Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Нормативно- правовые документы:
Федеральный уровень
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2022г. № 569 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286; 4. Приказ Минпросвещения России от г.№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
5. Приказ Минпросвещения России от № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России № 70799)
6. Приказ Минпросвещения России от № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России № 69822)
7. Минпросвещения России от № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 16 января 2023 г. № 03-68 "О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03 «Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»
10 .Письмо Министерства просвещения РФ от 13 января 2023 г. № 03-49 "О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"
11 .Концепция преподавания учебного предмета
12.Санитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические11 .Концепция преподавания учебного предмета
#1057;анитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2; 13 .Примерная рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству : авторская программа Л.Г.Савенкова , Е.А.Ермолинская .Изд.центр . Вентана –Граф .2015г УМК «Начальная школа 21 века под редакцией Л.В. Школяр 2015 г.
Региональный уровень
1. Государственная программа Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 – 2025 годы" / утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. № 225.
2. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края № 70 от января 2022 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего и основного общего образования на территории Забайкальского края в 2022 – 2026 годы» #1059;става МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун от г. #1055;оложения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО и ФООП НОО и ООО.
#1059;чебный план МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на 2024-2025 учебный год.
Модуль «Воспитательный компонент урока»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, это способствует привлечению внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- вовлечение и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- через организацию и проведение тематических встреч с приглашением ученых, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов;
- открытые уроки к юбилеям значимых научных, исторических дат, а также писателей и поэтов, конкурсы чтецов к юбилеям писателей и поэтов, размещение созданных детьми научных, исследовательских работ, стихотворений, рассказов и т.д.
#1055;ояснительная записка к рабочей программе по курсу «Изобразительное искусство»
Нормативная основа программы.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» для начальной школы, разработанной Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской в рамках проекта «Начальная школаXXI века” (научный руководитель Н.Ф.Виноградова), соответствует учебному плану МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун. Цели и задачи обучения курсу.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- активизация самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
- развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувствительном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
- формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
- формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Количество учебных часов.
Количество часов по учебному плану на выполнение рабочей программы по изобразительному искусству составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений;
Предметные:
понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Метапредметные:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и
следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Педагогические технологии и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов. #1058;ехнология проблемного обучения. #1058;ехнология деятельностного метода. #1048;нформационные образовательные технологии. #1055;роектные технологии. #1048;гровые технологии. #1047;доровьесберегающие технологии. #1057;истема инновационной оценки «Портфолио».
3. Планируемые результаты учебного курса.
Научиться:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, ДПИ) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды жанра пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать и воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта, использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новы образы природы. Человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства
2. Содержание курса, учебно-тематический план (34 ч).
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения. | 11 |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного. искусства | 6 |
ИТОГО | 34 |
#1050;алендарно-тематическое планирование
№ уро ка | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся/ страницы учебника | |
1 | 1 четверть Природа и художник. | Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью (с.4 – 11). | |||
2 | Передаём красоту природы.«Букет из осенних листьев». | Рисование акварелью или гуашью (с.12 – 13). | |||
3 | Природные объекты в творчестве художника. Воздушное пространство. Облака. Птицы.«Облака в небе», «Птицы в небе». | Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью. Коллективная работа (с. 14 -18). | |||
4 | . | Стилизация. Учимся у птиц и насекомых. Летательный аппарат. | Набросок. Лепка из пластилина. Бумагопластика. (с.19) | ||
5 | Водный мир.«Корабли в море». «Корабль для моего путешествия». | Рисование акварельными красками в технике «по-сырому»(с. 20 – 22). | |||
6 | Водный мир.Водные обитатели. Кораллы.«Коралловый остров». | Лепка из пластилина. Бумагопластика (с 23 – 24). | |||
7 | . | Водный мир. «Ракушка». | Графика. Рисование карандашами предмета с натуры(с. 25) | ||
8 | Земная поверхность. Деревья. «Прогулка в парке». | Рисование акварелью или гуашью. Коллективная работа (с.26 – 27). | |||
9 | 2 четверть Камни. Скульптура и архитектура из камня. Создаём свой рисунок поделочного камня. | Рисование акварельными красками в технике «по-сырому» (с. 28 - 31). | |||
10 | Камень в декоративно – прикладном искусстве. Ваза из камня. | Декоративно – прикладная деятельность. Лепка с использованием готовых форм (с.32 - 33). | |||
11 | Камень в декоративно – прикладном искусстве. Бусы. | Декоративно – прикладная деятельность. Работа с цветной бумагой (с.34 –35). | |||
12 | . | Смотрим на землю с высоты птичьего полёта. | Рисование акварелью или гуашью. Иллюстрирование (с.36 - 37) | ||
13 | Недра земли. Пещеры. «В подземном царстве у Хозяйки Медной горы» | Рисование акварелью или гуашью. Иллюстрирование (с.38 - 41) | |||
14 | . | Ритм в природе. «Журавлиная стая на восходе солнца» | Рисование в различных техниках. (с. 42–43 ) | ||
15 | Ритм в природе. «День и ночь». | Рисование акварелью или гуашью (с.44 –45) | |||
16 | 3 четверть Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями. | Рисование цветными карандашами в технике графики (с.46 – 47). | |||
17 | Величие природы на языке изобразительного искусства. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. | Экспериментируем с палитрой (с.48 – 51 и 54 – 55). | |||
18 | Импрессионисты. «Солнечный день». | Восприятие искусства. Рисование акварелью (с. 52 - 53) | |||
19 | . | Нюанс. Нюанс в пейзаже и натюрморте. | Рисование акварелью или гуашью (с. 56 - 57). | ||
20 | . | Гризайль. Монотипия. | Рисование акварелью или гуашью (с.58 - 61). | ||
21 | . | Контраст в живописи и скульптуре. «Волк и ягнёнок» | Лепка из пластилина. Зарисовка (с.62 – 64). | ||
22 | Контраст архитектурных форм. Архитектурный ансамбль. «Детская игровая площадка». | Лепка из пластилина /аппликация (с.65 - 67) | |||
23 | . | Перспектива. Воздушная перспектива. «Пейзаж». | Восприятие искусства. Рисование акварелью (с. 72 - 75) | ||
24 | Работа с натуры. «Цветок». | Рисование акварелью или гуашью (с.76 – 77). | |||
25 | . | Выразительные средства изобразительного искусства: форма, объём, ритм, цвет. «Натюрморт». | Восприятие искусства. Рисование акварелью (с. 78 - 81). | ||
26 | 4 четверть Шрифт. Буквица. «Моя буквица» | Восприятие искусства. Рисование цветными карандашами в технике графики (с.82 – 85). | |||
27 | Дизайн. «Вещи для сказочных героев» | Рисование акварелью или гуашью (с.86 – 87). | |||
28 | Цвет. Учимся у художника. «Солнечный день», «Пасмурное утро». | Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью (с. 88 – 91). | |||
29 | . | Абстракционизм. «Рисуем музыку». | Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью (с. 92 – 93). | ||
30 | Объём. Объём в скульптуре. «Натюрморт». | Восприятие искусства. Лепка из пластилина. Работа в группах (с. 94 – 97). | |||
31 | Рельеф. | Восприятие искусства. Лепка из пластилина. (98 – 99). | |||
32 | Объём в живописи и графике. «Кувшин», «Яблоко». | Рисование карандашами, акварелью или гуашью предмета с натуры. (с.100 –103 ). | |||
33 | . | Ритм. Орнамент. Какой бывает орнамент. «Изразец». | Восприятие искусства. Лепка из пластилина. (с. 106 – 115). | ||
34 | Резервный урок |
- Ресурсы обеспечения реализации программы.
В соответствии с основной образовательной программой начальной школы использованы следующие ресурсы:
Литература для учителя:
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя/ Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова - М.: Вентана-Граф, 20012.
- Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки/ Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 20012.
Литература для обучающихся:
- Изобразительное искусство: 3 класс: учебник: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 20012.
- Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 20012.
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:
Техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....
Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"
Рабочии программы по "Школа России" 3 класс. Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"...
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...