?

- Что такое Олимпийские игры? Кто принимал в них участие? Приведите примеры видов спорта, в которых соревнуются Олимпийские спортсмены.

- Сегодня на нашем занятии мы переместимся в удивительные места, а в какие вы догадаетесь сами.

- «Каждый народ-художник».

- Древняя Эллада. Олимпийские игры в Древней Греции

- Составляли панно

Ответы детей.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №2

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач.

- Для того, чтобы понять, о чем мы сегодня будем разговаривать, послушайте стихотворение:

Города старинные,

Звон колоколов.

Словно птицы — лебеди,

Суздаль и Ростов.

На широкой Волге

Тверь и Кострома,

Башенки резные,

Чудо-терема.

Города старинные,

Крепость на реке.

Новгород на Волхове,

Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Недруга разя.

Города старинные,

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки —

Из Ельца — матрёшки,

А из Тулы — пряники.

Города старинные

К солнышку лицом —

Для России стали Золотым кольцом.

- О чём это стихотворение?

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Вы правы, тема урока звучит так: «Города Золотого кольца России: рисуем достопримечательности Золотого кольца».

- Итак, любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому предположите цель сегодняшнего урока. Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Познакомиться…и выполнить…».

- О городах Золотого кольца России.

- О достопримечательностях городов Золотого кольца.

- Цель: познакомится с архитектурой городов Золотого кольца России и выполнить зарисовку понравившейся достопримечательности.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Презентация, слайд №3, №4, №5, №6

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания.

- Давайте посетим некоторые города Золотого Кольца. Первый город, в который мы попадем – Сергиев-Посад.

- Знаете ли вы, в честь кого назван этот город?

 Этот город основан в 1337 году и назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь, призванный самым главным в России.

- Знаете ли вы его название?

- Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра.

- А какие здания он в себя включает?

- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включает в себя следующие здания:

Свято-Троицкий собор — древнейшее из сохранившихся зданий лавры, его главной святыней являются мощи Сергия Радонежского.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов — четырёхпрестольный храм с центральным приделом.

Успенский собор — пятикупольный собор, заложенный по велению царя Ивана Грозного.

Церковь преподобного Никона Радонежского, расположенная с южной стороны Троицкого собора.

Покровская церковь.

Михеевская церковь.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери и другие.

Вход в лавру организован через Святые Ворота, которые также являются памятником архитектуры. За Святыми воротами расположен храм Рождества Иоанна Предтечи.

- Далее мы перемещаемся в Ярославль. Рубленый город — это место, где зарождался Ярославль.

В середине XVII века Рубленый город был обнесён деревянным укреплением, которое включало в себя две проезжие башни и 10 глухих. Волжская башня, служившая въездом со стороны реки, сохранилась и по сей день.

На территории древнего города помимо церквей стоял Воеводский дом (княжеские палаты), избы для дружины и простых горожан.

Почему Рубленый город имеет такое название?

Все постройки, включая церкви, башни и крепостные стены, были вырублены из дерева, отсюда и название — Рубленый город.

- в Рубленом городе находилось в различные исторические периоды шесть храмовых сооружений.

Туристы сегодня могут увидеть только три храмовых сооружения Рубленого города, причем одно из них – Успенский собор - по сути является новоделом, построенным вместо уничтоженного, а два других осмотреть можно, к сожалению, только снаружи.

- Что вы запомнили о данной достопримечательности Ярославля?

- Сейчас мы попали в город Александров. Кафедральный собор Рождества Христова в Александрове (1696–1830) имеет следующие особенности архитектуры:

Посмотрите на экран. Что вы можете выделить у данного собора? Какие архитектурные особенности?

Основная часть собора — высокий одноглавый четверик с широким световым барабаном и мощным шлемовидным куполом.

Стены имеют аркатурно-колончатый декор, который зрительно увеличивает высоту здания.

Верхняя часть фасадов отделана поясом из крупных кокошников, которые придают зданию нарядность.

В первой половине XIX в. собор Рождества Христова достраивался на пожертвования александровских купцов Барановых.

Пристроенные части здания выдержаны в модном в то время стиле ампир.

Внимательно слушают учителя.

Ответы детей.

- Нет.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация, слайд №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его.

- Итак ребята, сейчас мы с вами сами попробуем изобразить достопримечательности, о которых только что вели диалог.

- Но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

- Правильно, а сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. На экране появиться видео с упражнениями для глаз, ваша задача выполнить представленные упражнения.

Внимательно слушают задание.

- Нарисовать понравившуюся достопримечательность.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Динамическая пауза

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Индивидуальная

Самостоятельно рисуют

Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение.

- Ребята, на экране сейчас появиться этапы рисовки Внимательно рассмотрите их.

1. Изображение фона.

2. Изображение главного здания.

3. Изображение пристроек.

4. Украшение стен, куполов.

- Отлично, я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку.

- А теперь можете приступать к работе.

Приступают к работе.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Презентация, слайд №14

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

- Какие города мы посетили?

- Какие достопримечательности мы там выделили?

- Назовите их архитектурные особенности.

- Верно, а что интересного вы узнали о этих городах?

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

- Отвечают на вопрос.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №15

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует выставку всех работ учащихся.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

- Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям.

- На экране появились критерии оценивания: аккуратность, композиция, цветовое решение.

- Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему?

- Теперь выходит второй ряд, после третий.

- Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке?

- Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему.

- Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу, мне было приятно сегодня с вами работать! До свидания!

Рассматривают и анализируют работы друг друга.

Убирают рабочее место.

- Тема: «Города Золотого кольца России: рисуем достопримечательности Золотого кольца».

- Цель: познакомится с архитектурой городов Золотого кольца России и выполнить зарисовку понравившейся достопримечательности.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация, слайд №16, №17, №18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иваново- город Золотого кольца России. Презентация.

Иваново- город Золотого кольца России...

презентации Города Золотого кольца России

Материал о городах Золотого кольца России пригодиться учителю 3 -4 классов на уроках окружающего мира....

Конспект урока "ГЕРБЫ ГОРОДОВ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА РОССИИ"

Вашему вниманию я представляю конспект урока по изобразительному искусству "Гербы городов Золотого кольца России"....

Гербы городов "Золотого кольца России"

Принципы построения и сочиненяи изображения гербов...

Презентация к уроку окружающий мир по теме : "Города Золотого кольца России"

Золотое кольцо. Переславль-Залесский. Достопримечательности....

Презентация Город Золотого кольца России.

Город Кострома древний город в Центральной России, входящий в маршрут Золотого кольца. Это крупный речной порт на р. Волге....