Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx989.99 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно- правовые документы:

Федеральный уровень

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2022г. № 569 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286; 4. Приказ Минпросвещения России от г.№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»

5. Приказ Минпросвещения России от № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России № 70799)

6. Приказ Минпросвещения России от № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России № 69822)

7. Минпросвещения России от № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 16 января 2023 г. № 03-68 "О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ

9. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03 «Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»

10 .Письмо Министерства просвещения РФ от 13 января 2023 г. № 03-49 "О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"

11 .Концепция преподавания учебного предмета

12.Санитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические11 .Концепция преподавания учебного предмета

#1057;анитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2; 13 .Примерная рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству : авторская программа Л.Г.Савенкова , Е.А.Ермолинская .Изд.центр . Вентана –Граф .2015г УМК «Начальная школа 21 века под редакцией Л.В. Школяр 2015 г.

Региональный уровень

1. Государственная программа Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 – 2025 годы" / утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. № 225.

2. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края № 70 от января 2022 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего и основного общего образования на территории Забайкальского края в 2022 – 2026 годы» #1059;става МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун от г. #1055;оложения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО и ФООП НОО и ООО.

#1059;чебный план МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на 2024-2025 учебный год.

Модуль «Воспитательный компонент урока»

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, это способствует привлечению внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- вовлечение и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- через организацию и проведение тематических встреч с приглашением ученых, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов;

- открытые уроки к юбилеям значимых научных, исторических дат, а также писателей и поэтов, конкурсы чтецов к юбилеям писателей и поэтов, размещение созданных детьми научных, исследовательских работ, стихотворений, рассказов и т.д.

#1055;ояснительная записка к рабочей программе по курсу «Изобразительное искусство»

Нормативная основа программы.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» для начальной школы, разработанной Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской в рамках проекта «Начальная школаXXI века” (научный руководитель Н.Ф.Виноградова), соответствует учебному плану МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун. Цели и задачи обучения курсу.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
  • активизация самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
  • развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувствительном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Количество учебных часов.

Количество часов по учебному плану на выполнение рабочей программы по изобразительному искусству составляет 34 часа, 1 час в неделю.

Результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений;

Предметные:

понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Метапредметные:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов

самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и

следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Педагогические технологии и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов. #1058;ехнология проблемного обучения. #1058;ехнология деятельностного метода. #1048;нформационные образовательные технологии. #1055;роектные технологии. #1048;гровые технологии. #1047;доровьесберегающие технологии. #1057;истема инновационной оценки «Портфолио».

3. Планируемые результаты учебного курса.

Научиться:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, ДПИ) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды жанра пластических искусств;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать и воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта, использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Четвероклассник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новы образы природы. Человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства

2. Содержание курса, учебно-тематический план (34 ч).

№ п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

17

2

Развитие фантазии и воображения.

11

3

Художественно-образное восприятие изобразительного. искусства

6

ИТОГО

34

#1050;алендарно-тематическое планирование

уро

ка

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся/ страницы учебника

1

1 четверть Природа и художник.

Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью (с.4 – 11).

2

Передаём красоту природы.«Букет из осенних листьев».

Рисование акварелью или гуашью (с.12 – 13).

3

Природные объекты в творчестве художника. Воздушное пространство. Облака. Птицы.«Облака в небе», «Птицы в небе».

Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью. Коллективная работа (с. 14 -18).

4

.

Стилизация. Учимся у птиц и насекомых. Летательный аппарат.

Набросок. Лепка из пластилина. Бумагопластика. (с.19)

5

Водный мир.«Корабли в море».

«Корабль для моего путешествия».

Рисование акварельными красками в технике «по-сырому»(с. 20 – 22).

6

Водный мир.Водные обитатели. Кораллы.«Коралловый остров».

Лепка из пластилина. Бумагопластика (с 23 – 24).

7

.

Водный мир. «Ракушка».

Графика. Рисование карандашами предмета с натуры(с. 25)

8

Земная поверхность. Деревья.

«Прогулка в парке».

Рисование акварелью или гуашью. Коллективная работа (с.26 – 27).

9

2 четверть

Камни. Скульптура и архитектура из камня.

Создаём свой рисунок поделочного камня.

Рисование акварельными красками в технике «по-сырому» (с. 28 - 31).

10

Камень в декоративно – прикладном искусстве.

Ваза из камня.

Декоративно – прикладная деятельность. Лепка с использованием готовых форм (с.32 - 33).

11

Камень в декоративно – прикладном искусстве.

Бусы.

Декоративно – прикладная деятельность. Работа с цветной бумагой

(с.34 –35).

12

.

Смотрим на землю с высоты птичьего полёта.

Рисование акварелью или гуашью. Иллюстрирование

(с.36 - 37)

13

Недра земли. Пещеры.

«В подземном царстве у Хозяйки Медной горы»

Рисование акварелью или гуашью. Иллюстрирование

(с.38 - 41)

14

.

Ритм в природе.

«Журавлиная стая на восходе солнца»

Рисование в различных техниках.

(с. 42–43 )

15

Ритм в природе.

«День и ночь».

Рисование акварелью или гуашью

(с.44 –45)

16

3 четверть

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями.

Рисование цветными карандашами в технике графики (с.46 – 47).

17

Величие природы на языке изобразительного искусства. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.

Экспериментируем с палитрой

(с.48 – 51 и 54 – 55).

18

Импрессионисты.

«Солнечный день».

Восприятие искусства. Рисование акварелью

(с. 52 - 53)

19

.

Нюанс.

Нюанс в пейзаже и натюрморте.

Рисование акварелью или гуашью

(с. 56 - 57).

20

.

Гризайль. Монотипия.

Рисование акварелью или гуашью

(с.58 - 61).

21

.

Контраст в живописи и скульптуре.

«Волк и ягнёнок»

Лепка из пластилина. Зарисовка (с.62 – 64).

22

Контраст архитектурных форм. Архитектурный ансамбль.

«Детская игровая площадка».

Лепка из пластилина /аппликация (с.65 - 67)

23

.

Перспектива.

Воздушная перспектива.

«Пейзаж».

Восприятие искусства. Рисование акварелью

(с. 72 - 75)

24

Работа с натуры.

«Цветок».

Рисование акварелью или гуашью

(с.76 – 77).

25

.

Выразительные средства изобразительного искусства: форма, объём, ритм, цвет.

«Натюрморт».

Восприятие искусства. Рисование акварелью

(с. 78 - 81).

26

4 четверть

Шрифт. Буквица.

«Моя буквица»

Восприятие искусства.

Рисование цветными карандашами в технике графики (с.82 – 85).

27

Дизайн.

«Вещи для сказочных героев»

Рисование акварелью или гуашью

(с.86 – 87).

28

Цвет.

Учимся у художника.

«Солнечный день», «Пасмурное утро».

Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью (с. 88 – 91).

29

.

Абстракционизм.

«Рисуем музыку».

Восприятие искусства. Рисование акварелью или гуашью (с. 92 – 93).

30

Объём. Объём в скульптуре.

«Натюрморт».

Восприятие искусства.

Лепка из пластилина. Работа в группах (с. 94 – 97).

31

Рельеф.

Восприятие искусства.

Лепка из пластилина. (98 – 99).

32

Объём в живописи и графике.

«Кувшин», «Яблоко».

Рисование карандашами, акварелью или гуашью предмета с натуры.

(с.100 –103 ).

33

.

Ритм. Орнамент.

Какой бывает орнамент.

«Изразец».

Восприятие искусства. Лепка из пластилина. (с. 106 – 115).

34

Резервный урок

  1. Ресурсы обеспечения реализации программы.

В соответствии с основной образовательной программой начальной школы использованы следующие ресурсы:

Литература для учителя:

  1. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя/ Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова - М.: Вентана-Граф, 20012.
  2. Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки/ Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 20012.

Литература для обучающихся:

  1. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 20012.
  2. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 20012.

Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:

  1. Ресурсы ЦОР, презентации по темам.
  2. ,
  3. http://nachalka/info/about/193

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"

Рабочии программы по "Школа России" 3 класс.   Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....

Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)

Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание  цен...

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"...

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...