«Урок изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций учащихся с ОВЗ»
материал по изобразительному искусству (изо)
В статье раскрывается значение уроков изобразительного искусства в формировании специальных предметных компетенций у учащихся с ОВЗ, задача состоящая не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить, присущие таким детям, недостатки, помочь сформировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.
Ключевые слова: рисунок, юный художник, детей с ОВЗ, уроки изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций учащихся с ОВЗ»
Тимофеева Татьяна Ивановна
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 103,
высшей квалификационной категории,
«Почетный работник среднего профессионального образования РФ»
Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Лев Семёнович Выгодский
Хочу начать сегодняшнюю встречу со слов Льва Семёновича Выгодского – Творчество удел не только гениев, а всех живущих. Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей с ОВЗ.
Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:
1. Очная. Данная форма знакома всем, она применима к большинству учеников современных школ.
2. Вечерняя. Происходят занятия вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов.
3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО.
4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач.
До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому.
Егор 6 класс. Тема «Линия и её выразительные возможности». Я показала ему выразительные возможности линии в рисунках. Предлагаю порисовать Он неуверенно взял в руки карандаш, и мы вместе начали рисовать. Я предлагаю нарисовать дерево. Я показывала, а он повторял в зеркальном отражении дерево. Снизу вверх ползет линия, ветка, веточка, листок. Появилось прекрасное дерево.
В нашей школе МБОУ СОШ 103 учатся ребята с разным социальным опытом и есть, как правило, не всегда положительным. Есть дети тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные. Здесь же учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и этим детям вдвойне сложнее, они ощущают себя другими, «не такие как все», испытывают трудности, преодолевают сложности.
Наша задача состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить, присущие таким детям, недостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.
Почти в каждом начальном классе есть ребенок с ОВЗ. Отсюда необходимость индивидуального подхода в развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.
2 класс – Роман и Даша
3 класс -
4 класс -
Главная цель компетентностного подхода в преподавании изобразительного искусства заключается в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Предметные компетенции формируются в рамках изучения изобразительного искусства. Марина учащиеся 9 класса. При первых встречах Марина поделилась своими рисунками. Её графические рисунки – это её отражение, её восприятие мира. У неё блокнот, где она постоянно рисует. В феврале, когда пришло положение о конкурсе «Космический натюрморт», она не сразу решилась. И вот он результат работы Марины «Ракета на просторах галактики». А в сентябре, когда я подошла к ней с предложением поучаствовать, Марина, не раздумывая согласилась участвовать в конкурсе рисунков «Я рисую выборы» среди молодых и будущих избирателей Новосибирской области.
Важная сторона личности человека – это его отношение ко всему, с чем ему приходится соприкасаться: это и нравственный опыт, и окружающая действительность, и социум или среда обитания как физическая, так и социальная, и это, вне сомнения, те знания, которые он получает в процессе образования.
Искусство может вызывать самые глубокие и содержательные чувства и эмоции.
Я Вас хочу познакомить с творчеством моего земляка Ильдаром Апчелеевым
Его дар к рисованию открылся рано. Учителя, которые приходили на надомные уроки, не знали, как обучать мальчика, у которого практически не работали руки. Но он хотел научиться печатать буквы, а потом писать слова, и начал делать это – ногами. В семье радовались успехам сына. Уроки рисования раскрыли его творческое начало. Он охотно рисовал акварельными красками животных, природу, предметы. Потом мама подарила ему гуашь и масляные краски.
Молодой художник Ильдар Апчелеев признан победителем регионального конкурса "Народный герой", добился похвалы от мастера кисти Зураба Церетели.
«Что мы будем рисовать? Небо, поле, солнце.
Разрисуем белый лист,
Притворив идеи в жизнь... Ильдар Апчелеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В статье показано, как наиболее эффективно подготовиться учителю к уроку изобразительного искусства: какие материалы использовать, как правильно организовать рабочее место ученика, как воспользоваться...
Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства
В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....
Урок изобразительного искусства во 2 м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: "Рисование елочных украшений"
Урок разработан и проведен во втором классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В ходе урока обучающиеся получили представления об истории появления ёлочных украшений, их многообразии, со...
Возможности использования интерактивной доски на уроках изобразительного искусства в начальных классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Ознакомительная статья о возможностях такого инструмента, как интерактивная доска, е функциях и способах их использования на уроке изобразительной деятельности в начальной школе....
Статья " Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства как средство формирования личности"
В статье представлен опыт работы по воспитанию патриотизма через уроки изобразительного искусства....
Сборник игровых графических упражнений на уроках изобразительного искусства в 1 классе специальной коррекционной школы.
Планирование игровых графических упражнений, обеспечивающих развитие мелкой моторики у младших школьников первого класса с интеллектуальной недостаточностью При проведении игровых гра...