Изобразительное искусство
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Методические разработки по изобразительному искусству
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта урока Изобразительное искусство
МДК 01.06 «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
На тему: «Искусство Гжели»
Выполнила:
Студентка группы ПНК-3.1
Пушкова В. А.
Проверил:
Преподаватель
Лыхварь Г. И.
Оценка:_________
Волгодонск, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- Класс: 3
- Образовательная программа: «Школа России»
- Тема: Искусство гжели
- Тип урока: изучение нового материала
- Вид деятельности: рисование
- Цель урока: формирование представления у учащихся о народном промысле «Гжель»
- Задачи:
Образовательные: формировать навыки композиционного построения, осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы, формировать навыки использования выразительных средств живописи
Развивающие: развивать восприятие, графические навыки и умения, умение использовать гуашевые краски, знать ее свойства, развивать художественные навыки.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к искусству, эстетическое начало, отношение к культуре, доброжелательное отношение в классе, желание организовать свое рабочее место
- Планируемые результаты: ученики познакомятся с искусством Гжели, наработают умение показать красоту и поэтичность предметов, научаться располагать предметы в определённой композиции.
- Методы обучения: наглядность, словесный метод, практический метод, метод мозгового штурма
- Оборудование: для учителя: примеры работ Гжельской росписи, трафарет посуды. Для учащихся: альбом, карандаш, ластик, гуашь, баночка с водой.
- Активизация словаря: гжельская роза, кобальт, глазурь
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация учебной деятельности | Проверка готовности учащихся к уроку -Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, мы работать начинаем. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, рабочее место | Коммуникативные- сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; |
2.Актуализация знаний | Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в страну изобразительного искусства. Для этого необходимо приобрести соответствующие билеты. (Билеты разных 2-х или 3 цветов находятся на общем столе. Дети по количеству участников путешествий выходят, выбирают карточки и проходят к соответствующему по цвету столу и садятся «в свои вагончики»). 1.Станция «Рассмотрелкино» -Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе) -Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (записать в эпиграфе на доске «Гжель»).- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? -Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о промысле Гжель - Какие народные промыслы вы знаете? | Слушают учителя -Гжель -Гжельская роспись -Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Хохломская роспись | Коммуникативные- слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; Личностные-воспринимать нашу речь, непосредственно обращенную к учащемуся |
3.Постановка учебной задачи | 2.Станция: «Историческая» Откуда же появилось это удивительное искусство? «Легенда о происхождение Гжели». В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. Так появилась гжель. | Обсуждают в парах. Слушают учителя | Личностные- имеют положительную мотивацию к изучению курса «Изобразительное искусство»; выделяют необходимую информацию из учебных и научно-популярных текстов; Регулятивные- намечают план выполнения заданий на уроках |
4.Решение учебной задачи | 3. Станция: «Промыслово» -Ребята, хотите попасть в мастерскую Гжелевских мастеров? -Закройте глаза и представьте, как мы отправляемся в село Гжель, которое находиться в Раменском районе Московской области. И так раз, два, три откройте глазки. Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.- В чем же секрет сказочной гжельской посуды? Как же ее делают? - Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. -Из какого материала создаются изделия? -Какие основные цвета в росписи? -А почему именно эти цвета? -А потому что обожжённую заготовку изделия вручную расписывают тёмным кобальтом. Затем изделие окунают в глазурь и вновь ставят в печь. При высокой температуре глазурь становится прозрачной и блестящей, а тёмный кобальт приобретает множество оттенков синего цвета. -Какой орнамент используют художники? -Гжельская роспись делиться на 3 вида: 1. Растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это, пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. 2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. И мастер мазками рисует какой-либо узор (Продемонстрировать на листе бумаги) | Под руководством учителя выполняет задание; Слушают учителя -Фарфор - белый и синий Выдвигают предположения - геометрический, растительный . | Коммуникативные-понимают и передают содержание прочитанных текстов; Регулятивные- осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; |
5. Физминутка | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть | Выполняют задания | |
6.Закрепление | 4. Станция: «Расписная» А сейчас вы побудете такими мастерами и самостоятельно сделаете работу. У меня есть набор бумажных тарелочек, но только они белые и непривлекательные. Вы должны расписать их. Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем толстой кистью широким мазком намечаем рисовать лепестки нашей розы. А дальше мы работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. Приступайте к работе. |
Самостоятельно выполняют роспись | Познавательные- выделяют необходимую информацию из учебных и научно-популярных текстов; Коммуникативные- сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий |
7.Обобщение. Рефлексия | -Итак, наше путешествие закончилось. Подводим итоги. Выставка работ. – Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему. Давайте вместе определим, каким для каждого был этот урок: Полезным и интересным? (небесно-голубой) Интересным, но бесполезным? (синий) Полезным, но не интересным (Светло синий) Бесполезный и не интересный (Темно-синий) -Вы отлично поработали сегодня. Спасибо за урок. До свидания! | Анализируют и оценивают свою деятельность, подводят итог урока, записывают домашнее задание. Оценивают свою работу. Выбирают цвет и показывают карточку | Личностные- имеют положительную мотивацию к изучению курса «Изобразительное искусство»; Регулятивные- анализируют собственную работу; Познавательные-строят речевые высказывания |
Образцы на доске
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Самостоятельная работа
По дисциплине: МДК 01.06 «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ»
Реферат на тему
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся начальных классов средней образовательной школы».
Студентки группы ПНК-3.1
Специальность: 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Пушковой Валентины Александровны
Проверила: Лыхварь Галина Ивановна
Оценка: ________________
Волгодонск, 2022
Содержание
- Введение…….………………………………...……………………………………….3
- Глава 1. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся начальных классов средней образовательной школы...4
1.1. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся первого класса………………………………………………………4
1.2. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся второго класса……………………………………………………....6
1.3. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся третьего класса……………………………………………………...7
1.4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся четвертого класса…………………………………………………...8
3. Заключение……………………………………………………………………………..9
4. Список используемых источников………………………………………………….10
Введение
Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны - творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.
Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего школьного возраста.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. [4]
Глава 1. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся начальных классов средней образовательной школы.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют школьников, y детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук.
§1.1. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся первого класса.
Живопись — это «способ передачи эмоций, чувств и состояний, исходящих из глубины сердца человека посредством прямого контакта кончиков пальцев с красками и бумагой». Рисование руками – одна из самых древних техник живописи! Она развивает творческие способности в любом возрасте.
У этого вида творчества есть много важных преимуществ:
|
|
|
|
|
|
|
Рисование кончиками пальцев
Таким способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы. Одними кончиками пальцев можно создать целый пейзаж. Многие художники, например, Айрис Скотт или Зария Форман, используют эту технику в своих полотнах, которые сейчас можно увидеть на выставках и в музеях.
Рисование ладошкой
Можно просто отпечатывать свою ладонь разными цветами на листе. А можно рисовать полноценные образы, для этого пальцы должны быть сомкнуты. Чтобы нарисовать бабочку, приложите разукрашенную ладошку к бумаге вертикально, рыбку — горизонтально, а осьминога — пальчиками вниз.
Рисование кулачком
Полураскрытый кулак дает возможность нарисовать бананы, холмы, радугу и другие изогнутые предметы. Сжатым кулачком со стороны большого пальца легко нарисовать красивые розы, улитку или морские ракушки.
Ребенку очень полезно изучить возможности своих рук, ведь с помощью всего одной ладошки можно получить столько разных отпечатков! Этот процесс развивает фантазию, образное и пространственное мышление, ребенок получает первое представление о фигурах, растениях, животных.
К отпечатанным элементам можно дорисовывать разные детали, чтобы воплотить любую идею.
Такие простые упражнения отлично развивают координацию, особенно если рисовать сразу двумя руками. Занятия особенно важны для левшей, так как они стимулируют правое полушарие, а также ненавязчиво развивают правую руку.
§1.2. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся второго класса.
Кляксография с ниточками
Рисовать можно гуашью или акварелью. Гуашь необходимо наложить в блюдце и слегка развести водой.
1.Акварель в общей палитре достаточно смочить водой при помощи кисти
2. Нитку окрашиваем таким образом, чтобы оба конца на 5-6 см остались чистыми. Нитку опускаем в краску, прижимаем сверху кисточкой, и пропускаем нить между краской и кисточкой, следя, чтобы она равномерно окрасилась по всей длине
3. Окрашенную нить укладываем на одну часть бумаги (до сгиба), таким образом, чтобы оба конца нитки были свободными и свисали с одного края бумаги.
4. Накрываем второй частью листа, поверх кладём плитку и прижимаем ею лист бумаги
5. Вытягиваем нить одновременно за оба конца
6. Убираем плитку, раскрываем лист бумаги, и у нас получается два элемента узора. Одной и той же ниткой можно рисовать несколько раз. Если по замыслу цвета краски будут изменяться, начинать следует от светлых (жёлтой, светло-салатовой, голубой) до более ярких и тёмных (оранжевой, красной, бордовой, тёмно-зелёной, синий, фиолетовой) и т.д.
7. Если нитка слишком мокрая или краска обильно смочена водой, изображение может получится размытым, похожим просто на яркую кляксу.
8. Напротив, если краска недостаточно смочена водой, и нитка сухая или не полностью прокрашена, в изображении узора на обеих или одной из сторон бумаги возможны непрокрасы.
9. В получившемся изображении можно увидеть фигурки животных, птиц, бабочек, формы цветочков, листиков, морские волны. Можно добавить изображение недостающими деталями, для получения законченной картины, а можно из нескольких изображений составить новые формы или целый коллаж.
10. Для этого перегибаем лист бумаги с элементами изображения по сгибу, но уже таким образом, чтобы узор оказался не во внутренней, а на внешней стороне бумаги. И вырезаем одновременно оба изображения, отступив от контура 1-2 мм.
11. Отдельные элементы компануем в нужные формы и силуэты, Лишние детали обрезаем.
12. Приклеивать начинаем с нижних слоёв рисунка.
13. У вас может получится «букет цветов в вазе» и «волшебный зверёк» и т.п. [5]
§1.3. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся третьего класса.
Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.
Постоянные занятия быстро приносят результаты:
- усовершенствуется зрительно-моторная координация и мелкая моторика пальцев;
- улучшается способность нахождения и использования графических способов для создания выразительного образа. Это линии, контраст и штриховка;
- развивается творческое воображение;
- дети становятся смелыми в самовыражении и не стесняются использовать разные способы создания рисунков;
- появляется возможность создавать красивые картины без особых навыков. Это позволяет поверить в свои силы малышей, у которых рисунки кисточкой или карандашами получаются не очень хорошо;
- придают уверенности ребенку, что он может создавать оригинальные картины, которые понравятся окружающим. [6]
Для занятия понадобится:
- Бумага а4 (альбомная);
- Восковые мелки;
- Черная гуашь;
- Моющее средство;
- Зубочистки;
- Художественные принадлежности (кисти и баночка, карандаш);
- Идея того, что бы вы хотели нарисовать
1 этап работы. Лист закрашиваем цветными кусочками восковыми мелками. Делаем, так называемую, цветную подложку.
2 этап работы. Нам необходимо закрасить нашу цветную подложку черной гуашью, но для этого в баночку с водой нужно добавить несколько капель моющего средства. Это делается для того, чтобы краска хорошо ложилась на воск от мелков. Затем дать гуаши высохнуть.
3 этап работы. Гуашь высохла и теперь мы можем приступать к исполнению рисунка. Для точности исполнения своего рисунка его можно нанести поверх гуашь карандашом. Затем мы берем зубочистку и начинаем царапать гуашь по заготовленному рисунку.
§1.4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у учащихся четвертого класса.
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
Для рисования понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки. [3]
Рисование дерева в технике монотопии:
1. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачиваем.
2. На правой половине листа рисуем правую половину дерева.
3. Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.
4. На развернутом листе появляется целое дерево (см. приложение 1).
Варианты работ. Предметной монотопией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.
Если надо изобразить пейзаж, то лист кладется вертикально, складывается пополам. На верхней части рисуется пейзаж. Затем нижняя часть листа смачивается, складывается и распрямляется. Исходный пейзаж можно опять оживить красками. [2]
Заключение
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют школьников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников
Таким образом, именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.
Педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. [4]
Список используемых источников
- https://my-shop.ru/shop/article/13124.html
- https://shkola7gnomov.ru/parrents/razvivayuschie_zanyatiya/id/955/
- https://www.detkipodelki.ru/pages/7666.html
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485360-netradicionnye-tehniki-risovanija-kak-sredstv
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485360-netradicionnye-tehniki-risovanija-kak-sredstv
- https://handsmake.ru/grattazh-tehnika-risovaniya-dlya-detey.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/04/tekst-k-master-klassu-klyaksografiya-nitochkoy
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
Самостоятельная работа
по дисциплине: МДК 01.05 «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМДЕЯТИЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ»
Реферат
на тему:
«История бумаги»
Выполнила:
Студентка группы ПНК-3.1
Пушкова В. А.
Проверил:
Преподаватель
Лыхварь Г. И.
Оценка:_____________
Волгодонск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История бумаги
§1.1. Древнейшие носители информации…………………………………….4
§1.2. Изобретение бумаги……………………………………………….………5
§1.3. Бумага как носитель информации и ее долговечность………….…..8
§1.4. Роль бумаги в будущем………………………………….………………..9
Заключение………………………………………………………..……….…....11
Список использованных источников………………………………………..12
Введение
Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумага - это листовой материал из натуральных растительных или искусственных волокон. История возникновения бумаги и развития бумажной промышленности не так уж и проста.
Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это - петроглифы. Они были не просто картинами, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами - были первыми письмами.
В те далекие времена пергамент, самый распространенный вид носителя информации, не был доступным всем категориям населения из-за высокой цены. Человечество нуждалось в более дешевом материале, таким материалом стала бумага. Ее название на английском языке "paper" происходит от "папирус", материала, используемого древними египтянами, греками и римлянами. Некоторые ученые считают, что слово "бумага" берет свое начало от итальянского bambagia, что значит - хлопок. Другие верят, что русское слово бумага произошло от татарского "бумуг" (хлопок).
Пожалуй, что бумага – это один из самых распространенных материалов. Куда бы вы не посмотрели, скорее всего вы найдете бумагу, ведь бумага – это не только информационный носитель, но и упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, платежное средство, и многое, многое другое! Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги.
Глава 1. Характеристика бумаги, как носителя документированной информации
§1.1. Древнейшие носители информации
В древности люди писали на гладко выструганных дощечках, на глиняных плитках, на пальмовых листьях, на коже животных. Писали на том материале, который легче найти или изготовить.
Самый древний писчий материал [6] — это пергамент, свежая баранья кожа. Рабам приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать.
Пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять. В руинах древнего Вавилона нашли глиняную табличку. На ней клинописными знаками было написано: «Я голодаю, пришли мне пшеницы и кунжута» [9].
Этой табличке около четырех тысяч лет. Она небольшая по размеру, и доставить ее адресату было, очевидно, не так уж трудно. А как быть, если письмо оказывалось длинным и не умещалось на одной дощечке? Вес письма становился очень внушительным. Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.
В древнем Египте писали на папирусе. Сырьем для него служил тростник, растущий в долине Нила. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым. Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. Чернилами ему служили водяные краски [6].
Научиться писать и читать иероглифы было очень сложным делом. Помимо труда и времени, для этого требовались и немалые способности. Поэтому писец в Египте пользовался большим уважением и почетом. Писцы нередко занимали большие должности, были среди них министры, философы, архитекторы, ученые.
При всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным, изготовлять его было нелегко. И, несмотря на это, он применялся очень долго, дольше многих других материалов, пригодных для письма.
Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых [9].
§1.2. Изобретение бумаги
Происхождение бумаги было обусловлено появлением письменности – ведь помимо изобретения алфавита и грамматики, необходимо было на чем-то писать. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли, бумага появилась не сразу. Пожалуй, что можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус [5].
Основным материалом для изготовления папируса были трехгранные стебли тростника, достигавшие 5-ти метровой высоты. Впрочем, для приготовления папируса применяли только нижнюю часть стебля длиной около 60 сантиметров. Ее освобождали от наружного зеленого слоя, а сердцевину белого цвета извлекали и разрезали на тонкие полоски ножом. После этого полученные полоски 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления растворимых веществ. Далее размягченные полоски прокатывали деревянной скалкой по доске и помещали в воду на сутки, опять прокатывали и снова клали в воду. В результате этих операций полоски приобретали кремовый оттенок и становились полупрозрачными. Далее полоски укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, сушили (опять же под прессом) и разглаживали камнем [5].
Как видно, технология первой бумаги была достаточно сложной, а потому папирусы были дороги. Кроме того, они были не очень долговечны и требовали бережного отношения к себе.
Несмотря на это, вплоть до V-го века папирус оставался основным материалом для письма, и лишь в X веке от него практически полностью отказались.
Параллельно с развитием папируса началось развитие другого материала, который оказал большое влияние на историю бумаги. Этим материалом стал придуманный во II-м веке до нашей эры в Малой Азии пергамент. Свое название он получил из-за места, где началось его производство – города Пергама Пергамского царства. Любопытно, что появление пергамента во многом обусловлено тем, что Египет, опасаясь соперничества Пергамской библиотеки, для защиты статуса Александрийской библиотеки, как крупнейшей, организовал то, что впоследствии будут называть торговым эмбарго – запретил вывоз папируса за пределы Египта [12].
Пергамент получали путем особой, весьма сложной обработки кож молодых животных – телят, ягнят, козлов и ослов. В отличие от папируса, пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее и на нем можно было писать с обеих сторон [12].
Однако у него был большой и очень серьезный недостаток – изготовление пергамента было очень трудным процессом, а потому этот материал был чудовищно дорог. Настолько дорог, что для того, чтобы написать новые документы, иногда приходилось смывать чернила со старых пергаментов.
Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше.
Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Происхождение бумаги во многом было обусловлено тем, что для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю [6].
В 751 году произошло сражение, в котором арабы победили китайцев, и смогли пленить нескольких бумажных мастеров. От них арабы смогли перенять опыт по производству бумаги и потом усовершенствовали его, что оказало большое влияние на историю бумаги [9].
Первым некитайским центром развития бумажного производства стал Самарканд, далее в 800 году бумагу появляется в Багдаде, в 1100 – в Каире,а в 1300 – в Венеции. Почти 300 лет потребовалось для того, чтобы бумага из Ирака смогла попасть в Египет.
История появления бумаги в Европе была еще длиннее. Первые бумажные мельницы появились в Испании в X веке, а уже через 100 лет в Толедо и Шативе вырабатывали бумагу столь высокого качества, что ее охотно покупали во многих странах. В начале XII века произведения некоторых итальянских поэтов были уже написаны на превосходной белой бумаге [9].
Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. В XV-XVI веках темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства.
В конце XVIII века при помощи роллов уже производили гораздо большие объемы бумажной массы, однако отлив вручную (вычерпывание) бумаги сильно тормозил производственный рост. Поэтому в 1799 произошло другое важное в истории изобретения бумаги событие – француз Н. Л. Робер придумал машину для изготовления бумаги, механизировав отлив бумаги при помощи использования непрерывно движущейся сетки [6].
В XX веке производство бумаги – это уже крупная высокомеханизированная промышленная отрасль с непрерывно-поточной схемой в технологии производства, большими по мощности теплоэлектрическими станциями и достаточно сложными химическими цехами по изготовлению полуфабрикатов из волокон [6].
§1.3. Бумага как носитель информации и ее долговечность
В процессе документирования наблюдалось стремление использовать качественные, стойкие краски, чернила. В значительной степени благодаря этому до нас дошли многие важные текстовые исторические памятники, документы прошлого. И, напротив, использование недолговечных материальных носителей (пальмовые листья, деревянные дощечки, берёста и т.п.) привели к безвозвратной утрате большинства текстовых документов далёкого прошлого [7].
Однако, решая проблему долговечности, человек сразу же вынужден был заниматься и другой проблемой. Долговечные носители информации были, как правило, и более дорогостоящими. Так, книги на пергаменте нередко приравнивались по цене к каменному дому или даже к целому поместью, вносились в завещание, наряду с другим имуществом, а в библиотеках приковывались цепями к стене. Поэтому постоянно приходилось искать оптимальное соотношение между долговечностью материального носителя информации и его стоимостью.
Наиболее распространённый в настоящее время материальный носитель документированной информации - бумага - обладает относительной дешевизной, доступностью, удовлетворяет необходимым требованиям по своему качеству и т.д. Однако в то же время бумага является горючим материалом, боится излишней влажности, плесени, солнечных лучей, нуждается в определённых санитарно-биологических условиях [7].
В конце 20-го века с развитием компьютерных технологий и использованием принтеров для вывода информации на бумажный носитель вновь возникла проблема долговечности бумажных документов. Дело в том, что многие современные распечатки текстов на принтерах водорастворимы и выцветают.
Материальные носители документированной информации требуют, таким образом, соответствующих условий для их хранения. Однако это далеко не всегда соблюдалось и соблюдается.
Всё это оборачивается значительными материальными потерями, поскольку в архивах и библиотеках приходится создавать и содержать дорогостоящие лаборатории, которые занимаются реставрацией бумажных носителей. Приходится также изготавливать архивные копии документов с угасающим текстом и т.п.
Но, тем не менее, когда мы говорим слово «документ», мы по-прежнему представляем себе этот «материальный объект» как лист бумаги с привычными реквизитами. Хотим мы этого или нет, но важнейшим материальным носителем информации по-прежнему остается бумага.
§1.4. Роль бумаги в будущем
Судьба бумаги в мире, где электроника приобретает все большее значение, становится предметом обсуждения. Предсказывается, что фотографии, финансовые документы и даже билеты снабдят встроенным цифровым идентификатором, наподобие водяных знаков, поэтому каждый документ можно будет связать с Internet, отследить и защитить авторство его создателя или владельца.
Интеллектуальная бумага сама будет содержать идентификатор. И ее можно будет не просто читать. Если документ связан с источником данных, интеллектуальная бумага позволит экономить время, поскольку позволит владельцу документа получить дополнительную информацию по Сети [3].
Все, что имело цифровое представление до того, как было перенесено на бумагу, например рекламные объявления в журналах или бейсбольные карточки, сохранит свою цифровую природу. Просто информация будет встроена в бумагу.
Есть, разумеется, и более оптимистичные прогнозы относительно бумаги как носителя информации: определенный сдвиг от бумаги к электронной среде все-таки произойдет, но последняя не вытеснит бумагу полностью. Во многих ситуациях оба носителя будут прекрасно уживаться друг с другом. Но, несмотря на дальнейшее развитие технологии, использование бумаги как средства общения будет не сокращаться, а возрастать — благодаря спросу на печать по требованию [5]. В деловой сфере бумага почти полностью выйдет из употребления, но печать книг никогда не прекратится. Крупные библиотеки для печати по запросу будут предлагать факсимиле классики и раритетов [5].
Предполагается, что бумага и компьютер будут и дальше дополнять друг друга в области печати по запросу. Мало того, та же технология допускает и загрузку по запросу на листы «e-paper», что позволит обходиться без обычной бумаги.
Исторический и экономический опыт подсказывает, что наиболее перспективная роль бумаги в будущем будет связана с гигиеническими изделиями и упаковкой. Потребность в них может вызвать рост производства бумаги на местах. Таким образом, в области упаковки и гигиены совершенствование технологии будет продолжаться, а в сфере производства писчей бумаги - сокращаться [5].
Заключение
Таким образом, бумага - материал, получаемый из целлюлозы. Не секрет, что сейчас бумага - один из самых распространенных канцелярских товаров. И сейчас она остаётся одним из самых распространённых канцелярских товаров. Бумага служит не только для письма и печати, она находит самое широкое применение везде. Бумага используется при создании газет, книг, обоев, упаковочного материала, применяется в качестве основы изолятора при производстве конденсаторов.
Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остается большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага еще долго будет занимать важное место в нашей жизни.
Современные технологии сильно изменили мир. По мере распространения телевидения, компьютеров и интернета регулярно предрекается смерть книг, журналов и газет (а вместе с этим – еще и большой спад бумажного производства). Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и журналы, и газеты все еще живы, а это значит, что история бумаги продолжается! Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.
Список использованных источников
- Банасюкевич В.Д., Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов // Отечественные архивы. М., 2008.
- Бройдо В.Л. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. М., Информационно-издательский дом "Филинъ", 2008.
- Василевский Ю.А. Носители магнитной записи. М., Искусство, 2009.
- Гедрович Ф.А. Цифровые документы: проблемы обеспечения сохранности // Вестник архивиста. 2008.
- Дж.-П.Харрисон, Б.-В.Эттвуд. Индустрия производства бумаги: общая картина. Журнал «КомпьюАрт». 2000.
- Истрин В.А. История письма. М., Знание, 2007.
- Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления). - М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009.
- Организация работы с документами: Учебник. / Кудряев, В.А., Корнеев И.К., Ксандопуло, Г.Н. и др. - М., Инфра-М, 2001
- Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности документального наследия в современных условиях // Отечественные архивы. М., 2009.
- Сергазин Ж.Ф. Основы обеспечения сохранности документов. М.: Высшая школа, 2006.
- Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 2008.
- Татиев Д.П. Бумага и переплётные материалы. М.: Просвещение, 2009.
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта
Урока по изобразительному искусству
«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»
Выполнила:
Студентка группы ПНК - 3.1
Пушкова Валентина
Проверил
Методист: Тимонина Е. В.
_______________
(подпись)
Учитель:
Варавина Н. Е.
(подпись)
Отметка:
________________
Волгодонск, 2023
Тема урока: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Класс, УМК: 4, Школа России
Цель урока: создать условия для формирования навыков восприятия эстетического характера традиционного для Японии понимания красоты природы.
Задачи урока:
Обучающие: познакомиться с техникой Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа. Научиться рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники, изображать природу через детали, характерные для японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Развивающие: развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки, живописные и графические навыки.
Воспитательные: вырабатывать правильные позиции в отношении ценностей к традициям и культуре Японии, воспринимать эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, фильм «Стана восходящего солнца», краски, лист, кисти, вода
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р- регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | |||||
1. Организационный этап | Метод стимулирования и мотивации, Наглядный метод Словесный метод | — Здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Александровна, и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. На ваших столах должны находиться альбомы для рисования, краски, кисточки, баночка с водой. Вижу, вы готовы к уроку. Присаживайтесь. - Сегодня на уроке я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие в одну удивительную страну, название которой вы можете определить, посмотрев на картинки. - Так что это за страна? | Приветствуют учителя
- Япония | _ | _ | Р УУД: осуществлять контроль за определенными действиями. К УУД: использовать правила вежливости в различных ситуациях. П УУД: подведение под понятия, распознавание объектов Р УУД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; П УУД: подведение под понятия, распознавание объектов | смыслообразование |
2. Актуализация знаний | Метод организации и осуществление учебной деятельности, Наглядный метод Словесный метод | - Вы правы, ребята, эта страна - Япония. Страна восходящего солнца, страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу. - Ребята, а что вы знаете о Японии? - Молодцы, вижу, вы много знаете о Японии. Итак, Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. -Японию называют «страной восходящего солнца», солнце изображено на государственном флаге Японии. Люди прозвали свою страну - Ямато, что переводится как “путь гор”. Все горы священные. Столица – город Токио, здесь около 9 миллионов жителей. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни). Из глубины веков пришло неповторимое своеобразие японского искусства: живопись, архитектура, поэзия, театр, музыка, разбивка садов и парков, чайная церемония, аранжировка цветов. Японцы глубоко чтут свою культуру и традиции, народные праздники. Как у любого народа традиционно – национальный костюм. - Ребята, а кто знает, как называется национальный японский костюм? - Молодцы. Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Теперь этому учат всех японских детей. В школе есть предмет – искусство любования. На уроке учат: всматриваться в окружающее, обычное – и видеть красивое, всматриваться в малое – и видеть великое. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть Характерная особенность японского искусства - лаконичность изображения, некая скудность, гордое одиночество, незаконченность линий, все это вызывает чувство приятного удивления : красота в несовершенстве. Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами. - а какое дерево считается символом России? | - Ответы детей - Слушают учителя, смотрят видео - Кимоно - Береза | самоконтроль | расширяют свои представления о культуре Японии получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место, использовать художественные материалы; | П УУД: подведение под понятия, распознавание объектов КУУД: Р УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; К УУД: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; | действие смыслообразования интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; |
3. Практическая работа | Методы организации и осуществление учебной деятельности: наглядные методы, словесный метод | Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:
- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры. |
| самоконтроль | К УУД: использовать правила вежливости в различных ситуациях. Р УУД: осуществлять контроль за определенными действиями. внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; | . | |
5. Физминутка | Методы организации и осуществление учебной деятельности: наглядные методы | - Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?- - Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении. Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Нашей сакуры цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают |
| Контроль учителем | |||
6. Практическая работа | - А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью. Этапы рисования:
- Наши цветы готовы. | Выполнение заданий | Р УУД: осуществлять контроль за определенными действиями. внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; | ||||
7.этап подведения итогов | Фронтальный опрос | - Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры. -Ребята, о какой стране мы сегодня говорили? - Какое дерево является символом Японии? - С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине? -В какой технике мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата? | Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы. | К УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Р УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | |||
8.Рефлексия | Фронтальный опрос | - Если вам понравился урок, у вас всё получилось, то поднимите весёлый смайлик. Если не всё получилось – грустный смайлик. - Мне было приятно с вами работать. Я хочу, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран. | - Оценивают свою работу на уроке | самоконтроль | _ | П УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
Технологическая карта
урока Изобразительное искусство
На тему: «Рисование кувшина»
Выполнила:
Студентка группы ПНК-4.1
Пушкова В. А.
Проверил:
Учитель:
Шибалкина О.В
_____________
(подпись)
Оценка:_________
Волгодонск, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4
Тема: Рисование кувшина
Тип урока: обучение новым методам изображения
Вид деятельности: рисование по представлению
Цель урока: создать условия для формирования навыка изображения кувшина с передачей света и тени при помощи простого карандаша
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки композиционного построения,
- учить способам передачи светотени, придавать объем предметам,
Развивающие:
- развивать графические навыки и умения,
- развивать художественные навыки.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к искусству, эстетическое начало, отношение к культуре, доброжелательное отношение в классе, желание организовать свое рабочее место
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Предметные:
- ученики познакомятся с искусством натюрморт,
- наработают умение показать красоту и поэтичность предметов,
- научаться располагать предметы в определённой композиции.
Метапредметные:
1) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- осуществлять анализ объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- делать выводы на основе анализа объектов;
2) РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять самооценку и самоконтроль, познавательную и личностную рефлексию
3) КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
момент. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Александровна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. - Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим наличие всех необходимых материалов. На ваших партах должны лежать альбомы, простые карандаши, ластики. - Вижу, вы готовы. Можем начинать урок. | Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку |
| Итак, посмотрите на слайд (на слайде изображены вазы) Как вы думаете, что мы будем рисовать? Как называется этот жанр в искусстве? Правильно, натюрморт. А кто мне скажет, что такое натюрморт? Верно, натюрморт — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы неодушевлённой природы Натюрморты каких знаменитых художников вы знаете? - А как вы думаете, что хотят передать художники, когда рисуют натюрморты? - Хорошо. Посмотрите на эти работы. Как вы думаете, в какой технике мы будем сегодня работать? - Верно. Сегодня мы поработаем в технике графика простым карандашом. А кто может назвать мне элементы графики? - А какие виды графики вы помните? - Молодцы. Вижу, вы много знаете о графике и готовы начать работу. | - Вазы - Натюрморт - Изображение предметов - Хотят передать красоту окружающего нас мира - Графика - Линия, штрих -Станковая графика, книжная , журнальная и газетная графика, прикладная, компьютерная графика, промышленная графика |
20 минут | - Как мы расположим лист? - Проследим, чтобы вся композиция располагалась в центре листа. - Итак, для начала нам необходимо провести линию поверхности стола. Расположим ее немного ниже середины листа. Переходим к созданию наброска. Какие геометрические фигуры можно использовать для построения композиции? Рисуем прямоугольник. - Теперь проведем ось симметрии. Рисуем вертикальную линию посередине. - Затем проводим горизонтальную линию горлышка нашего кувшина, представляем, где у нас будет самая узкая и самая широкая часть. Соединяем концы этих отрезков, чтобы получилась примерная фигура нашего кувшина. Затем — уточняем форму кувшина, используя более плавные линии. - Нам необходимо передать объем предметов. Для этого воспользуемся эллипсами. Изобразим овалы на крынке нашего кувшина, на донышке и на самой широкой и самой узкой части кувшина. - Обратите внимание, что края должны быть округлыми, а не заострёнными. Левая половина должна быть симметрична правой, старайтесь точно нанизывать овал на ось, чтобы он не выглядел наклонённым. Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее. - Проверяем, насколько ровным получается у вас кувшин. А я прохожу, смотрю. - Молодцы. Перед тем, как продолжить работу, предлагаю размяться. | - Вертикально, потому что главный объект – кувшин - вытянут вверх. - Изображают линию стола - Прямоугольник
- С фона. Проверяют, исправляют ошибки, выполняют задание. |
| Пальчиковая гимнастика «Белка» Сидит белка на тележке, | загибают по очереди пальцы |
| - После того, как наметили композицию, приступаем к детализации. Выделяем самые темные и самые светлые места, передаем светотень. - В первую очередь нам необходимо определить источник света. Теперь показываем собственную тень штрихами по форме кувшина. На подставке имеется падающая тень, ещё одна падающая тень от горлышка лежит на плечиках. Эти падающие тени плавно перетекают в тень собственную. - Так как свет неравномерно освещает разные части кувшина, определим разницу в их освещённости. Штрихом, положенным по форме кувшина, но уже по горизонтальным линиям разреза, покажем разницу в освещении. При этом мы не затрагиваем теневую часть. - Теперь изобразим блик и рефлекс. Определим самую светлую часть и, воспользовавшись ластиком, отобразим блик на кувшине. Затем отметим место рефлекса и так же, при помощи ластика, изобразим рефлекс. Не забываем о падающей от кувшина тени. | |
| - Ребята, заканчивайте свои работы. Кто готов, подходите к доске, прикрепите свои работы на магнит. - Давайте посмотрим и оценим работы друг друга. | Завершают работу, вешают картины на доску. Оценивают рисунки. |
| - Посмотрите на нашу выставку кувшинов. Вы хорошо постарались. - Какие трудности у вас возникли во время работы? Что далось легче? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Итак, приводите в порядок свои рабочие места. Урок окончен. Всем спасибо. | самоанализ проделанной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...