Конспект урока изобразительного искусства "Мудрость старости. Портрет пожилого человека"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Хуснутдинова Эвелина Даниловна

4 класс (4 четверть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mudrost_starosti._obraz_pozhilogo_cheloveka.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 09.04.2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4

Урок: 1

Время: 8:00-8:45        Кабинет:

Студент: Хуснутдинова Эвелина

Группа: № 35

Учитель: Черненко Оксана Юрьевна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Мудрость старости. Портрет пожилого человека»

Тип урока: «Открытие» нового знание

Цель урока: формирование знаний о единых представлениях всемирных ценностей; формирование умений изображения пожилого человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить изображать пожилых людей в портрете.

2. Расширить знания детей об изобразительных средствах и материалах, инструментах.

 Предметные:

1. Уметь создавать образ пожилого человека.

2. Показать навыки передачи образа человека с помощью художественных приемов.

 Развивающие:

1. Развивать наблюдательность и память.

2. Активизировать творческое воображение и фантазию.

Личностные:

1.Видеть красоту в творчестве выдающихся художников- портретистов

2. Проявлять способность к оценке своих действий.

3. Овладеть навыками самостоятельной работы в процессе выполнения творческого задания.  

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

2. Воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей с точки зрения поставленных учителем критериев работы.

УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 4 класс Неменская Л.А.

Ход урока

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эвелина Даниловна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение  материалов предшествующих уроков,  активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

- Над какой темой мы начали работать в этой четверти?

- Как вы можете объяснить тему четверти?

- Что вы рисовали на прошлом уроке?

- Почему материнство — это всемирная ценность?

- Какое отношение у всех  народов мира к матерям?

- «Искусство объединяет народы»

- У многих народов есть общие темы в искусстве

- Портрет матери

- Потому что, мама есть у каждого человека, и она самый близкий для нас человек.

Л: строит речевое высказывание

М:  активно участвует в общей  работе

П: учится структурировать знания

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

 Учитель в занимательной (познавательной ) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- Ребята, посмотрите на доску, кто изображен на этих иллюстрациях?

- О  какой еще одно всемирной ценности мы сегодня будем говорить?

-Предположите, какова тема нашего урока?

- Прочитаем точную формулировку темы.

- Предположите цели урока?

- Прочитайте цели.

- Пожилые люди

- Мудрость и старость

Тема: «Мудрость старости»

Цель: Научиться изображать пожилого человека

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

4.1. Учитель  организует проблемную (эвристическую)   беседу по открытию нового знания

Красота человека определяется не столько внешними чертами, сколько его духовным богатством и мудростью.

- Ребята, какое отношение признается у всех народов мира к пожилым людям?

- Чем особенным обладают старые люди?

- А что такое мудрость?

- Верно! Мудрость — это знания и многолетний опыт, который человек накапливает на протяжении жизни.

-Вот почему рядом со словом «старость» произносят слово «мудрость»

- Многие художники в своих произведениях показали красоту и мудрость старости. Посмотрите на слайд.

- Знаменитый художник 17 века Рембрандт создал серию непревзойденных живописных портретов стариков.

- Это «Портрет Старушки», а это «Портрет старика в красном».

- Как художник Рембрандт передал в этих портретах особенности пожилых людей?

- Художник не приукрасил их, но показывает их сутулость, усталость, морщинки, руки, мозолистые от тяжелого труда.

- Через какие детали этих портретов мы убеждаемся, что художник изобразил пожилых людей?

- Но, при этом всем, Рембрандт показывает их спокойствие, благородство и сам их бесконечно боготворит и уважает!

- У каждого из Вас есть бабушки и дедушки. Как вы с ними общаетесь? За что вы их цените? За что уважаете и любите?

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания

-Напоминаю, что на мелок мы сильно не нажимаем, не втираем мелок, так как вы потом сверху не сможете нанести мелок другого цвета.

Работаем на листе А4

- Как мы расположим лист для портрета?

1 этап

- Сначала я намечу расположение головы.

- Каким цветом мы будем это делать?

- Верно! Беру светло-коричневый мелок и рисую овал лица бабушки или дедушки. Контуры рисую кончиком мелка

- Мы с вами сказали, что шею почти невидно, плечи сутулые.

2 этап

- Сейчас, мы с вами будем закрашивать голову и шею.

- Как мы будем класть мелок на бумагу, чтобы закрасить?

- Верно! Закрашиваю.

3 этап

- Итак, сейчас мы с вами вспомним расположение глаз. Где мы их будем рисовать?

-Верно! Рисуем темно-серым или коричневым мелком.

- Глаза не открыты широко, а слегка прищурены.

-Цвет глаз неяркий, как в молодости. Вокруг глаз рисую морщинки.

4 этап

- Сейчас,я беру серый мелок, обозначаю контру волос и окрашиваю волосы.

- Какую прическу мы будем рисовать?

- Какую и какого цвета мы будем рисовать одежду?

- Где мы еще ярко выделим морщины?

- Посмотрите на доску. Это портреты. Как черты лица помогут нам состарить образ?

- А какой цвет волос?

- Обратите внимание, что шею трудно увидеть, так как человек к старости сутулится.

-Обратите внимание на критерии оценки работ. Прочитайте их.

Критерии:

1)Передача черт  пожилого возраста

2)Передача своего отношения

- Их почитают, заботятся и берегут их, прислушиваются к их мнению.

- Они имеют большой жизненный опыт. Они трудились и много знают о жизни. Они мудрые.

- Мудрость — это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

-Отвечают на вопросы

- Вертикально

- Светло-коричневым

-Плашмя

-Посередине головы.

- Морщинки на лбу, переносице, на щеках, вокруг глаз.

- Седой

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Образцы учителя

Технологическая  карта

Образцы учителя

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

 Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

Определяет критерии качества выполнения задания

- Какая задача перед вами стоит? Что нужно выполнить?

- Передать в портрете бабушки или дедушки отношение. И отличие между портретом бабушки и дедушки.

П: учится формулировать учебную задачу

Р:

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

-Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество

-Осуществляет наблюдение и контроль  темпа выполнения задания

-Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

- Завершаем работу!

Отложите мелки  на край стола.

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

- Какую всемирную ценность мы сегодня изучали на уроке?

- Как мы должны обращаться к пожилым людям?

- Какие яркие черты показывают что перед нами портрет пожилого человека?

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация, образцы учителя

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ-

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

- А сейчас, принесите свои работы на выставку.

- Оценим работу по критериям. Оценивают два ученика.

Критерии:

1)Передача черт  пожилого возраста

2)Передача своего отношения

 

-Вы сегодня хорошо поработали!

-Спасибо за урок!

Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

  Практические работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изо искусству "Портрет близкого человека"

Конспект урока по изо искусству "Портрет близкого человека"...

Конспект урока изобразительного искусства "Картина-портрет" (УМК "Школа России", 3 класс"

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОИСКУССТВАТема: «Картина – портрет «Мой друг»Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)» Цели деятельности учителя: формирование представ...

Конспект урока изобразительного искусства "Картина- портрет"

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОИСКУССТВАТема: «Картина – портрет «Мой друг»Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)»Цели деятельности учителя: формирование представлений ...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме Тема: Мудрость старости. (Портрет пожилого человека). (УМК Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: развитие и углубление знаний о технике выполнения портрета; выполнение изображения любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.Планируемые результатыП...

Конспект урока изобразительного искусства: «Мудрость старости. Портрет пожилого человека», 4 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: завершение выполнения театральной афиши.Задачи урокаДидактические:1) показать выразительные возможности передачи черт лица старого чело...