План – конспект «Изобразительное искусство» для 3-го класса.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Дыбов Денис Сергеевич

План – конспект «Изобразительное искусство» для 3-го класса.

Тема урока «Россия державная: памятники архитектуры».

Цель: познакомить учащихся с памятниками архитектуры Древней Руси.

Задачи:

  • познакомить учащихся с образом старинного города;
  • углубить знания о русском зодчестве;
  • выполнить творческую работу.

На уроке:

мы узнаем: о древнерусском зодчестве.

мы научимся: разбираться в древнерусской архитектуре;

мы сможем: создать творческую работу "Старинный русский город-крепость».

Вопросы:

  1. Что такое архитектура?
  2. Какие бывают виды архитектуры?
  3. Какие бывают виды архитектурных памятников?
  4. Какие архитектурные памятники Древней Руси сохранились?
  5. Что такое крепость?
  6. Что такое кремль?
  7. Как передан образ старинного города в живописи?
  8. О чём повествует легенда о Китеж-граде?

Глоссарий по теме

Зодчество; архитектура; кремль; памятник культуры; крепостное сооружение; крепостные стены; монастырь; храм; собор; град.

Термины и понятия

Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Зодчество — это искусство строить. Зодчество — иначе архитектура, искусство сооружать разного рода постройки сообразно с требованиями удобства и красоты.

Кремль - название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города.

Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие синонимы — кром; город, городок или град; крепость) — принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.

Крепость - как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. К первым крепостным сооружениям можно отнести земляные валы.

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Московский Кремль – это крепость, символ надежности и незыблемости, оплот государственной власти, главный религиозный и культурный центр.

Собор - главный храм города или монастыря.

Храм - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

История России хранит память о великих битвах у стен городов русских. Много страдала Русь от набегов кочевых племен, от нашествия различных врагов и с юга, и с запада. Полыхали города, стонала земля. Однако стоек был русский народ, закаляясь в бесконечных битвах за свободу своей земли, возводил он оборонительные укрепления, отстраивал заново города и крепости.

Такие сохранившиеся до сих крепостные сооружения хранят память о героическом духе нашего народа; они являются ценными историко-архитектурными памятниками.

А что такое архитектура? Архитектура – это искусство строительство домов. Это слово - древнегреческое, состоит из двух слов: «архи»- старший и «тект»-строитель.

Архитектура бывает разной:

- жилая — это дома, где мы живём;

- общественная: театр, школа, вокзал и другие;

- промышленная: заводы, фабрики.

Мы сегодня с вами поговорим о старинной архитектуре Древней Руси.

Московский Кремль - жемчужина мировой архитектуры. В далекие времена в месте впадения Неглинной в Москву -реки на Боровицком мысе появилось первое поселение будущей Москвы. В то время поселение окружали вал и деревянные стены. В этом месте Юрий Долгорукий в 1156 году обустраивает крепость, ставшую знаменитым московским Кремлем.

В то время часто происходили войны, и как следствие город страдал из-за пожаров. Правление периода Дмитрия Донского ознаменовалось строительством города и городских стен из белого камня, Москва становится белокаменной. Современный вид Кремля сложился в 1485-1495 году по инициативе Ивана III. В строительстве было задействовано огромное количество лучших зодчих.

Музей Ростовский кремль был построен по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, который захотел рая на Земле. По его задумке все должно было соответствовать Библии, башню должны были окружать стены, а на территории должен был находиться райский сад с прудом в центре. Строительство Ростовского кремля продолжалось тринадцать лет — с 1670 по 1683 год. Стены кремля не имели оборонную функцию и носили чисто декоративный характер. Ростовский кремль – это не просто здание, это целый ансамбль зданий. Ростовский кремль включает в себя 14 памятников архитектуры.

Великий Новгородский Кремль (Детинец) – один из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV-XVII вв. Глубокий ров окружает его с севера, запада и юга. Крепостные стены, стоящие на валу, имеют протяженность 1487 м, высоту от 8 до 15 м, толщину от 3, 6 до 6, 5 м.

В Кремле находятся: самый древний храм России Софийский собор (1045-1050). Стены собора белоснежные, сложены из известняка, собор венчают пять глав, шестая над входной башней. На кресте главного, позолоченного купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа.

Ансамбль Новгородского Кремля является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сердце Псковской земли — это, безусловно, Псковский Кремль (Кром). Величественная крепость с белоснежным Троицким собором за её стенами, возвышающаяся на мысу при впадении реки Псковы в Великую.

Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками, перекрытыми деревянной кровлей.

Переславль Залесский

В 11 веке на северном берегу Плещеева озера рядом с Александровой горой находился древний город Клещин. В 1152 г. Юрий Долгорукий перенес крепость в более просторное место восточнее озера. И назвал поселение Переяславлем. Кремль был окружен валами с деревянными крепостными стенами, до наших дней дожили только крепостные валы в виде кольца.

В 1152 г. было начато строительство Спасо-Преображенского собора.

Это один из древнейших храмов Руси, сохранившийся до наших дней. Почти за 900 лет собор под своим весом погрузился в землю на 90 см.

Кирилло-Белозерский монастырь. Эта северная святыня была основана в 1397 году монахом Кириллом. Это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией. Кирилло-Белозерский монастырь — самый большой не только в России, но и во всей Европе.

Успенский собор — главный и самый старый храм этой обители.

Церковь Архангела Гавриила с колокольней - в архитектурном облике этого храма довольно отчетливо прослеживаются итальянские черты.

Водяные ворота с надвратной Преображенской церковью находятся почти в самом центре монастырской стены, которая выходит к Сиверскому озеру.

У истоков каждого мифа, каждой легенды лежит обязательно какое-то реальное событие. Доподлинно известно Китеж был построен на месте древнего языческого капища, где поклонялись богу солнца - Яриле. Согласно христианским летописям, град большой Китеж был построен в рекордно короткие сроки - за 3 года - князем Юрием Всеволодовичем. Хан Батый решил взять его приступом. Но Китеж не достался врагу. Жители города, увидев надвигающуюся вражью рать, стали молиться Богородице. И произошло чудо. Как только татары ринулись к городу, Богородица спустилась с небес, тут же из-под земли вдруг забили многоводные источники. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр, не доставшись врагу на разграбление.

Памятники древнерусской архитектуры не устают удивлять своей мощью, монументальностью и красотой. Они стоят почти в каждом древнейшем городе по всей России: в Москве, Дмитрове, Серпухове, Владимире, Сергиевом Посаде, Туле, Костроме, Ярославле – и во многих других городах, сёлах или уединённых местах нашей страны.

Каждый из памятников удивительно своеобразен и уникален, у каждого своя история, свой характер.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и дожили до наших времён. Но в наших силах сохранить и уберечь то, что сохранилось.

Материалы к уроку:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/conspect/2... - Задания к уроку

https://www.youtube.com/watch?v=Tkl0zePD1Uc - Видео - урок

https://dzen.ru/video/watch/62600d772ab64e0274a108... - Поэтапное выполнение рисунка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

УМК «Школа России»

Предмет «Изобразительное искусство»

Класс «3-Б»

Целевой блок

Тема раздела:

«Искусство на улицах твоего города»

Тема урока:

«Памятники архитектуры»

Цель:

Дать понятие об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах; познакомить с памятниками архитектуры;

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: 
  • Научатся рисовать памятники архитектуры по шаблону или по памяти.
  • Будут уметь выявлять характерные особенности памятников архитектуры различных городов или сел.
  • Познакомятся с понятием «Архитектура

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии различных картин художников и при написании своего собственного рисунка.

Метапредметные УУД:

регулятивные: 

  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости и уважительного отношения к обычаям и традициям народа.

познавательные: 

  • осуществлять поиск необходимой информации

коммуникативные:

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач

Проблемы, решаемые обучающимися:

Как узнать памятник архитектуры по внешнему виду и его особенности, какие выразительные возможности имеют памятники архитектуры, какие художественные средства используют художники и писатели для изображения характера памятника архитектуры для передачи настроения, как нарисовать старинную крепость, какие геометрические фигуры можно использовать, какие картины расскажут о прошлом.

Инструментальный блок

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с памятниками архитектуры.

Развивающие:

  • развитие художественно-ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

Тип урока:

Изучение нового материала

Методы и формы обучения:

Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, коллективная.

Образовательные ресурсы:

Горяева Н.А., Неменская Л.А. «Учебник 3 класс»

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация, таблицы, изображение памятников архитектуры, музыкальные произведения, народные песни, частушки, прибаутки. Учебно-методический комплект по ИЗО 3 класс

Оборудование:

компьютер, проектор, учебно-методический комплект “Искусство” для 3 класса, таблица «Народные памятники архитектуры», таблица «Словарь эстетических эмоций».

Организационно-деятельностный блок

Оборудование:

Оборудование:

- проектор, слайдовая презентация;

- памятники архитектуры (фото);

- картины художников «Памятники Архитектуры»;

- маршрутные листы;

- звукозапись народных песен.

Межпредметные связи:

Литературное чтение «Устное народное творчество»

Действия обучающихся:

Участвуют в образовательном процессе.

Диагностика результатов урока:

Оценивание своей деятельности на уроке самостоятельно и учителем

Ход урока:

Этап урока

Образовательная

задача

Содержание урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

(УУД)

Оборудование

Форма организации учебной

деятельности

Хронометраж

Организационный момент.

Настроить обучающихся на

работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Денис Сергеевич. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

Приветствует

обучающихся, настраивает на урок.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

К: формировать положительное отношение к урокам ИЗО

Презентация.

Фронтальная

Коллективная

 2 минуты

Подведение к теме урока.

Подтолкнуть

обучающихся на определение темы и постановки цели урока.

 На предыдущих уроках мы с вами узнали, как много делает художник для того, чтобы в наших домах было красиво, уютно. Но мы не всегда находимся дома и хотим, чтобы красота окружала нас всюду. Что может сделать для этого художник, вы узнаете на предстоящих уроках. А сегодня вы познакомитесь с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой

Подводит к теме.

Слушают учителя

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Презентация

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

5 минут

Изучение нового материала.

Открыть обучающимся новые знания по теме урока.

– А знаете ли, что такое архитектура?

 Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι – старший, главный и др.-греч. τέκτων – строитель, плотник) –

искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения. Среди имеющихся зданий есть здания, которые называют памятниками архитектуры. Как вы думаете, почему? Эти здания и сооружения стали частью истории страны, города, села, покорили не одно поколение жителей нашей страны. К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться отдельные постройки, здания и сооружения, архитектурные ансамбли и комплексы, городские центры, кварталы, площади, улицы.

Основные выразительные средства архитекту-

ры – пластика объемов, масштабность, ритм,пропорции, фактура и цвет поверхностей, связь

с окружающей средой.

– Рассмотрим некоторые из них

 Представьте на минуту, если исчезнут все памятники архитектуры, что будет? Это память о великих свершениях, которые мог сотворить только сам человек, это вечная память об этих выдающих людях. Разве это может исчезнуть в один момент? Конечно, нет. Памятники архитектуры – это великое достояние народа России. Это огромная ценность для нас. Мы восхищаемся этим уникальным творением, талантом архитекторов. Памятники архитектуры – это не просто своеобразное украшение, это кусочек истории, кусочек судьбы нашей страны, великих творений. Вот один из них.

Посмотрите на представленные изображения памятников архитектуры. Знаете ли вы их? Назовите известные вам здания и сооружения.

Даёт обучающимся новый материал.

Слушают учителя. Задают вопросы. Анализируют

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об архитектуре.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать

на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Презентация

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

10 минут

Физкультминутка.

Вот помощники мои, - вытягиваем ручки вперед 
Их как хочешь поверни. - поворачиваем кистями в разные стороны
Раз, два, три, четыре, пять. 
Постучали, повертели - хлопаем в ладоши
И работать захотели. 

Проводит физкультминутку, показывает движения.

Повторяют движения за учителем, играют в игру.

Познавательные:

развитие познавательной деятельности.

Регулятивные:

понимать значимость физкультминуток, умение выполнять движения, следуя за учителем.

Коммуникативные:

Умение находить контакт с учителем, общаться с ним, общаться с одноклассниками.

Презентация.

Фронтальная

Коллективная

5 минут

Творческая практическая деятельность

Беседа «Что

мы будем делать?».

Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов а затем и художников.
Мы начнём рисовать. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами.

- Каково предназначение будущего здания?

- Из каких частей оно будет состоять?

- Как его можно украсить?

При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.

Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.

Объясняет задание. задает вопросы.

Дети слушают учителя. Задают вопросы.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, участвуют в обсуждении.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы работы над рисунком

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

 Презентация

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

10 минут

Итог урока.

Давайте подведем итог ваших работ, по рядам.
Какая из работ вам больше всего нравится,почему?
Давайте поаплодируем каждому ряду.

Подводит итог урока.

Ученики по рядам по очереди поднимают свои работы

.Регулятивные:

понимать учебную задачу урока.

Презентация.

Работы учеников

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

2 минуты

Домашнее задание.

Вам домашнее задание вместе с родителями посмотрите на различные памятники культуры

Поясняет домашнее задание на следующий урок.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Дневник.

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

2 минуты

Рефлексия

-Итак, чему же мы сегодня научились на уроке?
- Какие здания называют памятниками архитектуры?

- Приведите примеры памятников архитектуры?

- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живём?

- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?


-А теперь поднимите свои косточки те, у кого на уроке всё получилось, поднимите те, у кого была затруднения, у кого ничего не получилось. Расскажите почему?
-Вы большие умницы, спасибо вам большое за сегодняшний урок.

Задает вопросы для подведения итогов урока

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

 

Презентация. Работы учеников.

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

5 минут

Выставка работ детей

Ребята, а сейчас давайте выявим самую лучшую работу и работы по хуже.

Задает вопросы для подведения итогов урока

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Презентация. Работы учеников.

Фронтальная

индивидуальная

Коллективная

5 минут

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

учебный план по изобразительному искусству, 2 класс

УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)

План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству   для 1-2 классов (ФГОС)...

План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения ...

План конспект занятия по изобразительному искусству «Новогодняя открытка» 4 класс

Описание: конспект занятия по изобразительной деятельности предназначен для педагогов изобразительного искусства  4 классовЦель:  научиться рисовать новогоднюю открытку  Задачи:Обр...