Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Японии" 4 класс, УМК - "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
ознакомление детей с памятниками архитектуры и символами Японии; раскрытие своеобразия и неповторимости японской культуры;
Дидактические:
1) познакомить с особенностями архитектуры Японии, создание образа храма-пагоды.
2) познакомить с главным символом Японии, и особенностями создания образа сакуры.
Развивающие:
1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;
2) развивать способности к творческому самовыражению.
Воспитательные:
1) воспитывать уважительное отношение к художественной культуре Японии;
2) продолжать формирование аккуратности, оригинальности в работе.
Предметные: обучающиеся научатся:
1) рассказывать об особенностях культуры Японии, символах и архитектуры страны;
2) работать гуашью в технике «сухая кисть», изображая символы и архитектуру Японии.
Личностные:
1) осознавать необходимость новых знаний;
2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 21.02.2023 Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 4 «А» Урок: 5 Время: 12:35-13:15 Кабинет: 201 | Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна Группа: 31 Учитель: Регель Надежда Васильевна Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна |
Тема урока: «Художественная культура Японии. Архитектура — храм-пагода.
Сакура — символ страны»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление детей с памятниками архитектуры и символами Японии; раскрытие своеобразия и неповторимости японской культуры;
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с особенностями архитектуры Японии, создание образа храма-пагоды. 2) познакомить с главным символом Японии, и особенностями создания образа сакуры. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) рассказывать об особенностях культуры Японии, символах и архитектуры страны; 2) работать гуашью в технике «сухая кисть», изображая символы и архитектуру Японии. |
Развивающие: 1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами; 2) развивать способности к творческому самовыражению. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов. |
Воспитательные: 1) воспитывать уважительное отношение к художественной культуре Японии; 2) продолжать формирование аккуратности, оригинальности в работе. |
УМК: учебник ИЗО, 4 класс, 2 часть, Л. А. Неменский, гуашь, заготовки – шаблон храм-пагода, учебная презентация, музыкальный фрагмент.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства (слайд №1). 2. Создаёт эмоциональный настрой на урок - Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе. - Отлично, давайте начнём наш урок! | 1.Приветсвуют учителя 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует повторение изученного. - Над какой темой мы работаем в этой четверти?(слайд №2) - О культуре, какой страны вы узнали на прошлом уроке? - Давайте вспомним, что такое керамика? (слайд №3) - Опишите различия следующих сосудов: амфора, лекиф, кратер? (слайд №4) - Почему эти виды сосудов считаются классическими? - Скажите, как называются традиционные орнаменты Греции, изображенные на слайде? (слайд №5-6) | - Каждый народ - художник. - Керамика - изделия из обожженной глины. 2. Лекиф - высокий, удлинённый сосуд. 3. Кратер - большие сосуды, широкие, схож с кратером вулкана. - Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Пальметта - элемент орнамента в виде листа пальмового дерева. | УУРД: Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. УУПД: планировать; структурировать знания. | Презентация Презентация Презентация |
Постановка учебной задачи (7-10 мин) | Определение содержательных рамок урока; знакомство с новым разделом. | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог. Внешний контроль | 1. Подведение к теме урока. - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. (слайд №7) - Что вы видите? В какую страну мы отправимся? 2. Формулирует тему и цели урока. - Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока (слайд №8). - Как будет звучать цель нашего урока? (слайд №9) - Давайте попробуем составить план на сегодняшний урок с помощью следующих слов: 1) Узнаем …; 2) Выполним …; (слайд №10-11) | Рассматривают слайд - Мы отправимся в Японию. Тема: «Художественная культура Японии. Архитектура - храм-пагода. Сакура - символ страны». Цель: 1) Познакомиться с особенностями архитектуры и символами Японии. План: 1) Узнаем о сакуре как символе Японии и строение храма - пагоды; 2) Выполним гуашью образы сакуры и храма - пагоды; | УУКД: Корректно и аргументировано высказывать своё мнение УУРД: выстраивать последовательность выбранных действий УУПД: Формулировать цель | Презентация Презентация |
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Группа практических методов: работа в тетради Внешний контроль | 1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Где находится Япония? (слайд №12) Япония - островное государство в Восточной Азии. Она расположена на Японском Архипелаге. - Как иначе называют Японию? Почему? Солнце восходит на востоке и поэтому японцы первые встречают рассвет. - Как выглядит флаг Японии? Флаг выглядит следующим образом (слайд №12). - А кто знает, как раньше называлась Япония? - А кто знает, чем знаменита Япония? - Япония знаменита тем, что в этой стране хорошо развита техника. Многие новинки в мире технике выходят в Японии и там же и разрабатываются. Поэтому, японцев называют универсально развитым народом. - Ребята, посмотрите на слайд. Это японский храм-пагода. В этом храме исповедуют традиционную японскую религию – синтоизм (слайд №13). - Похож ли храм-пагода на классический греческий храм? - Что необычного вы заметили в конструкции храма? - Храм состоит из легкой конструкции. - Ребята, на что похож этот храм? - Какого цвета бывает пагода? - Какие украшения могут быть на храме? - Ребята, теперь посмотрите на следующий слайд, что вы видите? (слайд №14) - Может, кто-то знает, что это за дерево? - Это символы Японии - сакура. -А кто из вас знает, почему именно сакуру я показала вам? -А как выглядит сакура? - Сакура - это японская вишня. - Какой ствол у сакуры? Какие ветви? | - Находится в Тихом океане, к востоку от Японского моря. - Япония - страна восходящего солнца. Высказывают предположения - Оригами, кимоно, роботами, роллы, суши. - Символ - предмет, служащий условным знаком. Рассматривают храм - Нет. - Он состоит из нескольких ярусов. - Красная, серая, коричневая. - Дерево. - Это сакура. - Сакура - национальное дерево Японии. - Это дерево, похожее на яблоню. - Ствол кривой. Ветви колючие, но на них нежные, воздушные цветы, как облако. Они окутывают в период цветения все деревцо. | УУКД: Воспринимать и формулировать суждения. УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности УУКД: объяснять полученный ответ с использованием изученной | Презентация Презентация Презентация Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Индивидуальная Группа практических методов: решение задачи Внешний контроль | Задание: на половине листа А4 изобразить сакуру. 1. Педагогический показ. 1 этап. Берем в руки тонкую кисть, на нее берем коричневую краску. Рисуем ствол и тонкие веточки сакуры. Обратите внимание, что веточка очень изогнутая и колючая. 2 этап. Рисуем теперь на веточках цветы. Цветы рисуем сухой кистью, почти без воды. Они у сакуры нежные, как облака. Берем белила и добавляем в них немного красного, чтобы получить розовый, или немного фиолетового, чтобы получить - Второе ваше задание изобразить образ храм-пагода на второй половине листа А4 по шаблону. - Озвучьте мне этапы работы при выполнении образа храма-пагоды. 2. Критерии оценивания. - Перед тем, как вы приступите к работе, прочитайте внимательно критерии оценивания: (слайд №15) 1. Цветовые пятна при изображении сакуры завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию. 2. Переданы характерные особенности цвета и строения храма-пагоды. 3. Аккуратность выполнения работы. - Приступайте к работе! | Формулируют задание Наблюдают за действиями учителя 1) Покрываем фоном основные крупные элементы Пагоды – стены и скаты крыш. На стены мы берём светлые цвета, а на скаты крыш – тёмные цвета, т.к. крыши храмов Японии покрыты черепицей. 2) Рисуем окна и дверь 3)Украшаем пагоду мелкими деталями: прорисовываем черепицу и рисунки на стенах. | УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; УУРД: оценивать действия. | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия. | Индивидуальная Практический: выполнение задания. Внешний контроль | 1. Организует самостоятельную работу. Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество. Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания. | Работают самостоятельно. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Музыкальный фрагмент |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение изученного | Индивидуальная Группа практических методов: выполнение задания | - Заканчивайте работу. Отложите всё в сторону. 1. Организует повторение изученного материала. - Ребята, о какой культуре мы сегодня говорили? - Как по-другому называют Японию? - Какой символ у Японии? - Кто может назвать отличительные черты конструкции храма-пагоды? | - О культуре Японии. - Страной восходящего Солнца. - Сакура. - Несколько ярусов. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации. | 1. Организует рефлексию деятельности обучающихся. - Ребята, теперь каждый ряд будет выходить к доске по очереди, а остальные будут анализировать их по критериям, которые у нас были озвучены. 1. Цветовые пятна при изображении сакуры завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию. 2. Переданы характерные особенности цвета и строения храма-пагоды. 3. Аккуратность выполнения работы. - Спасибо за работу, урок окончен. | Выполняют взаимооценку по заданным критериям. | УУРД: оценивать свою работу. УУПД: оценивание процесса и результатов деятельности | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства : «Картина-пейзаж. Изображение.»(УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока изобразительного искусства : «Картина-пейзаж. Изображение.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пейзаже; обучение последовательности...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1)...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Композиция «Праздник Пасха»» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Композиция «Праздник Пасха»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создать условия для развития навыков составления композиции на тему: «Пр...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Каргопольская глиняная игрушка» (УМК «Школа России»,1 класс)
Тема урока: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Афиша и плакат"(УМК "Школа России",3 класс)
Тема урока: «Афиша и плакат»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: обобщение знаний учащихся о разнообразии афиш и плакатов .Задачи урокаДидактические:1)Формировать знания учащихся о...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: дать представление о конструкции и украшении русской деревянной избы. Задачи урока Дидактические:1. Дать представление о конструкции р...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока: дать учащимся представление о понятии «пейзаж», формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа.Задачи урока:Дидактические:1.сформировать представление о жанре пейз...