Конспект урока ИЗО "Самостоятельное выполнение росписи матрёшки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Цель урока: знакомство с новым видом народного искусства – работой мастеров по росписи деревянной матрешки. Дальнейшее развитие творческого воображения учащихся и формирование навыков кистевой росписи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: гуашь, акварель, кисти, баночка, ножницы, клей, ватманская бумага, репродукции и фотоматериалы, плоскостная роспись матрешки.
Используемая литература: Т. Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». «Русская матрешка» - альбом. «Книги рекордов Гиннеса» книги российских рекордов «Диво. Чудеса. Рекорды, Достижения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_matryoshki.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Самостоятельное выполнение росписи матрешки».
Цель урока: знакомство с новым видом народного искусства – работой мастеров по росписи деревянной матрешки. Дальнейшее развитие творческого воображения учащихся и формирование навыков кистевой росписи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: гуашь, акварель, кисти, баночка, ножницы, клей, ватманская бумага, репродукции и фотоматериалы, плоскостная роспись матрешки.
Используемая литература: Т. Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». «Русская матрешка» - альбом. «Книги рекордов Гиннеса» книги российских рекордов «Диво. Чудеса. Рекорды, Достижения».
План урока.
- Организационная часть. Проверка готовности учащихся к уроку. 2 мин
- Подведение к теме занятия. 1 мин
- Рассказ о русской матрешке. 7 мин
- Анализ росписи, стилистические особенности.
- Показ приемов кистевой росписи матрёшки. 3 мин
- Самостоятельная работа учащихся по росписи матрешки. 25 мин
- Подведение итогов. Лучшие расписные матрешки оформляются в «Хоровод». 3 мин
Ход урока.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
Одним из самых популярных русских сувениров является матрешка.
Всем, кажется, что это очень старая игрушка, а между тем, знаменитая матрешка появилась на свет… всего лишь в конце XIX века.
Началось все с обычной японской игрушки, которую привезла из заграничного путешествия Мамонтова – владелица подмосковного имения Абрамцово. Кукла её заинтересовала тем, что удлиненная голова японской игрушки была полой, а внутри помещалось еще две куклы.
Мамонтова решила создать такую же игрушку, но только в виде крестьянской девушки. В создании игрушки принимал участие токарь Звёздочкин, а художник Малютин разрисовал куклу. Когда она была уже готова, кто-то из знакомых Мамонтовой, посмотрев на куклу, воскликнул «Типичная Матрёна!».
Так и состоялось незамысловатое «крещение» игрушки.
Родиной матрёшки стал Сергиев Посад (Загорск), где издавна жили искусные резчики по дереву.
Первоначально игрушку изготовляли вручную, рисунок выжигали, и стоила она довольно дорого от 25 до 50 рублей (очень большие деньги в те времена).
Позже матрешку стали раскрашивать: её одевали в полушубок и валенки, изображали с серпом в руке, придавали ей обличья известных деятелей культуры и политики. Но постепенно все эти изыски отпали. Матрешка приобрела лаконичный первоначальный рисунок, выполненный яркими красками.
Время массового производства матрешек относится к 1890году, но уже в 1900 году участвует в Международной выставке кустарных ремесел в Париже и завоёвывает там золотую медаль.
Удивительная матрешка создана в небольшом городке Семёнове, что расположен на севере Нижегородской области. Она включает в себя 56 кукол одна в другой. Самая большая из них имеет рост более 1 метра, а самая маленькая – меньше горошины.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше.
Прошло более 100 лет, а матрешка не надоела людям. Сейчас она любимая игрушка малышей. Ее охотно дарят друзьям на добрую память.
Теперь эту деревянную игрушку изготавливают на фабриках многих городов. На разных фабриках матрешек расписывают по-разному.
Вот поэтому-то одни матрешки в ярких сарафанах, с передниками, в узорчатых платках, другие – в зимних шубах. Иные сплошь разрисованы цветами, ягодами; фартуки словно ковер красочный… А некоторые в руках большие букеты держат.
- Внимательно разглядывайте картинки с изображениями матрешек, обращайте внимание на все детали.
- Сравнивая их, вы научитесь отличать матрешек из различных городов. Из города Семенова от матрешек – Калинина, Загорска, Полковского Майдана.
- Этапы росписи матрешки.
- Дети создают свою матрешку и расписывают ее как им хочется.
- Анализ работ учащихся.
- Лучшие расписные матрешки вырезаются и оформляются на ватманской бумаге в хоровод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Порядок выполнения действий в выражениях"
Конспект урока математики, 3 класс...
Презентация к уроку технологии 2 класс на тему "История матрёшки. Разные способы росписи матрёшки"
Презентация к уроку технологии 2 класс на тему "История матрёшки. Разные способы росписи матрёшки". Презентация содержит исторические сведения о происхождении матрёшки, фотографии первой матрёшк...
Конспект урока "Порядок выполнения действий"
Конспект урока для 3 класса...
Конспект урока"Порядок выполнения действий. Скобки" 2 класс УМК «Школа России»
Конспект урока"Порядок выполнения действий. Скобки" 2 класс УМК «Школа России» предназначен для учителей начальных классов....
Конспект урока по технологии "История "матрёшки". Изделие "матрёшка"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Планируемые результаты:Предметные: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, усвоить последовательность изготовления матрешки, уметь работать с шаблонами, составлять а...
Конспект урока технологии "Фетр. «Аппликация матрёшка»." (" УМК перспективная начальная школа ", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о изготовлении аппликации из фетра «Матрёшка», умении располагать детали на основе.Планируемые результатыПредметные: Знать, что тако...
Конспект урока технологии "Народные промыслы. Матрёшка" (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о народных промыслах; формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результа...