Урок ИЗО 4 класс "Узорочье терема"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Дацюк Екатерина Валентиновна

Конспект урока ИЗО по УМК "Школа России" 4 класс "Узорочье терема"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_datsyuk_e.v._4-1v_24.11.2021_1.docx852.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

ФИО студента:

Дацюк Екатерина Валентиновна

Дата проведения:

Предмет, УМК

Изо, «Школа России»

Школа, класс:

4 класс

Тема:

«Узорочье терема»

Тип урока:

Открытие нового знания

Конспект пробного урока

Допуск к уроку:

ФИО методиста:

Нюман Ольга Валерьевна

Подпись методиста:

Тема:

«Узорочье терема»

Цель:

Организация учебной деятельности по рисованию русского терема.

Образовательные задачи

Ознакомление с образами теремной архитектуры и вариантами украшения царских палат;

Формирование умения изображения фрагмента интерьера дворца;

Развивающие задачи

Развитие творческих способностей учащихся;

Развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность;

Развитие композиционного мышления;

Развитие умения эстетически оценивать интерьеры;

Воспитательные задачи

Воспитание ценностного отношения к прекрасному; Формирование эстетических идеалов;

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Что такое терем

Понимать:

Каким орнаментом может быть украшен терем. Виды орнамента

Применять:

Уметь правильно выбрать цветовую гамму и орнамент для рисования терема

Анализировать:

Проанализировать интерьер и цветовую гамму терема

Синтезировать:

Нарисовать свой терем и украсить его

Оценить

Оценить важность данных умений в жизни

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение определять цель своей работы, определять этапы, выполнять поэтапный контроль своих действий

Познавательные:

Умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, анализировать форму с позиции задуманного образа.

Коммуникативные:

Умение вести диалог среди участников группы, соблюдать правила общения, уважать чужое мнение.

Личностные

Иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Межпредметные связи:

окружающий мир, русский язык

Основные понятия:

Терем, интерьер, орнамент

Методы, технологии:

ИКТ, технологии Словесные: беседа, рассказ, наглядный: иллюстрирование.

Практические: упражнения, задания на образ. платформах

Ресурсы урока для учителя:

Компьютер, презентация, образовательные платформы, учебник ИЗО 4 класс, ручки, карандаши, краски, бумага

Ресурсы урока для учащихся:

Ручки, карандаши, краски, бумага

План урока с распределением времени

Этап урока

Время

Орг. момент

1 мин

Актуализация

3 мин

Целеполагание

2 мин

Открытие нового знания

6 мин

Физ. минутка

1 мин

Практическая работа

13 мин

Подведение итогов

3 мин

Рефлексия

1 мин

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Валентиновна, и сегодня я проведу у вас урок письма.

Скорей за работу,

Скорей за работу!

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Проверьте свою готовность к уроку. На ваших партах должны лежать прописи и пеналы

Если все на месте, то покажите мне свою готовность к уроку и мы начнем

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

-На прошлых уроках мы с вами изучали города Русской земли. Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили. Для этого перейдите по ссылке и выполните задание

Новгород – Великий древний русский город, он стоит на реке Волхове при её впадении в Ильмень-озеро, раскинувшееся как море

Псков – Торговый град-крепость на реке Великой

Москва – Столица, объединившая вокруг себя земли в единое Российское государство

Суздаль - Город ремесленников

Целеполагание

- Ребята, давайте перенесёмся в давние времена, например в Россию 18 века.

-Как вы думаете, раньше люди жили так же как сейчас или что-то отличалось?

-А чем отличалась?

-А дома были такие же как сейчас?

-Действительно, раньше не было высоких домов с множеством квартир, но зато был терем

– Ребята, а что такое терем, как вы думаете?

-Вы уже когда-нибудь слышали такое слово?

– А где вы впервые услышали упоминание о нем?

– Правильно! Кто догадался, с чем мы с вами будем сегодня знакомиться?

-Вы абсолютно правы! Сегодня мы с вами рассмотрим строение терема, из каких деталей он состоит»

Тема нашего урока: «Узорочье теремов»

-Может кто-то догадался, чему мы сегодня научимся?

-Давайте составим план нашего урока. Как вы думаете, какие будут пункты?

-Вы составили верный план, давайте приступим к первому пункту.

Как вы понимаете слово «узорочье»?

-Послушайте, как об этом слове говорится в толковом словаре:

Узорочье имеет три значения:

1. Резные украшения по дереву, как вид декоративного искусства.

2. Резные украшения в архитектуре.

3. Богатство, роскошь, украшения.

-Жизнь отличалась

-Была другая одежда, другие профессии

-Нет

-Дом, в котором жили люди раньше.

-Да

-В русских народных сказках

-Мы познакомимся с теремом, его убранством

-Мы научимся рисовать терем

-1. Узнать значение слова «Узорочье»

2. Изучить строение терема

3. Узнать, как украшали терем

4. Выполнить рисунок

5. Провести выставку

Ответы учеников

Открытие нового знания

- Какое древнее строение мы с вами уже рисовали?

- Терем включает в себя элементы избы и собора.

– Рассмотрим строение терема, из каких деталей он состоит.

Первый этаж – это подклет. Обычно нежилой, использовался для хозяйственных нужд. Здесь хранили продукты, заготовки на зиму – зерно, муку, овощи.

Второй этаж – жилой, здесь располагались комнаты, которые в старину назывались горницы (от слова «горний» – верхний).

Третий этаж – светлица – очень светлое, в несколько окон помещение. В светлицах женщины обычно занимались рукоделием.

К дому примыкало высокое крыльцо, которое, как правило, выходило на юг.

Терем венчала высокая, необычной формы кровля с шатрами и бочонками-луковками. К теремам пристраивались башенки-смотрильни. Терем мог быть как каменным, так и деревянным.

- Сейчас вам необходимо будет перейти по ссылке и выполнить задание в группах. Вам будут даны предложения, вам нужно вставить недостающие слова. После выполнения мы все вместе проверим

- Как украшались терема?

- Что такое орнамент?

- Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются?

-Что в тереме можно украсить орнаментом?

-Давайте посмотри изображения разных теремов и опишем их. В каких цветах выполнен терем? чем украшен? какие предметы быта вы видите?

Стиль интерьера русский. Русский стиль в интерьере — дань традициям или следование модным тенденциям?

-А теперь рассмотрим другой терем. Похож ли он с предыдущим?

Дизайн внутренней предметно-пространственной среды индивидуального малоэтажного жилого дома

-Вот видите какими разными могут быть терема.

-Избу, собор

Выполняют задание на JamBoard

-Украшались терема различными орнаментами

-Орнамент-Рисунок, ритмически упорядоченных элементов

-Геометрический орнамент - состоит из геометрических фигур.

Растительный орнамент - составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы.

Зооморфный орнамент - всегда состоит из стилизованных птиц, зверей).

-Двери, окна, лестницы

-Этот терем выполнен в желтых, зеленых, белых голубых цветах. Украшен разными орнаментами. Больше всего растительного орнамента – листьев, цветов. Очень красивый резной потолок. В комнате стоят стулья, стол, большая расписанная печь, висят красивые подсвечники

-Они совсем непохожи. Этот терем выполнен в красных, желтых, зеленых оттенках. Украшен большим количеством узоров. Преобладает геометрический орнамент – круги, треугольники, но так же есть растительный орнамент в виде веточек. Тут мы видим резную арку и потолок, стол на красивых ножках. На стене висят иконы

Физкультминутка

- Вы наверное немного устали

Посмотрите вдаль.

Посмотрите в близь.

Посмотрите направо, налево.

Поморгайте глазами, зажмурьте на пару секунд.

И продолжим работу

Выполняют физкультминутку

Практическая работа

-Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать терем. Но чтобы приступить к работе, нам нужно составить план работы над рисунком. Для этого перейдите по ссылке и в парах выполните задание.

-Вы верно составили план.

-Давайте посмотрим как выполнять рисунок и приступим к работе

;quality=96&sign=5922b0922379101f2075dafd3761b33b&type=album

Рисуем главную стену палаты.

Показываем глубину комнаты.

Наметить потолок.

Наметить колоны

Изображение витых колон.

Наметить окна

Наметить рисунок пола.

Украшение элементов интерьера орнаментом.

Цветовое решение

Подведение итогов

Давайте устроим выставку наших работ и решим, соответствуют ли они критериям

  1. Присутствие всех элементов терема (стены, пол, окна, колоны)
  2. Использование орнаментов, украшений, декора
  3. Красочность работы

-Что вы сегодня узнали на уроке?

-Перечислите их

-Как в старину украшали терем?

-Чему мы должны были научиться на уроке?

-Справились мы с этой целью?

-Что было интереснее всего делать на уроке?

-Мы узнали из каких элементов состоит терем

-Горница, Светлица, Крыльцо, Подклет, Шатры

-Терем украшали разными орнаментами, изразцами

-Мы должны были научиться рисовать терем

-Да

Ответы учеников

Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу. Если вам было интересно на уроке, настроение было отличным - отправьте красное сердечко

Если было интересно, но настроение менялось, отправьте аплодисменты, если было скучно, и совсем неинтересно - оправьте удивленный смайлик.

С вами было приятно работать. Спасибо за урок!

Проводят рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

Урок изобразительного искусства 4 класс "Школа России" Тема "Узорочье теремов"

Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса "Узорочье теремов"...

Урок по ИЗО на тему: "Узорочье теремов"

Урок построен в форме путешествия во времена прошлого. Учащиеся знакомятся с архитектурой зданий. Подробно разбирается внешнее и внутреннее строение терема, его убранства и оформление стен, сводов, ок...

Конспект урока по изобразительному искусству "Узорочье теремов", 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с образами теремной архитектуры, с декором палат; пояснение разныхназначений декора; выяснение связей природных узоров и оформления. Планируемые рез...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Узорочье Теремов" (УМК "Школа России)

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Узорочье Теремов" (УМК "Школа России)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Узо́рочье теремов» (УМК "Школа России", 4 кл.)

Тип урока: комбинированныйЦель урока: Формирование навыков самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.Задачи урока:Дидактические:Ознакомление с образами тере...