Конспект урока изо «Средневековые готические костюмы» (УМК Школа России)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Загидулина Екатерина Раисовна

Тема урока «Средневековые готические костюмы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство обучающихся с образом средневекового готического костюма

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) выполнить образ средневекового готического костюма;

2) совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

1) расширить представление о средневековых готических костюмах;

2) знать практические приёмы изображения элементов.

Развивающие:

1) развивать фантазию и активные формы воображения;

2) развивать цветовое восприятие.

Личностные:

1) получить позитивный опыт участия в творческой деятельности;

2) овладеть навыками самостоятельной работы в процессе выполнение художественно-творческих заданий.

Воспитательные:

1) воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности;

2) воспитывать любовь к предмету изобразительного искусства.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Дата: 15.03.2024

Школа: МАОУ

Класс: 4и

Урок: 1

Время: 13:00 - 13:40   Кабинет: 113         

Студент: Загидулина Екатерина Раисовна

Группа: 31

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Буторина Валентина Владимировна\

Тема урока «Средневековые готические костюмы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство обучающихся с образом средневекового готического костюма

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) выполнить образ средневекового готического костюма;

2) совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

1) расширить представление о средневековых готических костюмах;

2) знать практические приёмы изображения элементов.

Развивающие:

1) развивать фантазию и активные формы воображения;

2) развивать цветовое восприятие.

Личностные:

1) получить позитивный опыт участия в творческой деятельности;

2) овладеть навыками самостоятельной работы в процессе выполнение художественно-творческих заданий.

Воспитательные:

1) воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности;

2) воспитывать любовь к предмету изобразительного искусства.

УМК: Презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности метода и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапридметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

15 сек

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф:

Беседа

Приемы:

Организация учебного общения

Внешний контроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!  Садитесь.

Меня зовут  Екатерина Раисовна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. Проверьте, чтобы у вас на партах были готовы нужные материалы.

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

II. Актуализация знаний и мотивация

1-3 мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Ф:

Беседа, опрос

Н:

Показ

Приемы:

Организация учебного общения

Внешний контроль

1.Актуализирует опыт обучающися, подводит к изучению нового материала.

-Ребята, посмотрите на экран. Что показан на экране?

-Что вы можете рассказать о средневековом готическом замке?

-Верно! А какая страна является родиной готики?

-Верно! Какое время является рождением готики?

Отвечают на вопросы.

-Средневековый замок.

-Готический собор - это высокое сооружение и  поражает своим величием даже современников. Готический средневековый замок всегда устремляется вверх, это заметно из-за острых шпилей или удлинённых колонн правильной формы. Окна украшены витражом. Его называют розой готического собора.

-Франция.

-Средневековье.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Учебная презентация

Слайд №1

Учебная презентация

Слайд №2

-Почему этот стиль появился именно в средневековье?

-Правильно! Кто знает, какие традиции были в средневековье? Например, как проводили праздники и вечеринки?

-А вы знаете во что были одеты люди в те времена?

-Потому что это время крестовых походов переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался стиль готика.

-Их проводили с помощью балов.

-Нет.

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф:

Беседа

Приемы: организация учебного общения, вставить пропуски

1.Формулирует с детьми тему и цель.

-Как вы думаете, какая тема нашего сегоднящнего урока?

-А какую цель мы с вами поставим? На экране есть вспомогательные слова, вам надо лишь заполнить пропуски. “Узнать...... и изобразить....”

-Верно! Тогда приступим к работе.

Формулируют тему и цель вместе с учителем.

-Средневековые готические костюмы.

-Узнать, как выглядит готический костюм и изобразить его.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии,  сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Учебная презентация

Слайд №3

Учебная презентация

Слайд №4

Учебная презентация

Слайд №5

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Ф:

Беседа

Н:

Показ

Прием: организация учебного общения

Внешний контроль

1.Организует открытие нового знания.

- Готическое искусство отражало дух свободы, присущий жителям торговых и ремесленных коммун. Центром религиозной, культурной и общественной жизни того времени был городской собор — большой христианский храм, воплотивший в себе основные черты искусства готики.

Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому главную роль в архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая - его независимости.

-Кто мне скажет, что отражали готические соборы?

-Верно! Сейчас внимательно рассмотрите детали одежды. Какая одежда была у богатых?

-А какая одежда была у бедных?

-Совершенно верно! По костюму, его цвету можно было сказать, кто этот человек, чем он занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали вертикальные линии. Как вы думаете для чего?

-Костюм придавал человеку волшебный облик.

-Сейчас мы с вами рассмотрим мужской и женский костюмы тех времен.

-Нижней мужской одеждой Европы Готического периода всех классов общества по-прежнему были камиза. Поверх ее надевали котту, доходившую теперь до середины икры или до щиколотки. Котта имела декоративный пояс и обычно длинные рукава. Однако к середине XIV в. Она вышла из моды. Модной одеждой считается пурпуан.

-Кто-нибудь знает, что это такое?

-Верно! В народном костюме пурпуан служил верхней одеждой. Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола, декоративными рукавами. Кроме пурпуана, входят в моду два верхних кафтана – котарди и блио, являвшихся одеждой знати.

-Кто знает, что такое котарди?

-Отлично! Котарди имел декоративный пояс, застегивавшийся вокруг бедер.

-А что такое блио?

-Да, верно. Блио обычно шнуровали сзади.

Верхние одежды Европы Готического периода стали тоже более разнообразными. В этот период характерной одеждой всех классов был нарамник.

-Кто скажет, что такое нарамник ?  

-Вы правы! Нарамники были длинными и короткими. Особенно часто носили короткий плащ – табар.

-Можете предположить, как выглядела обувь в те времена?

-Правильно! А с середины XIV в, обувь феодалов, так называемые пулены, приобрела настолько утрированно удлиненные носки, что иногда они достигали в длину до 50 см. До XIV в. Обувь украшали вышивками и драгоценными камнями.

-Кто знает, какие прически были у мужчин тогда?

-Кто знает, что являлось типичным головным убором средневековья?

-В XII в. Появляется сшитый из белой ткани мужской чепец – бегуин, надевавшийся под верхние головные уборы. С XIV веке носят также шанерон – головной убор, состоящий из одного или двух длинных кусков ткани, различными способами уложенных вокруг головы в виде тюрбана. В моде были также фетровые шляпы разных фасонов.

-Женские одеяния состояли из длинных многослойных одежд из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд.

-Кто скажет, что такое котт? А сюрко? А упелянд?

-Верно!  На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки-босы, что бы имитировать выступающий вперед живот; сзади на юбке был шлейф. Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины, а конусообразный головной убор – эннен (атур) делали 70 см высоты. Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью.

-От чего зависела высота головного убора?

-Украшения в основном использовали на головных уборах. Как думаете, что это были за украшения?

-Женская обувь была сходна с мужской: имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи.

- Ребята, а теперь сравните средневековые готические костюмы и средневековую архитектуру.  

-Верно! Стиль готики в архитектуре уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами. Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.

-Сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите мужчину и женщину в костюмах готического стиля. Какие цвета присутствуют в платье женщины?

-Какие цвета теплые?

-А зеленый цвет какой?

-Какой головной убор у женщины?

-Что вы можете сказать про платье?

-Что из украшений присутствует у женщины в образе?

-Что вы можете сказать про мужской образ?

-Какие украшения присутствуют в образе?

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли

божественную Вселенную.

- У богатых людей одежда была разноцветной, украшалась замечательными вышивками.

-Бедные люди не имели права одеваться ярко.

-Подчеркивалась устремленность вверх, способность человека жить земной жизнью, но одновременно иметь в душе мир горний.

– Это короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки.

-Котарди – узкая одежда, доходившая до середины бедер, рукава могли быть различной формы – и узкие, и широкие, в виде крыльев.

-Блио – отрезной в талии кафтан с узким лифом и пышными полами, так называемой юбочкой, не сшитой на боках.

-Тип плаща, состоящего из куска ткани, согнутого пополам и имеющего к а месте сгиба отверстие для головы.

-Обувью служили полу сапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Носки были слегка заостренными

-Феодалы носили локоны, спадавшие на щеки, иногда даже на плечи. В народе обычно носили коротко, до ушей остриженные волосы с челкой.

-Капюшон, обычно пришитый к плащу или куртке.

-Котт – туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами; Сюрко — длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца; Упелянд– верхнее платье свободного, трапециевидного кроя, мог подбиваться мехом.

-Высота головного убора зависела от степени знатности.

- Это были пряжки, брошки, подвески из золота и серебра, павлиньи перья, дорогая вышивка.

Высказывают свое мнение.

-В готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и архитектуры.

-Зеленый, коричневый, желтый.

-Коричневый и желтый.

-Холодный.

-Энен(атур) белого цвета.

-Оно длинное, с длинными рукавами.

-Ожерелье, пояс, сумка красного цвета.

-Костюм выполнен в красных оттенках. Обувь с удлиненным носком. Также есть небольшая зеленая шляпа.

-Шляпа с пером, ожерелье, пояс, драгоценные камни на обуви.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Учебная презентация

Слайд №6

Учебная презентация

Слайд №7,8

Учебная презентация

Слайд №9

Учебная презентация

Слайд №10

Учебная презентация

Слайд №11

Учебная презентация

Слайд №12

Учебная презентация

Слайд №13

Учебная презентация

Слайд №14

Учебная презентация

Слайд №15

Учебная презентация

Слайд №16

Учебная презентация

Слайд №17

Учебная презентация

Слайд №18

Учебная презентация

Слайд

№19-21

Учебная презентация

Слайд №22

Учебная презентация

Слайд №23

Учебная презентация

Слайд №24

Учебная презентация

Слайд №25

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Ф:

Беседа

Прием: организация учебногообщения

Внешний контроль

1.Обговаривает критерии оценивания. -Перед вами на партах готовые шаблоны образа человека в Средневековье.  Продумайте композицию костюмов ваших героев: цвет, оттенки, образ в целом. При помощи красок по шаблону изобразите средневековые костюмы

- А теперь давайте посмотрим на критерии оценивания вашей работы.

1.Самый творческий;

2.Аккуратность;

3.Законченность.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Учебная презентация

Слайд №26

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

И:

Выполнение работы

Прием:

Музыка

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу под фоновую музыку.

- Ребята, можете приступать к работе.

- Я уверена, что у вас все получиться. На фон я включу вам спокойную и тихую музыку.

Выполняют самостоятельную работу

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Музыка

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф:

Беседа

Прием: организация учебного общения

Внешний контроль

1.Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, заканчивайте работу.

-Давайте вспомним, какая была тема урока?

-Верно, а какую цель мы с вами ставили?

-А как вы считаете, мы достигли ее?

-Отлично, вы молодцы!

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

- Средневековые готические костюмы.

-Узнать, как выглядит готический костюм и изобразить его.

-Да.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Учебная презентация

Слайд №26

Учебная презентация

Слайд №27

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Ф:

Беседа

 

Прием: организация учебного общения

 

Внешний контроль, взаимоконтроль

1.Организует выставку коллективных работ учащихся.

-Ребята, а сейчас давайте оценим свои работы по критериям, которые мы называли перед началом выполнения работы. На экране они также показаны.

-Выходят ребята с первого ряда. Давайте оценим их работы по критериям.

-Второй ряд показывают свои работы. Давайте также выберем те работы, которые соответствуют критериям.

-И третий ряд. Давайте оценим работы ребят. Все ли критерии соблюдены?

-Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место.

-Ребята, спасибо за урок, мне было приятно сегодня с вами работать!

Анализ и оценивание работ выполненных на уроке.

Убирают рабочее место.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Учебная презентация

Слайд №28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

конспект урока математики в 1 классе умк школа россии десятичный состав чисел 11-20 и презентация к уроку

конспект урока математики в 1 классе. умк "школа россии " Тема: "Десятичный состав чисел 11-20 ". Презентация к уроку содержит  логическое задание (устный счет) и две авторские интерактивные дида...

Задача. Урок математики в 1 классе. Конспект урока и технологическая карта. Самоанализ. УМК "Школа России"

Задача. Урок математики в 1 классе. Программа М.И. Моро. Конспект урока, технологическая карта, самоанализ....

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока технологии: «Коллаж. Карнавальный костюм» (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока по технологииТема: «Коллаж».Изделие: аппликация «Карнавальный костюм »Цели деятельности учителя: формирование общего представления о карнавальном  кост...

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Умк "Школа России", тема " Образ русского человека. Русский костюм "

Дата: 07.11.2023Школа: МАОУ СОШ №104Класс: 4 БУрок: 3 Время: 10:45 - 11:25Кабинет: 210 Студент: Дятлова ВероникаГруппа: 41Учитель: Нестерова Лариса АлександровнаМетодист: Подгорская Татьяна Алексеевна...