Технологическая карта урока изобразительного искусства «Мудрость старости» (УМК «Школа России», 4 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дата: 30.03.22 Школа: Академический лицей № 95 Класс: 4 Урок: Время: Кабинет: | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 33 Учитель: Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна |
Тема урока: «Мудрость старости» (восковые мелки)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с образом пожилых людей в искусстве и выполнения этюда портрета.
Задачи урока
Дидактические:
- Обобщить знания детей по теме «Искусство объединяет народы» посредством фронтального опроса;
- Познакомить обучающихся с новым понятием «Мудрость» посредством обсуждения картин, пословиц;
- Изобразить портрет пожилого человека, используя приём графики.
Развивающие:
- Развивать воображение, творчество и композиционное мышление посредством изображения портрета;
- Развивать и углублять знания о технике выполнения портрета посредством изображения портрета;
- Развивать способность к эстетической оценке произведений искусств посредством взаимооценки.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания чувства уважения и заботы к пожилым людям;
- Содействовать развитию интереса к изучению изобразительного искусства посредством выполнения практической работы.
Оборудование: Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс Б.М. Неменский (УМК «Школа России»), учебная презентация, наглядный материал, восковые мелки, лист А4.
Челябинск, 2022
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||
Самоопределение к деятельности (30 сек.) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф Словесный: (беседа) | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. -Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Меня Влада Руслановна. Меня Ева Владимировна. Пожалуйста, садитесь. -Сегодня мы проведем у вас уроки Изобразительного искусства. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. -Теперь я уверена, что наше занятие пройдет увлекательно, и вы узнаете для себя много нового. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Улыбаются друг другу. | Л: Самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учебная презентация. | |||
Актуализация знаний и мотивация (3-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: Словесный: (беседа) И Практический: (ответы на вопросы) Ф Словесный: (подводящий диалог) | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работали на прошлом уроке? - Что значит эта тема? - Какой вывод вы сделали на прошлом уроке, рассматривая вот такие картины о матери? - Почему материнство - это единая ценность? -Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? -Это картина Леонида Павловича Баранова о радостной старости. -Ребята, на слайде, вы сейчас видите 2 пословицы, прочитайте их. -Отлично! Ребята, а о чем эти пословицы? -Верно! | «Искусство объединяет народы». У многих народов есть единые темы в искусстве. Уважать матерей. Мама есть у каждого человека, и она самый близкий для нас человек. Картину стариков. От совета старых людей голова не болит. Молоденький умок старым умом крепится. О том, что старые люди очень умные. | П: повторить уже пройденный материал. Р: выработать учебную мотивацию. К: учет разных мнений. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация. | |||
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: (метод предположения) | Самоопределение к деятельности. -Предположите, какая тема нашего урока? - Какие цели на урок мы поставим перед собой? -Итак, вы все были абсолютно правы! Тема нашего урока: «Мудрость старости», цель: познакомиться с новым понятием «Мудрость», научиться изображать портрет пожилого человека.
| Мудрость старости. Познакомиться с новым понятием «Мудрость», научиться изображать портрет пожилого человека. | П: уметь формулировать тему и цель урока. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Учебная презентация. | |||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: (беседа) Ф Словесный: (объяснение) Наглядный: (педагогический показ) | Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу или полилог по открытию нового знания. Красота человека определяется не столько внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Пословицы говорят о мудрости и старости. -Ребята, расскажите, как вы понимаете слово- мудрость? -Хорошо. Давайте обратимся к словарю. Мудрость - это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. -Ребята, как вы думаете, должны ли мы почитать заботиться и беречь наших бабушек и дедушек и почему? -А как вы проявляете заботу к пожилым людям? -Молодцы! Пожилые люди трудились на благо семьи в самые тяжелые годы. Теперь пришла пора и нам о них позаботиться и поблагодарить. -Многие художники в своих произведениях показали красоту и мудрость старости. Посмотрите на слайд. -«Портрет старика в красном» Рембрандта Харменса Ван Рейна – это трагическая повесть о нелегко прожитой жизни. Поток света выхватывает из темноты фигуру старика. Чуть согнутые плечи, натруженные руки с узловатыми венами, седая борода, нахмуренный лоб и взгляд тёмных глаз придают герою картины облик библейского мудреца. -Вглядитесь в выражение лица и рук старика. Они могут многое поведать о человеке. -Ребята, какими средствами пользуется художник, чтобы раскрыть красоту старости? -Верно! Рембрандт использовал свет. Глубиной цвета выделил лицо и руки модели. Художник изобразил внутреннюю умиротворённость, душевную гармонию, которая и является отражением пришедшей мудрости. -Сегодня мы с вами познакомимся с техникой создания портрета пожилого человека и выполним этюд портрета бабушки или дедушки. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗ: -Сядьте удобно, уберите всё из рук, внимательно слушайте. -Итак, ребята, я возьму чистый лист. -Как мы расположим лист для портрета? Строго вертикально! 1) Сначала я выполню замалёвок для шеи и лица. Каким цветом я буду работать? Для того чтобы создать эффект кожи, я беру много белого, капельку, совсем чуть-чуть, красного и охры. Получится приближенный цвет кожи, посмотрите. Какую форму имеет голова человека? Верно, яйцо. Сразу наношу краску заполняя цветом, ничего страшного, если будет не ровно, мы рисуем гуашью. Ребята, а какая особенность шеи у пожилых людей? Верно, спина покатая и сутулая, шеи почти не видно, поэтому мы рисуем сразу плечи. 2) После того как мы заполнили основным цветом. Нам нужно наметить где будут располагаться глаза. Они расположены посередине всей головы. Для этого мы берём белую краску и наносим на то место, где должны быть глаза. Это белок. Ребята, какую форму имеют глаза? Форму лодочки или листа, верно. 3) Далее я рисую волосы. Но не забываем, что люди, которых мы изображаем, пожилые. А что особенного в волосах пожилых людей? Верно, они седые. Для изображения седых волос какие цвета мы смешаем? Серый и белый. Верно. 4) После того, как я напишу волосы, нужно изобразить нос и рот, как делали это на прошлых уроках. 5) Ребята, а чего не хватает в образе пожилого человека? Морщин, верно! Для того чтобы изобразить морщины я вспоминаю наиболее подвижные части лица и там их наношу. Какие это части? Лоб, глаза, губы, щеки. Верно. Как мы изобразим морщины? Я возьму белый цвет, смешаю его с небольшим количеством охры и добавлю немного синего. Так как морщины глубокие, значит, в них находится тень. 6) Затем выполняю небольшой фрагмент одежды. Для этого нужно вспомнить, в чём ходят пожилые люди. 7) На завершающем этапе, посмотреть на портрет и подумать, может быть ещё что-то упущено? Если нет, то можно заполнить фон. | Это то, что приходит с годами. Должны, они подарили нам жизнь и светлое будущее. Индивидуальные высказывания детей. Светом. Вертикально. Бежевым. Яйцо. Сутулая. Лодочки\ листы. Они седые. Серый и белый. Морщин. Лоб, глаза, губы, щеки. | Метапредметные: Поиск и выделение признаков предметов в общей работе; структурирование знаний. К: умение излагать свои мысли; достижение договоренности и согласование общего решения. Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей. Личностные: проявление активности в общей работе. | Учебная презентация. | |||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: (слова учителя) Ф Практический: (определение критериев работы) | Но перед тем, как нам начать, давайте разомнемся, я вижу вы немного засиделись. Физкультминутка: Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания. - Итак, ребята, давайте вспомним, что мы должны будем сейчас делать? - Хорошо! Какие материалы нам для этого понадобятся? - Помимо этого, хорошее настроение и фантазия! - Отлично! Давайте определим критерии, которых вам следует придерживаться. 1. Аккуратность; 2. Самостоятельность; 3. Точность выполнения задания. | Выполняют упражнения. Нарисовать портрет бабушки или дедушки. Лист А4, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой и палитра. | П: анализ К: умение слушать и понимать учителя. Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | Учебная презентация. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: (самостоятельная работа) Наглядный: (портреты учеников)
| Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество. - Ребята, присаживайтесь на свои места поудобней, проверьте, чтобы на столе лежала бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка и палитра, уберите все лишнее со стола, чтобы ничто не мешало вашей работе, работайте в тишине. - Перед тем, как начать посмотрите на экран, здесь изображены варианты работ некоторых учеников. Можете опираться на них, но помните, что для успешного выполнения работы, вам необходимо сделать работу не копией, а индивидуальной. Можете приступать к выполнению работы, учтите, у вас ограничено время, работайте в темпе. Осуществляет контроль темпа выполнения задания. Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением. - Хорошо, я вижу, вы закончили, кто хочет продемонстрировать свою работу классу и описать/объяснить то, что нарисовано. - Отлично, вы большие молодцы! | Проверяют готовность рабочего места Рассматривают варианты выполненных работ Выполняют самостоятельно работу, следуя критериям Показывают свою работу, объясняют почему и что там нарисовали. | Предметные: использование полученных знаний и умений для выполнения работы. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Учебная презентация. | |||
Включение в систему знаний, повторение (1 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Учитель организует закрепление полученных знаний, понятий, приемов. - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты кисти и краски.
| Пожилого человека. Морщины, не видно шеи, сутулая осанка, цвет глаз нет. | П: обобщение и конструирование знаний в речи | Учебная презентация.
| ||||
Рефлексия деятельности (по продукту) (3-5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | П Практический: (взаимооценивание) Ф Словесный: (беседа) | Осуществляет просмотр и анализ работ; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -А теперь давайте оценим ваши работы. -Сейчас к доске выйдет первая четверка, продемонстрирует нам свои работы, а мы оценим, опираясь на критерии: 1. Аккуратность; 2. Самостоятельность; 3. Точность выполнения задания. -Не забываем аплодировать своим одноклассникам. -Посмотрите какие у нас получились замечательные портреты. Вы вложили в них свою частичку души, а это значит, что у вас добрые сердца. -Ребята, а теперь посмотрите на слайд и продолжите фразы: 1. Я узнал…. 2. Мне было трудно…. -Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Убирайте свое рабочее место. Урок окончен. | Оценивают работы одноклассников. Ответы детей. | Метапредметные: Р: оценка К: использование критериев для обоснования своего суждения. Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. | Учебная презентация. Работы учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства «Мудрость старости» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о внутренней, духовной красоте пожилого человека; ознакомление с автопортретами Леонардо да Винчи и Эль Греко; совершенствование представлений обу...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древнерусский храм" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о конструкции и символике древнерусского храма; обучение выполнению эскиза храма в технике «симметричное вырезание».Задачи урока...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урокаДидактические:познакомить с особенностями построения ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Картина - натюрморт»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, ч...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Рисование пейзажа" (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Рисование пейзажа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения пейзажа; развитие способностей понимания, чувства и во...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Задачи урокаДидактические:Знать понятие «ритм линий»;Уметь применять полученные знан...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Мудрость старости. Портрет пожилого человека" (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...