Детям о портрете
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Детям о портрете.
Беседой о портрете следует закончить цикл ознакомления детей с изобразительным искусством.
В картинах портретного жанра главным является изображение человека или группы людей (групповой портрет).
Создавая портрет, художники стремятся передать не только внешнее сходство, но и характер человека, его духовный облик. Все, что вводится художником в картину, служит раскрытию внутреннего мира человека, а часто и профессии.
Такова картина М.Нестерова «Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной».
Талантливый скульптор показан в период увлеченной творческой работы.
Внешний и внутренний облик человека передается художником в единстве. Например, посмотрите, как изображает В.Васнецов Ивана Грозного в картине «Царь Иван Васильевич Грозный».
Поза царя величественная, торжественная и в то же время напряженная. Интерьер царских палат Кремлевского дворца, пышные, шитые золотом одежды царя, драгоценный посох, на который он опирается, пейзаж за окном воссоздают приметы эпохи.
А затем посмотрите портрет Льва Толстого И.Крамского.
Великий писатель изображен сидящим в кресле в простой спокойной позе. Серый неброский колорит одежды, обстановка, в которой нет ничего лишнего, позволяют сосредоточить внимание зрителя на лице писателя. Все это так же подчеркивает образ, характер Л.Толстого – мыслителя, философа.
Мы остановились на описании этих портретов потому, что они характерны для портретного жанра, предают яркий образ персонажа. Репродукции этих картин найти нетрудно, советуем показать их детям.
Картины портретного жанра можно использовать при знакомстве детей с творчеством того или иного композитора, писателя, художника.
Знакомя детей с портретным жанром, целесообразно провести две беседы. Одна будет посвящена индивидуальному портрету, другая – групповому.
Беседа с детьми о портрете.
В первой беседе скажите, что такое портрет, подчеркните, что художники создают портреты не только знаменитых людей: мыслителей, ученых, поэтов, музыкантов, художников, полководцев, но и людей труда, рабочих, крестьян и лиц других профессий. Пишут художники и портреты детей.
Покажите детям репродукции. Портрета В.Серова «Мика Морозов»
Обратите их внимание на живую, выразительную позу мальчика, готового вот-вот соскочить с кресла. В картине нет ничего лишнего, все внимание сосредоточено на облике ребенка.
Затем покажите портрет А.С.Пушкина, написанный О.Кипренским.
Картина будет близка и понятна детям, так как они уже знакомы с произведениями поэта. И разговор об этом произведении можно начать с чтения стихотворения великого русского поэта.
Продолжая эту беседу, рассмотрите с детьми картину М.В.Нестерова «Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной». Детям будет также интересно узнать, что Мухина была автором скульптуры «Рабочий и колхозница»,
установленной у входа на ВДНХ, и которая им наверняка знакома.
Расскажите детям, что художник изобразил скульптора в момент работы в мастерской над созданием скульптуры.
Вторую беседу посвятите разговору о групповом портрете О.Ломакина «Бригада Кировского завода».
Художник показал бригаду металлургов, только что окончивших трудовую вахту и еще не успевших сменить рабочую одежду. На портрете люди, увлеченные своей работой. Все они разные, у каждого свой характер, но всех их объединяет любовь к своему делу.
По окончании всего цикла бесед, мы рекомендуем провести обобщающую беседу об отражении в искусстве всего многообразия жизни. Для этой беседы целесообразно выбрать уже знакомые разные по тематике картины и новые, которые можно найти в книгах по искусству и репродукциях.
Знакомство детей с изобразительным искусством может проходить в той или иной форме: это и беседы об искусстве, уроки рисования, рассматривание репродукция для написания сочинений по картинам.
Также с детьми начальной школы можно устроить выставку пейзажной живописи или другого жанра, или более широкого содержания: репродукций картин разного жанра в рекреации школы. Выставка может быть и как заключение всех бесед, проведенных за определенный период. Важно выбрать самое светлое и просторное помещение и расположить репродукции так, чтобы их было хорошо видно. Не следует перегружать выставку большим количеством репродукций – это затруднит их восприятие.
Отбирая репродукции для выставки, следует помнить об особенности восприятия произведений искусства детьми: они с большим интересом и удовольствием воспринимают то, что им знакомо. Поэтому следует поместить большую часть известных репродукций (из тех, что ранее рассматривали с детьми, по которым проводили беседы) и среди них разместить и новые репродукции. Тогда и эти будут восприняты с интересом. Если же на выставке основное место займут незнакомые картины, дети, не зная их, не смогут как следует обменяться мнениями о них, и все знакомство с картинами сведется к называнию того, что изображено.
К организации выставок необходимо привлекать и самих детей. Они могут принять участие в подборе репродукций и в размещении отобранного материала. Сделав выставку, нужно организовать просмотр ее с детьми. Педагог расскажет детям об отдельных картинах, а затем даст им возможность самим посмотреть. После организованного просмотра дети сами могут быть экскурсоводами, показывая выставку родителям, ученикам из других классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах....
Презентация Детям о портрете
Знакомство учащихся с понятием портрет...
Совместный тренинг для детей и их родителей "Идеальный портрет"
Одной из форм работы в нашей школе является проведение Месячников психолонического здоровья, в период которых мы способствуем формированию позитивного образа жизни и положительного самовосприятия. Зач...
Совместный тренинг для детей и их родителей "Идеальный портрет"
Одной из форм работы в нашей школе является проведение Месячников психолонического здоровья, в период которых мы способствуем формированию позитивного образа жизни и положительного самовосприятия. Зач...
Исследовательский проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Ю.Яковлева»
В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения исторических и литературных источников доказана первоначальная ги...
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...
Клинико-психолого-педагогическое исследование детей с нарушениями зрения «Портрет ребёнка»
Диагностический материал предназначен для обследования детей, обучающихся по варианту 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 АООП НОО...