План-конспект занятия "Птица счастья в мезенской росписи"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Труфанова Ксения Юрьевна

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями мезенской росписи и значением символики птицы счастья.

Задачи урока:

  1. Рассказать о происхождении и истории мезенской росписи.
  2. Объяснить значение символов, используемых в мезенской росписи, особенно акцентируя внимание на птице счастья.
  3. Развивать навыки анализа художественных произведений и их символического значения.
  4. Воспитывать уважение к культурному наследию России.

Оборудование:

  • Презентация с изображениями образцов мезенской росписи;
  • Видеоролик о процессе создания мезенской росписи (по возможности);
  • Материалы для практической работы (бумага, краски, кисти).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsa_schastya_v_mezenskoy_rospisi.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по теме

 «Птица счастья в мезенской росписи»

  Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Труфанова Ксения Юрьевна

    г. Курск,2024г

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями мезенской росписи и значением символики птицы счастья.

Задачи урока:

  1. Рассказать о происхождении и истории мезенской росписи.
  2. Объяснить значение символов, используемых в мезенской росписи, особенно акцентируя внимание на птице счастья.
  3. Развивать навыки анализа художественных произведений и их символического значения.
  4. Воспитывать уважение к культурному наследию России.

Оборудование:

  • Презентация с изображениями образцов мезенской росписи;
  • Видеоролик о процессе создания мезенской росписи (по возможности);
  • Материалы для практической работы (бумага, краски, кисти).

Структура занятия

  1. Организационный момент;(5 мин)
  2. Основная часть(10 мин)
  3. Физкультминутка(1 ми)
  4. Практическая часть (25ми)
  5. Заключительная часть(4)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к занятию. Организация внимания

Приветствие педагога, концентрация внимания.

2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия

Педагог объявляет тему занятия: «Птица счастья в мезенской росписи»
Педагог:  Мы с вами сегодня познакомимся с одним из удивительных и таинственных народных промыслов нашей страны – Мезенской росписью.

3. Презентация темы: «Мезенская роспись». История возникновения росписи

Педагог: На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Особенно выделялись  изделия, расписанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу реки Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – Мезенская роспись. Происхождение  мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. 

Педагог: Ребята,а какие цвета используются в мезенской росписи?

Обучающиеся : красный и черный

Педагог: Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой – тиской, пером глухаря или тетерева, также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что стали применять кисти.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и черный.
Необычайность и глубина символов мезенской росписи лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера это многоярусность. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Образ коня у народов русского севера — это еще и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. 

Педагог: Важным элементом мезенского узора были птицы. А каких птиц вы знаете?

Обучающиеся: Это были гуси, утки.

Педагог: Лебеди, также могли быть сказочные жар-птицы. Птицы всегда были символом стихии воздуха. Гуси, утки, лебеди так же несли в себе символ воды. Жар-птица – символ огня. Также в символику птиц вкладывался смысл оберега. Птицы тоже изображались двумя цветами  – красным и черным. Последовательность изображения птиц представлена на схемах. 

Одним из ключевых образов в мезенской росписи является птица счастья. Она символизирует радость, благополучие и надежду на лучшее будущее. Птицы в мезенском искусстве часто изображаются стилизованно, с вытянутыми шеями и крыльями, напоминающими растительные мотивы. Их силуэты нередко украшены геометрическим орнаментом, что придает им особую выразительность.

В мезенской традиции изображения птиц тесно связаны с мифологией и народными верованиями. Они олицетворяют духовную связь человека с природой и космосом. Птица счастья считается посланником между миром людей и божественным началом, она приносит добрые вести и защищает дом от зла.Часто можно встретить изображения парных птиц, что символизирует гармонию и единство противоположностей — мужского и женского начала, неба и земли, света и тьмы. Это подчеркивает идею баланса и гармонии во вселенной.

Педагог: Мы рассмотрели с вами традиционную народную роспись, теперь можно использовать их для составления своей композиции.

5. Практическая работа

А теперь давайте попробуем нарисовать птицу счастья в стиле мезенской росписи
После выполнения задания дети «расшифровывают» свою творческую работу.

6. Подведение итогов и анализ занятия

Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ и выявление лучших.

Педагог: Перед вами на столах лежат 2 карточки: красного и синего цвета. Поднимите красную карточку если вам понравилось занятие, узнали много нового, настроение улучшилось. А синюю поднимите те, кто не узнал ничего нового, настроение ухудшилось

Ребята, я благодарю вас за внимание. Творческих успехов

Используемая литература.

  1. Дорожин Ю.Г., Мезенская роспись. Учебное пособие для детей. – Издательство-Синтез. – Москва, 2008.
  2. Карташев Н.Н., Школьная валеология. Учебное пособие для студентов педуниверситетов. – Волгоград, Перемена, 1997.
  3. Сериков В.В. Общая педагогика, Перемена. -  Волгоград,2004.
  4. Постникова Н.В., Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие. – ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», – Ижевск, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.

План-конспект  занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:   Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...

Презентация по мезенской росписи

Образцы мезенской росписи.Создание коллективнеого панно....

План-конспект и презентация урока по ОРКСЭ "Счастье и смысл жизни"

План-конспект  урока и презентация по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» по теме "Счастье и смысл жизнь"...

План- конспект урока технологии. Птица счастья. Оригами.

План- конспект урока технологии. Птица счастья. Оригами. Программа Школа России....

Образовательная программа мезенской росписи автора Г.Н. Костиной

Образовательная программа мезенской росписи будет полезно как педагогам детских творческих объединений, так и всем желающим приобщиться к народному художественному творчеству...