Рабочая программа "Изобразительное искусство"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Каменских Виктория Аркадьевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_prog.docx838.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  3. Содержание учебного предмета, курса.
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
  5. Приложение.  Календарно-тематическое планирование.
  6. Приложение. Лист корректировки рабочей программы.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, (Москва, «Просвещение», 2015г.), которая обеспечена учебником:
  • Неменская Л.А. Каждый народ - художник: Изобразительное искусство. 4 класс. (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01. 2016 г. В ФП № 1.1.5.1.6.4)

Предметная область – Искусство.

На предмет «Изобразительное искусство» начального общего образования выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч, во 2–4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;

-  положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

-  основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

-  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

- представление о добре и зле, должном и недопустимом;

-  первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

- представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-  умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

-  эмоционально- ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

-  трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

-  выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-  эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

-  выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

-  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

-  использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-  выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

-  строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

-  обобщать учебный материал;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-  устанавливать аналогии;

- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  выражать свое мнение о произведении живописи;

-  принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

-  проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-  понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-  стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-  контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

-  продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

-  формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;

-  различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

-  эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

-  видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;

-  высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

-  изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;

-  использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;

- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;

- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;

- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;

-  использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;

-  применять простые способы оптического смешения цветов;

-  распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;

-  различать контрасты в рисунке;

-  использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;

-  создавать роспись по дереву.

Обучающийся получит возможность научиться:

- передавать движение предмета на плоскости;

-  изображать построение архитектурных форм;

- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.

- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;

-  передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;

-  передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;

-  передавать в живописи объем круглых предметов;

-  передавать образ человека в разных культурах;

-  выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- понимать, что Земля -  наш общий дом и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности;

-  выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;

-  воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;

-  представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;

-  изображать узоры и орнаменты других народностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  участвовать в различных видах изобразительной деятельности;

-  эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;

-  выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;

- передавать легкость и свежесть, красок, благодаря оптическому смешению цветов;

- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;

-  работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;

- самостоятельно изготовить бересту;

-  передавать главную мысль в рисунке или живописи.

  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Тема 4 класса: КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

 (34 часа)

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.

Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.

Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Раздел 1: Истоки родного искусства - 8 часов

Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Раздел 2: Древние города нашей земли - 7 часов

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Раздел 3: Каждый народ — художник - 11 часов

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Раздел 4: Искусство объединяет народы - 8 часов

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Формы занятий

№ п/п

Формы занятий

1 ч

2 ч

З ч

Год

1

Беседы

1

1

1

1

4

2

Экскурсии

1

1

1

1

4

4. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ — художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Всего

34 ч

5.Приложение.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

на 2018 – 2019 учебный год для 4 класса

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

План

Факт

Истоки родного искусства (8 часов)

1.

Пейзаж родной земли. Осенний вернисаж.

1

2.

Беседа «Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.)»

1

3.

Экскурсия в Музей истории русского быта. Деревня — деревянный мир.

1

4.

Гармония жилья с природой.

1

5.

Образ русского человека (женский образ)

1

6.

Образ русского человека (мужской образ)

1

7.

Народные праздники. Ярмарка.

1

8.

Народные праздники (обобщение темы).

1

Древние города нашей земли (7 часов)

9

Родной угол.

1

10

Беседа «Древние соборы».

1

11

Города Русской земли.

1

12

Древнерусские воины-защитники.

1

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Виртуальная экскурсия.

1

14

Узорочье теремов.

1

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

 Каждый народ — художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

17

Образ женской красоты

1

18

Создание коллективного панно «Цветение вишни-сакуры»

1

19

Народы гор и степей.

1

20

Беседа «Образ художественной культуры Средней Азии».

1

21

Образ красоты древнегреческого человека

1

22

Древнегреческая культура

1

23

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

1

24

Образ готических городов средневековой Европы. Виртуальная экскурсия.

1

25

Работа над панно «Площадь средневекового города»

1

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Портрет мамы.

1

28

Материнство.

1

29

Мудрость старости

1

30

Беседа «Сопереживание – великая тема искусства»

1

31

Герои - защитники. Экскурсия в краеведческий музей.

1

32

Герои - защитники.

1

33

Юность и надежды.

1

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

6. Приложение. Лист корректировки рабочей программы

Класс

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)

Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...

ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...

Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»

           Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...