Рабочая программа "Изобразительное искусство"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Приложение. Календарно-тематическое планирование.
- Приложение. Лист корректировки рабочей программы.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе
- Закона РФ «Об образовании»;
- Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, (Москва, «Просвещение», 2015г.), которая обеспечена учебником:
- Неменская Л.А. Каждый народ - художник: Изобразительное искусство. 4 класс. (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01. 2016 г. В ФП № 1.1.5.1.6.4)
Предметная область – Искусство.
На предмет «Изобразительное искусство» начального общего образования выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч, во 2–4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;
- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;
- представление о добре и зле, должном и недопустимом;
- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
- представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
- эмоционально- ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о произведении живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
- применять простые способы оптического смешения цветов;
- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
- различать контрасты в рисунке;
- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
- создавать роспись по дереву.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать движение предмета на плоскости;
- изображать построение архитектурных форм;
- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
- передавать в живописи объем круглых предметов;
- передавать образ человека в разных культурах;
- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
- изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
- передавать легкость и свежесть, красок, благодаря оптическому смешению цветов;
- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
- самостоятельно изготовить бересту;
- передавать главную мысль в рисунке или живописи.
- Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Тема 4 класса: КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
(34 часа)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Раздел 1: Истоки родного искусства - 8 часов
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Раздел 2: Древние города нашей земли - 7 часов
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Раздел 3: Каждый народ — художник - 11 часов
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Раздел 4: Искусство объединяет народы - 8 часов
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Формы занятий
№ п/п | Формы занятий | 1 ч | 2 ч | З ч | 4ч | Год |
1 | Беседы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
2 | Экскурсии | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
4. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ — художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Всего | 34 ч |
5.Приложение.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
на 2018 – 2019 учебный год для 4 класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Истоки родного искусства (8 часов) | |||||
1. | Пейзаж родной земли. Осенний вернисаж. | 1 | |||
2. | Беседа «Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.)» | 1 | |||
3. | Экскурсия в Музей истории русского быта. Деревня — деревянный мир. | 1 | |||
4. | Гармония жилья с природой. | 1 | |||
5. | Образ русского человека (женский образ) | 1 | |||
6. | Образ русского человека (мужской образ) | 1 | |||
7. | Народные праздники. Ярмарка. | 1 | |||
8. | Народные праздники (обобщение темы). | 1 | |||
Древние города нашей земли (7 часов) | |||||
9 | Родной угол. | 1 | |||
10 | Беседа «Древние соборы». | 1 | |||
11 | Города Русской земли. | 1 | |||
12 | Древнерусские воины-защитники. | 1 | |||
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Виртуальная экскурсия. | 1 | |||
14 | Узорочье теремов. | 1 | |||
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). | 1 | |||
Каждый народ — художник (11 часов) | |||||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 | |||
17 | Образ женской красоты | 1 | |||
18 | Создание коллективного панно «Цветение вишни-сакуры» | 1 | |||
19 | Народы гор и степей. | 1 | |||
20 | Беседа «Образ художественной культуры Средней Азии». | 1 | |||
21 | Образ красоты древнегреческого человека | 1 | |||
22 | Древнегреческая культура | 1 | |||
23 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 1 | |||
24 | Образ готических городов средневековой Европы. Виртуальная экскурсия. | 1 | |||
25 | Работа над панно «Площадь средневекового города» | 1 | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | |||
Искусство объединяет народы (8 часов) | |||||
27 | Портрет мамы. | 1 | |||
28 | Материнство. | 1 | |||
29 | Мудрость старости | 1 | |||
30 | Беседа «Сопереживание – великая тема искусства» | 1 | |||
31 | Герои - защитники. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
32 | Герои - защитники. | 1 | |||
33 | Юность и надежды. | 1 | |||
34 | Искусство народов мира (обобщение темы). | 1 |
6. Приложение. Лист корректировки рабочей программы
Класс | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)
Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...
ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...
Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...