Технологическая карта урока изобразительного искусства «Строим город» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна
Цель урока: помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; развивать способности к творческому самовыражению.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Дать представление учащимся о навыках работе с бумагой ;
2. Конструирование игрового домика.
Развивающие:
1. Развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности;
2. Продолжить формирование навыков работы с бумагой;
3. Развивать способность к эстетической оценке произведений искусств.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств;
2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающим и миру.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 20.12.21 Школа:                                                                                      Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна
Класс: 1 Группа: 33
Урок: изобразительное искусство
Время: Кабинет:                                                                                                 Методист: Подгорская Татьяна Александровна

Тема урока: «Строим город»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; развивать способности к творческому самовыражению.

Задачи урока:
Дидактические:

1. Дать представление учащимся о навыках работе с бумагой ;
2. Конструирование игрового домика.

Развивающие:
1. Развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности;
2. Продолжить формирование навыков работы с бумагой;
3. Развивать способность к эстетической оценке произведений искусств.

Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств;
2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающим и миру.

Челябинск, 2021

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (30 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна, а меня зовут Влада Руслановна.

-Сегодня мы проведем у вас урок изобразительного искусства.

- Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте, чтобы на вашем столе была расположена бумага, уберите все лишнее, чтобы ничего не мешало вашей работе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места

Л: взаимодействие с учителем и сверстниками

К: организация своего рабочего места

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный:

беседа-общение

Наглядный: учебная презентация

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Вспомните, ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти? Кто подзабыл - смотрите на доску

- А что мы рисовали на прошлом уроке?

- Какие строения мы рассматривали?

Строительство.

Домик для маленьких человечков.

Дома, мебель, посуда, машины.

Л: строят речевое высказывание

Р: эмоциональная саморегуляция в ситуации затруднения

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

: беседа

Н: учебная презентация

- Каких мастеров мы с вами знаем?

-А ещё есть мастер, который помогает всем людям, кто строит или создаёт новые вещи. Предположите, как его зовут?

Мастер Постройки - это АРХИТЕКТОР, который представляет и придумывает каким быть дому.

-Помогать  нам сегодня на уроке  будут наши верные друзья и помощники Мастера Изображения, Украшения и Постройки.

- Посмотрите, сколько иллюстраций они с собой принесли.

-Обратите внимание на формы домиков, как они ярко украшены.

-Эти домики придумали и нарисовали художники-иллюстраторы.

-А строят дома архитекторы и строители.

-Представьте себе, что вы архитекторы и хотите построить дом.

-С чего же начинать?

-Я думаю, нам сможет помочь Мастер Постройки, ведь он большой знаток в этом деле.

-Каких только домов он ни строил: зайцу, белочке, оленю.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Уточняет, озвучивает тему урока

- Верно, тема нашего урока звучит так: «Строим город».

- Тогда какую цель мы поставим на урок?

- Вы абсолютно правы! Сегодня мы с вами рассмотрим тему постройки город и создадим свой собственный город!

Мастер Изображения и Мастер Украшения.

Предположения детей

-О постройке домов

-Научиться строить города из бумаги.

М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание

Л: формировать умение формулировать собственное мнение

М: формирование умения формулировать тему урока

М: формирование умения формулирования цели урока

Слайд 5

Слайд 6

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

Эвристическая беседа

Частично-поисковый наклядный

Игра

Демонстрационный

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Обьяснительно-иллюстративный

Словесный: опрос, фронтальная форма работы

Практический: составление алгоритма

Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу или полилог по открытию нового знания. Беседа

– Послушайте описание Солнечного города из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

«…Круглые поля скоро кончились, и по сторонам дороги стали попадаться дома. Они были маленькие, не больше двух этажей, но очень красивые: с высокими остроконечными крышами, окрашенными в яркие цвета, с верандами, с террасками, с балкончиками и затейливыми башенками на крышах. Во дворах были устроены беседки и цвели всевозможные цветы. Чем дальше ехали путешественники, тем чаще попадались дома. Шоссе незаметным образом превратилось в широкую городскую улицу. Дома по сторонам становились все выше. Машины двигались непрерывным потоком.

По обеим сторонам улицы стояли многоэтажные дома, которые поражали своей красотой. Стены домов были украшены затейливыми узорами, а наверху под крышами были большие картины, нарисованные яркими разноцветными красками. На многих домах стояли фигуры различных зверей, вытесанные из камня. Такие же фигуры были внизу, у подъездов домов.

По тротуару двигались толпы гуляющих малышей и малышек. Слышались смех и шутки. Откуда-то доносилась музыка…»

-Что понравилось вам в Солнечном городе?

– Захотелось ли вам побывать в таком городе?

– Опишите дома Солнечного города: величину, форму, цвет и др.

– Какое настроение возникло у вас после того, как увидели описание Солнечного города?

- Новые понятия (на экран)

- Ребята, у меня в рассказе прозвучало слово «веранда». Вы знаете что такое веранда? Кто-то слышал такое слово?

-Посмотрите на экран. Как вы думаете, для чего она нужна?

- Много вопросов

- Абсолютно верно!

- А как вы думаете, какие бывают дома по размеру?

- По высоте? (Высокие и низкие)   

- По расположению на местности?  

- Кто-нибудь знает, из каких  материалов  строят дома и как они называются?

- Из каких основных частей состоит дом? (картинка на слайде)

-Правильно,  самая большая часть -это само здание, ещё крыша, крыльцо-вход. А детали поменьше- окна, двери

– Как вы думаете, легко или трудно построить дом или другое любое здание и  почему?

– Приходилось ли вам самим что-нибудь строить? Например, из снега, кубиков, конструктора?

- С помощью чего можно строить на уроке? ( Краски, карандаши, цветная бумага)

-Верно!

- Обобщение

- Итак, я вижу, что вы очень много знаете о различных зданиях.

-Скажите, а мы можем сделать свой город из какого-нибудь материала?

Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

-Откройте учебник на с. 80–81. Посмотрите, как можно сделать домики. Из чего они сделаны? 

– Можно сделать домик из бумаги, из коробочек, а можно слепить из пластилина.

-Обратите внимание на домики из пластилина. Какой они формы, в виде чего они сделаны? 

– Верно. Это детские работы. Какие цвета выбирали дети? Почему? 

– Какие детали еще слепили дети? 

- Отлично!

Учитель проводит педагогический показ приемов выполнения практического задания (расписать словестно по этапам)

- Сегодня мы почувствуем себя в роли архитектора.

- Посмотрите, как мы будем делать домики. Мы рассмотрим, как делается  сказочный, необычный домик. Форму мы выберем тоже сказочную : круглый домик и квадратный . Сядьте удобно, посмотрите.

  1. Вырежем прямоугольник  размер- 13 см в высоту. Это будет само здание нашего сказочного домика. цвет выбирайте яркий, праздничный.  
  2. Сначала сразу украсим домик. Вырежем из цветной бумаги другого яркого цвета, круглые окна и приклеим к нашему домику окошки. Украсьте их, вырежете тонкие полочки и приклейте их крест на крест.
  3. Когда детали здания готовы, затем свернем бумагу. Для этого поделите ваш прямоугольник напополам, затем отмерьте от края 1 см и согните в том месте, это будет места склейки, затем поделите еще 2 стороны тоже напополам, не учитывая линию сгиба. Теперь с левой стороны найдите 2 часть из 4. В ней выделите середину и нарисуйте прямоугольник размером 6 см на 4 см. Теперь вырежите дверь, но не до конца, одну сторону нужно оставить не тронутой, это будет дверь. Вы можете открыть ее. Наклейке на дверь кусочек бумаги другого цвета, чтобы он отличался от цвета дома.
  4. Края крыши можно сделать резными. Вырежите прямоугольник в ширину 15, 5 см, в длину 12 см. Сделайте края резными и согните прямоугольник напополам вдоль.
  5. Вырежете из бумаги прямоугольники размером 4 см на 1,5 см и приклейте к собранному домину на 1 и 3 часть, как я. Теперь соединим крышу с домиком. Красота!

-Посмотрите, какой красочный домик!

-Теперь сделаем круглый домик.

Алгоритм:

1. Сначала мы вырезаем прямоугольник – длиной 24 см и шириной 10 см.

2. Теперь от правого края отступаем 1 см.

3. С левой стороны отступаем 6 см и так же, как на прямоугольном домике отмеряем дверь и вырезаем. В длину дверь должны быть 6 см, а в ширину 4 см.

4. Теперь вырезаем 2 окна, как на прямоугольный домик и клеим окна в обеих сторон двери, немного отступив от нее.

5. Крыша. Для чтобы сделать крышу рисуем большой круг, далее до середины круга разрезаем косую прямую. Теперь соединяем два края, как я и получаем треугольную крышу.

7. Вырежете из бумаги прямоугольники размером 4 см на 1,5 см и приклейте к собранному домину, как я. Теперь соединим крышу с домиком. Великолепно!

6. Теперь нужно украсить наш домик, например, полосками и ромбиками, чтобы он стал сказочным.

- Обратите внимание, план будет находиться на доске.

-Ответы детей.

-Да!

- Они были маленькие, с высокими крышами. Разноцветные, на них было много узоров, также на домах были фигуры зверей из камня …

-Радостное, спокойное.

Работают в парах

- Ответы ребят, обсуждают предложенные вопросы.

- Да\Нет

-Там можно играть, она будет защищать от ветра и дождя и т.д.

- Большие и маленькие

-Высокие и низкие

-Городские и деревенские

-Панельные, кирпичные…

-Ответы детей.

-Да!

-Из бумаги, из пластилины.

- В форме цилиндра, овала, в виде грибов, бочонков и др.)

-Если дом в виде грибочка, то сам дом коричневый, а шляпка-крыша красная или пятнистая.

- Ступеньки, окна, трубу на крыше, столики, скамейки.

П: извлечение необходимой информации

П: использование знаково-символических средств

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: анализ, синтез, классификация

Л: Умение сотрудничать со сверстниками

Анализ/синтез

Анализ/синтез

Анализ/ синтез

Л: умение строить речевое высказывание,

К: учет мнения сверстников

Л: высказывание своего мнения

Р: учатся выполнять работу в правильной последовательности

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий (4-5 мин)

Словесный: опрос, беседа

.

Но перед тем, как нам начать, давайте разомнемся, я вижу вы немного засиделись.

Физкультминутка:

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания.

- Итак, ребята, давайте вспомним, что мы должны будем сейчас делать?

- Хорошо! Какие материалы нам для этого понадобятся?

- Отлично! Давайте определим критерии, которых вам следует придерживаться.

- работайте аккуратно

- следуйте плану

- работа должна быть индивидуальной, отличаться от примера, то есть оригинальной

- внесите в работу что-то свое

Сейчас внимательно посмотрите на пример выполнения работы, учитывайте критерии.

Повторяют движения за учителем

Строить города

Ножницы, клей и бумага

Наблюдают за выполнением работы.

Учатся формулировать учебную задачу

Л: умение логично излагать свои мысли

Анализ/синтез

Умение работать по плану/в правильной последовательности

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха (4-5 мин)

Практический: индивидуальная работа, выполнение самостоятельной работы

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

- Ребята, присаживайтесь на свои места поудобней, проверьте, чтобы на столе лежала бумага, ножницы и клей,   уберите все лишнее со стола, чтобы ничто не мешало вашей работе, работайте в тишине.

- Перед тем, как начать посмотрите на экран, здесь изображены варианты работ некоторых учеников. Можете опираться на них, но помните, что для успешного выполнения работы, вам необходимо сделать работу не копией, а индивидуальной. Можете приступать к выполнению работы, учтите, у вас ограничено время, работайте в темпе.

Осуществляет контроль темпа выполнения задания

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением.

- Хорошо, я вижу, вы закончили, кто хочет продемонстрировать свою работу классу и описать/объяснить то, что нарисовано.

- Отлично, вы большие молодцы!

Проверяют готовность рабочего места

Рассматривают варианты выполненных работ

Выполняют самостоятельно работу, следуя критериям

Показывают свою работу, объясняют почему и что там нарисовали.

Л:  учатся сохранять учебную задачу

Анализ/синтез

Р: эмоциональная саморегуляция в ситуации затруднения

Р: учится работать в определенной последовательности, согласно плану

Р: учится выполнять задания в общем темпе

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учитывать мнение одноклассников

Включение в систему знаний

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

(7-8 мин)

Словесный: обобщающий опрос

Наглядный: учебная презентация, раздаточный материал (конверты)

Учитель организует закрепление полученных знаний, понятий, приемов

- Итак, ребята, у вас у всех получились отличные работы! Вы построили отличные домики.

- Объединитесь в группы по 4 человека, на партах у вас лежат конверты, в каждом конверте индивидуальное задание на повторение изученного. У вас есть 3 минуты на выполнение.

1к: Определение понятия «Архитектор»

2к: Техники выполнения домика

3к: С помощью чего выполняются домики

- Отлично, ваше время вышло, давайте приступим к проверке.

Работают в группах, выполняют задания

Проверяют

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Р: учатся работать в определенном темпе

М: активно участвует в общей работе

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

(2-3 мин)

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку вех работ учащихся

- Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам разместить ваши работы на первой парте, так, у нас будет собственная тематическая выставка, где вы сможете повнимательней рассмотреть другие работы.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ

- А сейчас, поскольку работы нам нужно оценить, мне нужны 2 эксперта, которые согласно представленным критериям вы будете оценивать.

Критерии:

- оригинальность образа

- композиция (крупно)

- передача характерных черт в образе (детали)

- цветовое разнообразие

- аккуратность выполнения работы.

- Остальные ребята, не расстраивайтесь, вы будете соглашаться или опровергать сказанное экспертами.

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

- Ребята, у кого есть неполадки с критериями оценивания работ, проанализируйте свою работу и скажите почему есть такие несогласия. А те, кто не успел закончить работу обязательно доделают ее дома и принесут на следующий урок.

- Хорошо, ребята, я вижу вы многому научились, вы большие молодцы!

-Спасибо за урок! Не забудьте убрать свои рабочие места.

- создают выставку

Оценивают работы

Анализируют свои работы

П: рефлексия способов и условий действий

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин упеха/неуспеха в учебной деятельности

Анализ/синтез

Понимание ситуации успеха/неуспеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древнерусский храм" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о конструкции и символике древнерусского храма; обучение выполнению эскиза храма в технике «симметричное вырезание».Задачи урока...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урокаДидактические:познакомить с особенностями построения ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картина - натюрморт»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, ч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Рисование пейзажа" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Рисование пейзажа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения пейзажа; развитие способностей понимания, чувства и во...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Задачи урокаДидактические:Знать понятие «ритм линий»;Уметь применять полученные знан...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм пятен» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом  пятен как  со средством художественной выразительности, использование этого средства в изображении летящих птиц.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление с обучающимися  средство художественной выразительности - ритм; формирование умения  выполнять композицию  «Ритм птиц» в технике аппликация.Задачи ур...