ИЗО. 4 класс. Праздник цветения сакуры
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры японии. Праздник цветения сакуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.4_klass.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

«Праздник цветения сакуры».

Тип: открытия нового знания

Используемая технология: проект

Цель урока: Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка цветущей сакуры).

Планируемые результаты

Предметные:

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Понимать особенности изображения и украшения в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка цветущей вишни)

Приобретать новые навыки в изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Метапредметные:

— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

— высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

—освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Личностные:

—толерантно принимать  разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций Японии;

—  обрести художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель входит в класс и произносит фразу на японском языке:

КОНИЧИВА.

- На каком языке я поздоровалась? Поприветствуйте наших гостей на японском языке.

- О какой стране пойдет речь сегодня на уроке?

- На занятиях внеурочной деятельности «В мире красоты» мы с вами готовили проект о стране восходящего солнца. ---- Почему Японию так называют?

Мы разделились на группы и сегодня выслушаем сообщения лидеров групп и представим результат проекта в виде презентации.

Определяют язык, на котором поздоровался учитель – японский.

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация необходимых знаний

1. - Начнем с географов.

- Где вы брали информацию?

- Какие вопросы возникли у слушателей?

2.  -Обратимся к культуре Японии и ответим на вопрос  «Что такое хокку?». Помогут нам литераторы.

3. Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы. Выступает группа художников.

4. Вместе с поэзией и живописью рождалось искусство, мало нам знакомое – каллиграфия.

Чем еще украшали художники свои пейзажи?

5. -  А еще японцы чтут традиции и праздники.

Самый любимый – это праздник цветения САКУРЫ

- Что такое сакура? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 88.

- В  чем, по-вашему, тайна японского искусства?

1. Учащиеся показывает Японию на карте мира.

- Япония находится в восточной части света. Это страна восходящего солнца, зеленых гор и морских заливов. Площадь: 377 944 км² Население: 126 225 000 чел. Столица: Токио (с 1868 г.)Валюта: Йена. Флаг. Страна технологий будущего.

2. Читают и слушают японские стихотворения Мацуо Басё.

Ворон-скиталец, взгляни!      Гляжу – опавший лист

Где гнездо твое старое?      Опять взлетел на ветку.

Всюду сливы в цвету.            То бабочка была.

Определяют главную мысль стихотворений: бережное отношение друг к другу, к природе, к каждому живому существу на земле.

Выявляют необычность этого стихотворения: маленький размер (всего три строчки), отсутствие рифмы.

Усваивают новое понятие: хокку - в японской поэзии короткие  нерифмованные стихи из трех строчек.  

Делают вывод: размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик. Вывешивают на доску самодельные свитки.

3. Рассматривают картины японских художников Кацусика Хокусая и Кодзима Коукея. Определяют их жанр: пейзаж.

Анализируют содержание картин: художники изображают деревья, горы, реки, человек изображен маленьким.

Рассуждают о цветовой гамме картин: мало цветов, преобладают белый, серый, голубой, зеленый.

Усваивают новое понятие «монохромность» - прием использования минимального числа красок. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. Теперь этому учат всех японских детей. В школе есть даже такой предмет – искусство любования. Там учат в обычном - видеть необычное. Вывешивают на доску собственные пейзажи.

4. Рассматривают картины и находят еще одно средство украшения – иероглиф. Усваивают понятие «иероглиф»: японские буквы-картинки с особым значением. Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением..

 Дети показывают  иероглифы и раскрывают их значение.

Рассматривают иероглифы и делают вывод: Иероглиф мал, но несет в себе много смысла. Вывешивают иероглифы на доску.

5. Чтение учебника.

Сакура – японская вишня. Цветет весной, очень недолговечна. Лепестки сакуры не знают увядания, они предпочитают опасть еще свежими и долго кружиться в воздухе. Показ слайдов.

Раскрывают тайну японского искусства: тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое.

Организация познавательной деятельности

  1. Догадались, что мы будем изображать сегодня?

  1. Музыкальная пауза.

- Закройте глазки, послушайте музыку, представьте, что вы оказались в чудесном японском сад

  1. Наметить план работы над веткой сакуры. Алгоритм выполнения работы.

- Предположите, с чего начнем работу.

  1. Пед.рисунок

 Инструкция по выполнению рисунка:

  1. Расположим лист горизонтально. Для работы используем кисть щетину. Какой цвет возьмем для ветки?

1 вариант рисует ветку справа налево, 2 вариант – слева направо. Чтобы дерево получилось равномерно пышным.

Начинаем кончиком кисти рисовать ветку сакуры: нажим-потянуть-оторвать.

  1. Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать.
  2. Какие цвета будем использовать для цветов? Рисуем центр цветов, возьмем кисть белку с красной краской: нажим-вращение.
  3. Рисуем лепестки, возьмем кисть белку с розовой краской: нажим-поворот.
  4. Прорисуем тычинки цветков: нажим-оторвать.
  5. Украшаем иероглифом. Каким цветом будем изображать иероглиф?
  6.  Вспоминаем технику безопасности при работе с ножницами. Вырезаем.

Молодцы. Покажите друг другу, что у вас получилось.

  1. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования японской сакурой.

  1. Определяют тему урока: японская сакура.

 Только одну ветку. Из веток сложим одно целое дерево. Коллективное панно. Символ Японии.

  1. Дети слушают музыку. Отдыхают перед практической работой.

  1. Высказывают предложения о ходе работы: изобразить ветку, изобразить цветы на ветке, украсить рисунок иероглифом, вырезать, прикрепить на стену к стволу сакуры (ствол дерева заранее приготовлен учителем)

  1. Действия по инструкции

Повторяют этапы работы над японской сакурой. Самостоятельно изображают ветку в соответствии с намеченным планом.

Копируют иероглиф со слайда презентации на свой рисунок.

Вспоминают правила безопасности при работе с ножницами.

Вывешивают свои работы на ствол сакуры.

Рефлексия деятельности

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.

  1. Ребята, вы славно потрудились.

Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли мы цели?

  1. А сейчас небольшой тест.

Тест на карточках: Соедините стрелками определения с их значениями.

Сакура?

Хокку?

Монохромность?

Иероглиф?

Аматерасу?

– В чем же тайна японского искусства?

  1. Наш урок окончен. Мне было приятно с вами работать. Выразите свое настроение кратко, по-японски, одним словом.

Поблагодарите друг друга на японском языке. Спасибо – АРИГАТО.

Называют тему и цель урока.

Определяют степень  достижения цели.

Работа в парах с последующей проверкой.

Сакура

короткие  нерифмованные стихи из 3-х строчек

Хокку

цветущая вишня

Монохромность

буквы-картинки

Аматерасу

прием использования минимального количества красок

Иероглифы

Богиня Солнца  

Выражают свое настроение после урока одним словом: интересно, необычно, красиво и т.д.

           

           

                                 

                                                                         

                             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник цветения сакуры

Страна Восходящего Солнца - Япония!...

Праздник цветения сакуры.

Презентация, конспект....

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Презентация к уроку Изобразительного искусства на тему Праздник цветения сакуры

Данная презентация знакомит учащихся 4-ых классов с национальной культурой Японии. Через представленные слайды учащиеся познакомятся с историей праздника, увидят красоту цветущей сакуры, попробуют пон...

Кейс - урок по изобразительному искусству "Цветение сакуры"

8. Цель урока: Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, традициям японцев: «Праздник цветения вишни – сакуры», развивать чувство...

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры» на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Япо...

Японские праздники: «Праздник цветения вишни»

Формирование представлений о культуре Японии....